Интеграция специалистов ДОУ в музыкально-оздоровительной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкий детский  организм. По данным статистики, количество дошкольников с ограниченными возможностями здоровья,  в том числе нарушением речи увеличивается с каждым годом

Интегрированный подход к организации воспитательно – образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении разрабатывается специалистами и мы определяем его как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья. 

Анализ ФГТ показывает необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа приближенного к так называемому «событийному» принципу, что позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным.   При организации НОД необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Для реализации цели были поставлены задачи:

– Обозначить основные направления взаимодействия развивающей деятельности специалистов.
– Создать модель коррекционно-развивающей деятельности, как условие речевого и личностного развития ребенка.
– Повышать адаптивные возможности детского организма с помощью здоровьесберегающих технологий.

Нами были разработаны  следующие условия взаимодействия:

  • совместное планирование работы: выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач.
  • одновременное  решение коррекционно-образовательных задач, учителя-логопеда,   воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию (каждый на своем занятии). Только в этом случае коррекция недостатков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья будет осуществляться системно.
  • единства требований, предъявляемых к ребенку. Успешная логопедическая  коррекция развития дошкольников  возможна при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего  педагогического коллектива.

Для того чтобы оптимизировать  процесс взаимодействия нами был определен следующий алгоритм действий.

I этап – определение тем. Одной теме уделяется от 1-4 недель.

Согласно ФГТ темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны, быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны вызывать и личностный интерес детей, обеспечивающий мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас»

У нас планирование  получилось по следующим направлениям:

– планирование по лексическим темам и звукопроизношению   (учитывается тематика по программе логопеда);
– государственным праздникам (Новый год, 23 февраля и т.д.)
– сезонным изменениям.

II этап – каждый педагог по разработанным темам определяет содержание своей работы

Варианты:

  • проведение организованной образовательной области «Коммуникация» совместно с логопедом;
  • проведение совместной (работают сразу 3 педагога: каждый ведет свое направление – «Коммуникация» – «Художественное творчество» – «Музыка») организованной деятельности по определенной теме;
  • проведение организованной образовательной области двумя педагогами: воспитатель – логопед, итогового мероприятия – музыкальным руководителем.

Обговаривается  в какой форме будет проходить итоговое мероприятие.

III этап – на основе комплексно-тематического планирования в течение года педагогами разрабатывается календарное планирование.

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса   обеспечивает взаимодействие отдельных образовательных областей.  Таким образом, происходит не только интеграция содержания, но и интеграция разнообразных организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности.

Остановимся наиболее подробно на  интеграции в работе музыкального руководителя и логопеда

На музыкальных  занятиях мы используем следующие здоровьесберегающие технологии, способствующих развитию речевой деятельности:  валеологические песенки – распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия.  Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика

Музыкальные занятия включают упражнения дыхательной гимнастики Б.Толкачева, А.Стрельниковой. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления детей.

Артикуляционная гимнастика

Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем

Задачи артикуляционной гимнастики на занятиях:

  • Развивать певческие способности детей.
  • Формировать артикуляцию различных звуков.
  • Закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, словах, фразах.           
  • Совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ.
  • Развивать музыкальную память, запоминания текста песен, внимание.
  • Учить детей правильно расставлять акценты при пропевании слов, фраз.

Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На занятиях эти упражнения проводятся под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями.

Оздоровительные и фонопедические упражнения

В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Это разработки В.Емельянова и М.Картушиной.Главная  цель – развитие личности ребенка, эмоциональной сферы, эстетических чувств.

Игровой массаж

Использование игрового массажа А.Уманской, М.Картушиной на занятиях повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма. Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. На музыкальных занятиях массаж проводится под музыку – слова пропеваются, музыка звучит просто фоном. При проведении массажа  используем поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания.

Пальчиковые игры

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые используются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного народного творчества.

На музыкальных занятиях пальчиковые игры Е.Железновой, В. Коноваленко проводятся под музыку, сопровождаются показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра.

Речевые игры

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое  музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх  Т.Тютюнниковой текст поется. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движения. Пластика вносит в речевое музицирование пантомические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности, решая следующие задачи:

  • Развивать музыкальные и творческие способности детей
  • Формировать у детей представление о форме, структуре музыкального произведения
  • Развивать звуковую культуру речи, связную речь и ее грамматический строй
  • Улучшать дикцию детей
  • Побуждать детей импровизировать в различных видах деятельности
  • Укреплять голосовой аппарат
  • Учить детей выразительно передавать настроение, характер персонажа речевой игры через интонацию, жесты, движения, мимику.

Музыкотерапия.

Музыкотерапия – важная составляющая музыкально – оздоровительной работы ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Предлагаем    список музыкальных произведений, рекомендованных для проведения музыкотерапии.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности:

Классические произведения:

  1. Бах И. «Шутка»
  2. Брамс И. «Вальс»
  3. Вивальди А. «Времена года»
  4. Кабалевский Д. «Клоуны»
  5. Моцарт В. «Турецкое рондо»
  6. Мусоргский М. «Картинки с выставки»
  7. Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года»

Детские песни:

  1. Шаинский В. «Антошка», «Все мы делим пополам»
  2. Савельев Б. «Если добрый ты», «Настоящий друг»
  3. Энтин Ю. «Буратино», «Крылатые качели», «Колокола», «Прекрасное далеко»
  4. «Танец утят» фран. нар. песня

Музыка для пробуждения после дневного сна:

Классические произведения:

1. Григ Э. «Утро».
2. Дворжак А. «Славянский танец»
3. Лист Ф. «Утешения»
4. Мендельсон Ф. «Песня без слов»
5. Моцарт В. « Сонаты»
6. Мусоргский М. «Балет невылупившихся птенцов».
7. Сен-Санс К. «Аквариум».
8. Чайковский П. «Вальс цветов», «Зимнее утро».
9. Шостакович Д. «Романс».
10. Шуман Р. «Май, милый май!».

Музыка для релаксации:

Классические произведения:

  1. Бетховен Л. «Лунная соната»
  2. Глюк К. «Мелодия».
  3. Дебюсси К. «Лунный свет»
  4. Свиридов Г. «Романс»
  5. Сен-Санс К. «Лебедь»
  6. Чайковский П. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»
  7. Шуберт Ф. «А ве Мария», «Серенада»
  8. Шуман Р. «Грезы».

 Таким образом, только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Литература:

  1. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в д/саду»; Волгоград: Учитель, 2011. – 204 с.
  2. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» Творческий центр Сфера Москва 2005.