Урок химии по теме "Углеводы, их строение, свойства, биологическое значение и применение"

Разделы: Химия


Форма проведения урока: Урок-марафон. (Приложение №1, слайд №2).

Тип урока: Закрепление знаний по теме: Углеводы.

Технология: рейтинговая.

Форма организации познавательной деятельности обучающихся: групповая

Требуется предварительная подготовка к уроку: Класс разбивается на 4 группы. Каждая группа получает домашнее задание: приготовить мультимедийную презентацию Power Point конкретно о каком одном углеводе, самостоятельно познакомиться по разным источникам информации с применением глюкозы и других углеводов. В химическом кабинете парты расставлены для работы отдельных групп.

Названия групп: Глюкоза, Фруктоза, Рибоза, Сахароза. (Приложение№1, слайд №3)

Цель урока: формировать УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные; развивать компетенции: мотивационного, знаниевого, деятельностного компонента, Воспитывать коммуникативную культуру, толерантное отношение к окружающим людям, участникам одной рабочей группы и всего коллектива в целом; целеустремлённость и инициативность.

Формирование УУД:

  • личностных универсальных учебных действий: помочь профессиональному самоопределению школьников, прививать нравственно-этические нормы поведения при работе в группе;
  • познавательных универсальных учебных действий: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока, поиск и выделение необходимой информации об углеводах в целом и отдельных представителях данного класса органических веществ; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (Интернета); составление мультимедийной презентации в программе Power Point, оценка результатов деятельности своих одноклассников и самого себя;
  • формирования регулятивных универсальных учебных действий: целеполагание, прогнозирование свойств углеводов на основании строения, коррекция, составление плана действий и контроль выполненного теста и его оценка в сравнении с эталоном.
  • формирования коммуникативных универсальных учебных действий: уметь работать в одной группе с партнёрами, принимать и реализовывать единственно верное решение на каждом этапе урока, осуществлять коррекцию в выступлениях партнёров, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; владение монологической и диалогической формами речи с применением химических понятий и определений, то есть “химического языка”.

Развитие компетенций:

  1. Мотивационный компонент: потребность в познании, стремление к самовыражению и индивидуальности.
  2. Знаниевый компонент: классификация углеводов, строение молекул моносахаров, дисахаров и полисахаров, уравнения важных химических реакций, характерных для глюкозы: качественные реакции на многоатомные спирты, “ серебряного зеркала”, качественная реакция крахмала и йода, реакции гидролиза полисахаридов и условия их протекания, реакция фотосинтеза, биологическая роль углеводов и их использование в народном хозяйстве.
  3. Деятельностный компонент: объяснять принадлежность углеводов к классу органических соединений по функциональным группам; находить причинно-следственные связи между составом вещества и типом химических реакций на примере глюкозы, фруктозы, сахарозы, клетчатки и крахмала; правильно использовать химическую символику; развивать общеучебные умения и навыки при работе не только с учебником, но и другими источниками информации, в том числе и с Интернетом; креативность, умение выступать перед аудиторией, формировать познавательный интерес, используя нестандартную форму урока и включая в содержание урока элементы новизны знаний.
  4. Воспитывать коммуникативную культуру, толерантное отношение к окружающим людям, участникам одной рабочей группы и всего коллектива в целом; целеустремлённость и инициативность.

Оборудование:

Комнатный цветок, упаковка виноградного сока, мороженые ягоды смородины, сахар-рафинад, мёд, яблоко, рис, картофель, хлеб, молоко сгущенное, вата, медицинский бинт, пакет с картофельным крахмалом, мармелад, растворы сульфата меди (II), аммиачного раствора оксида серебра, йода, крахмала. Из технических средств: персональный компьютер с проектором.

Использование СD дисков с фрагментами по теме “Углеводы”, мультимедийная презентация к уроку в программе Power Point. На доске находится плакат, на котором в виде ленты отражено названия групп, этапы марафона и количество баллов за каждый этап. Чтобы в конце урока определить суммарный балл каждой группы и определить рейтинг в марафоне знаний по теме “Углеводы”. На столах имеется маршрутный лист у каждой команды, на нём отражён маршрут передвижения по этапам, чтобы не было путаницы. На груди у каждого участника марафона закреплён бейдж – знак с названием группы. (Приложение №1, Слайд 3)

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать: классификацию углеводов по различным признакам; химические свойства углеводов; значение углеводов в природе и в жизни человека и всех живых организмов на Земле; особенности строения глюкозы как альдегидоспирта; свойства и применение глюкозы; важнейшие свойства крахмала и целлюлозы на основании различий в их строении.

Учащиеся должны уметь: объяснять свойства углеводов на основании строения молекулы; прогнозировать свойства вещества на основании строения; объяснять явления, происходящие в быту, пользуясь приобретёнными знаниями.

Ход урока

1. Организационный момент урока. Цели и задачи урока.

2. Психологический настрой. Этап мотивационный.

Краткая информация об убийстве Григория Распутина. История отравления цианидом калия.

Почему яд не убил Распутина? (Приложение№4) Предположения. Мнения обучающихся выслушиваются. Глюкоза даёт безвредные соединения с цианидом калия, сильнейшим ядом!

(Приложение №1, Слайд №3,4). Далее формулировка темы урока:

Углеводы, их строение, свойства, биологическое значение и применение. (Приложение №1. Слайд №1-2)

Работа проходит по этапам. Их всего 5. Маршрутный лист движения групп (Приложение №1. Слайд 5).

На первом этапе команда вытягивает билет. Всего 4 варианта билетов для 1 этапа.

Этап №1. “Этап знакомства” (Задания этапа в Приложении №2)

Этап №2. Исследовательский. (Для проведения этого этапа требуется предварительная подготовка участников группы заранее).

Задание №1. Выдан белый хлеб и картофель. Докажите, что в этих продуктах содержится крахмал! Найдите сами необходимые для опыта реактивы. Составить схему опыта.

Задание №2. Докажите, что глюкоза является многоатомным спиртом. Запишите уравнение реакции.

Задание №3. Выданы два реактива: глюкоза и крахмал. Распознать вещества при помощи при помощи химических реактивов. Составить уравнения протекающих реакций.

Задание №4. Докажите, что глюкоза является альдегидом. Составить уравнения реакций.

Этап №3. “Кто больше!” (выполнение теста)

Выбрать правильный ответ: (Ответы теста и форма проверки в Приложении №3)

  1. Укажите общую формулу углеводов: А) СхНу; б) С nН2n О2; в) СnН 2nО; г) C n2О)m.
  2. К углеводам относится вещество: А) С4Н6О4; б) С2Н4О2; в) С5Н10 О5; г) СН2О.
  3. Укажите группу углеводов, которые не гидролизуются водой: А) полисахариды; б) дисахариды; в) моносахариды; г) все углеводы гидролизуются.
  4. Укажите углевод, являющийся основной частью древесины: А) крахмал; б) целлюлоза; в) хитин; г) мальтоза.
  5. Указать формулу фруктозы: А) С6Н12 О6; б)) С4Н8О4; в) С5Н10 О5; г) С7Н14О7.
  6. Изомером фруктозы является: а) глюкоза; б) рибоза; в) сахароза; г) мальтоза.
  7. Виноградный сахар – это: А) фруктоза; б) рибоза; в) глюкоза; г) сахароза.
  8. Пентоза, входящая в состав ДНК – это А) глюкоза; б) фруктоза; в) рибоза; г) дезоксирибоза.
  9. В растворе глюкоза существует только: А) в линейной (цепная) форме; Б) только в циклической; В) цепной и двух циклических форм; Г) цепной и одной циклической .
  10. По своему химическому строению глюкоза является: 1) кислотой; 2) альдегидоспиртом; в) сложным эфиром; г) кетоноспиртом.
  11. С аммиачным раствором гидроксида серебра реагирует: А) реагирует глюкоза, не реагирует фруктоза; Б) реагирует фруктоза, не реагирует глюкоза; В) реагируют и глюкоза и фруктоза; Г) не реагирует ни глюкоза, ни фруктоза.
  12. В клетках растений целлюлоза выполняет функцию А) передачу наследственной информации; Б) катализатор биологических процессов; В) запас питательных веществ; Г) строительную и структурную.
  13. При полном гидролизе крахмала получаем: А) только глюкозу; Б) глюкозу и фруктозу; В) только фруктозу; Г) мальтозу.
  14. При гидролизе сахарозы получаем: А) только фруктозу; Б) глюкозу и фруктозу; В) только глюкозу; Г) рибозу.
  15. Крахмал в отличии от целлюлозы даёт характерную реакцию: А) с йодом; Б) бромной водой; В) гидроксидом натрия; г) аммиачным раствором оксида серебра.
  16. Определите вещество Х в схеме превращений Крахмал —> Х —> этанол: А) глюкоза; б) этиленгликоль; в) глицерин; г) углекислый газ.

Тест оценивается членами другой группы по представленному учителем алгоритму.

Этап №4. Информационный этап. Приготовить сообщение об использовании глюкозы или другого углевода в народном хозяйстве. Биологическая роль углеводов. Показ презентации по теме. (Этот этап заранее готовится дома членами каждой группы. Оценивается содержание презентации, наличия уравнений реакций, структурных формул, показывающих строение углеводов, классификация, биологическое и практическое применение и значение.) Во время представления презентации, свободные члены группы проверяют тест другой команды, с этапа №3.

Этап №5. “Что находится в чёрном ящике?” Рефлексивный этап.

Задание № 1. Кристаллы белого цвета, хорошо растворимые в воде и сладкие на вкус, относится к классу альдегидоспиртов и даёт реакцию серебряного зеркала, не подвергается гидролизу и синтезируется растениями из углекислого газа и воды, применяется для изготовления ёлочных игрушек. О каком веществе идет речь. Назовите его химическую формулу.

Задание №2. Твёрдое вещество белого цвета, имеет в своём составе пять гидроксильных групп ОН, подвергается химическому процессу, в ходе которого образуется винный спирт, содержится в зелёных частях растений, поддерживает деятельность сердечной мышцы и относится к моносахарам. О каком веществе идёт речь, назовите его химическую формулу.

Задание №3. Вещество белого цвета, не растворяется в холодной воде, даёт характерное с йодом окрашивание, является дополнительным питательным материалом для растений и откладывается в клубнях и зёрнах, является полисахаридом. О каком веществе идёт речь. Назовите его химическую формулу.

Задание №4. Вещество сладкое на вкус. белого цвета кристаллы, является дисахаридом и подвергается гидролизу с образованием двух разных моносахаров, при нагревании плавится с образованием карамели. О каком веществе идёт речь. Назовите его формулу.

Заключительный этап урока.

На информационном листе каждой группы определяется суммарный балл за все этапы. Определяется Звание “Лидер марафона по теме “Углеводы”. Определяется рейтинг группы на стенде, на котором вывешиваются результаты работы каждой группы за урок. Группе “Лидеру марафона знаний по теме “Углеводы” вручается нагрудный знак. (Приложение №1, слайд №7)

Домашнее задание.

Приложение №1. Слайд№8.