Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей

Разделы: Иностранные языки


Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие , повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру своей страны.

Во внеклассной работе по ИЯ имеется много возможностей для развития творческого потенциала через продуктивные методы учебно-познавательной деятельности. Достаточной научной новизной обладает тот факт, что использование Интернета во внеклассной работе по ИЯ становится более популярным и доступным и способствует формированию навыков исследовательского характера.

Цели внеклассной работы по ИЯ:

  • расширение и углубление знаний, умений, навыков в овладении иноязычной коммуникацией;
  • стимулирование интереса учащихся к изучению языка;
  • всестороннее развитие личности.

Внеклассная работа по ИЯ решает такие задачи:

  • усовершенствование знаний и умений, приобретенных на уроках ИЯ;
  • помощь ребенку в формировании мировоззрения;
  • развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетических вкусов;
  • воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.

Внеклассная работа строится на следующих принципах:

  • принцип связи обучения с жизнью;
  • ознакомление учащихся с актуальными событиями в нашей стране и за рубежом;
  • широкое использование краеведческого материала;
  • привлечение материалов по переписке с зарубежными сверстниками;
  • принцип коммуникативной активности учащихся;
  • предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся является возможность выбрать наиболее доступный интересующий вид деятельности;
    например: ведение переписки с зарубежными друзьями.
  • Принцип учета уровня языковой подготовленности и преемственности с уроками ИЯ.
  • Принцип учета возрастных особенностей учащихся.
  • Принцип сочетания коллективных, групповых форм работы.
  • Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по ИЯ.

Эффективность и результативность внеклассной работы зависит как от учета принципов, так и от соблюдения следующих условий:

  • добровольность участия;
  • сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
  • занимательность и новизна форм и методов работы;
  • эстетичность мероприятий;
  • наличие целевых установок и перспектив деятельности.

Все вышеперечисленные принципы и условия дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и, вместе с тем, разностороннее влияние на развитие личности.

Опираясь на общую теория развития мотивов учения, я систематизировала опубликованные в разных педагогических источниках виды мотивации в обучении иностранному языку. При этом обнаружила, что каждый вид мотивации (коммуникативная, страноведческая, лингво– познавательная, эстетическая) имеет широкие возможности для своего воплощения именно во внеклассной работе по иностранному языку.

Во внеклассной работе по иностранному языку имеется много возможностей для развития творческого потенциала через продуктивные методы учебно-познавательной деятельности.

Благодаря внеклассной работе по ИЯ углубляются познавательные интересы школьников, развиваются социальные и познавательные мотивы учебной деятельности, стимулируется развитие личности. Иначе говоря, внеклассная работа по ИЯ способствует более эффективному усвоению содержания образования, построенного на принципе культурособразности.

Приложение. Презентация опыта.

Список литературы.

  1. Внеурочная работа.//Рос. Пед Энц. М. 1993,с. 151
  2. Денисова Л.Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе. – ИЯШ, 1989, № 2, с 47–49
  3. Калечич Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. –М. Просвещение,1980. – 261с.
  4. Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М. Высшая школа, 1982  165с.
  5. Павлова Т.П. Игровые приемы работы на внеклассных по английскому языку. – ИЯШ 1995, № 8. с. 46–48.
  6. Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе. – М.Просвещение, 1991, 207с.
  7. Галызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М. 1983. – 329с.
  8. Ушаков Н.Н. Кружковая работа по иностранному языку. М.Прсвещение, 1979. – 371с.
  9. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. М.Высшая школа, 1991. 117с.
  10. Щуркова Н.А. Новые формы воспитательной работы. – ИЯШ. 1994, № 4, с. 61–63.
  11. Якушина Л.З. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку. – М.Высшая школа, 1990. – 132с.