Сценарий "Жизнь и быт древних славян" 4-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 4


В данной защите представлены результаты работы исследовательских групп по темам «Моя родословная», «Славянская мифология», «Обряды, игры славян», «Одежда славян», «Жилища славян».

Ход мероприятия

I. Вступление.

Ведущий 1 (вынимает из люльки завернутую в пеленки куклу):

– В руках у меня маленькое чудо – ребенок-куколка , который так мал, что похож на древесную почку. Эта почка будет расти, развиваться, у нее все спереди.

Ведущий 2: На свет появился человек. У него есть родители – мама и папа, недалеко живут близкие и родные, а все вместе они живут на земле, которую называют своей Родиной. У этого человека есть своя родословная – история нескольких поколений родственников, появившихся от одного предка.

Ведущий 1: Родословную изображают в виде дерева. Корни этого дерева – наши предки, а ветви кроны – потомки. У каждого из нас своя родословная.

(Выходят дети, демонстрируя генеалогические деревья, сделанные в ходе проекта «Моя родословная». Они прикрепляют их к большому дереву. В это время идет фонограмма песни «Я, ты, он, она…» муз. Тухманова)

Ведущий 1: Без корней не могут жить не только деревья, но и люди, народы.

Ведущий 2: Мы пытались понять, а где корни нашего народа? Как мы связаны с ними?

Ведущий 1: Нам интересно было узнать, что из далекого прошлого пришло в сегодняшний мир? Что нам досталось то наших предков в наследство?

Ведущий 2: А помогла нам ответить на эти вопросы наука история- наука о прошлом.

Ведущий 1: Мы предлагаем отправиться в путешествие в прошлое к нашим предкам – восточным славянам с помощью машины времени (показывает табличку с надписью «восточные славяне» и прикрепляет ее к основанию большого генеалогического дерева). А отправимся мы в IX век.

(Звучит древняя мелодия в исполнении волынки. Под звуки «загадочной2 музыки ведущий передвигает рамку с XXI века на IX век).

II. Вера древних славян.

(На экране появляется изображение поселения древних славян со святилищем. Затем поочередно идут изображения древних языческих богов, о которых пойдет рассказ.

Выступление идет на фоне звуков старославянской музыки)

а) Жизнь наших предков была полна лишений и трудностей. В те далекие времена люди не знали причин многих природных явлений и поэтому всего боялись. Пытаясь как-то объяснить происходящее, славяне населили свой мир различными богами и духами. Наши предки были язычниками. Они зависели от природы, поклонялись грому и молнии, деревьям, камням, рекам и источникам.

б) Давным-давно главным славянским божеством был Сварог (слайд), потом Перун – бог молнии и грома (слайд). Были у славян и другие боги: бог Солнца – Дажьбог (слайд), ветра и бурь – Стрибог (слайд) , бог скотоводства – Велес (слайд).

в) Славяне считали, что кроме богов окружающий мир населен злыми и добрыми духами.

а) Все вокруг имело своего хозяина: лес – лешего (показ игрушки), вода – водяного (показ), баня – банника (слайд). В каждом доме жил домовой – хранитель дома. Это дух умершего главы рода – пращура. Его называли так же «щура» или «чура». Поэтому, когда злые духи угрожали людям, они просили защиты и говорили «Чур меня» Чур меня!»

в) Леший (показ куклы)– обитатель леса, большой шутник и проказник.

б) Русалки (показ куклы)- берегини, помогающие плывущим по воде, терпящим бедствие добраться до берега.

а) Баба-Яга (показ куклы) изначально являлась положительным божесвом, хранительницей рода. Она была заступницей всех сирот. Постепенно ей стали придавать злые черты, и Баба-Яга превратилась в очень злую и старую колдунью и стла причисляться к злым духам.

б) К злым духам относились кощей – символ окостенения и Кикимора – божество сна и страхов. О том, что это злой дух говорит вторая часть слова «кикимора» – «мора». Мора, Морана – древняя богиня смерти.

в) Оказалось, что современные герои сказок – Баба-Яга, Кощей, Леший, Русалка, Домовой пришли к нам из далекого прошлого. Это духи, в которых много веков назад верили наши предки.

(показ слайдов с современными мультипликационными героями : Домовенком Кузькой, Водяным из м/ф «Летучий корабль» и т.д.) Первая группа уходит.

III. Обряды, игры.

(Выходит вторая группа)

а) Жить среди божеств и духов нашим предкам было бы страшно, если бы они не придумали правил, как с ними общаться, задабривать или избегать их. Такие правила назвали обрядами.

б) С обрядами наших предков мы встречаемся и сейчас. Они живут в праздновании Масленицы, Святок, Троицы-Семика.

в) Главной целью календарных обрядов было воздействие на плодородие земли обрядами с чучелами, такими как Масленица, Кострома , Ярило (слайды). В семик в роли чучела выступала береза- священное дерево славян.

г) Чучело украшали, ходили с ним по улицам, а потом сжигали. Сожженное чучело должно было сообщить плодородие земле. (Показ отрывка из фильма «Снегурочка», эпизод празднования Масленицы).

д) К языческим обрядам относятся и игры. В дни языческих праздников народ сходился на игрища, в которых участвовали взрослые и дети. В своих играх дети повторяли семейные и календарные обряды.

е) В ходе исследования мы открыли, что многие игры наших предков сохранились до сих пор: горелки, салочки, лапта, вождение хороводов. А игральные фишки, которыми мы пользуемся в настольных играх, очень схожи с игральными костями, найденными в древних захоронениях – курганах.

а) Мы составили сборник древних игр и хотим поиграть с вами в одну из них, которая рассказывает нам, как наши предки обрабатывали лен – главный материал для одежды. Играйте с нами, повторяйте движения.

Игра «Кострома»

(Выходят девочки в русских костюмах)

Кострома. Кострома в славянской мифологии – образ весны. Также Костромой называли ленивую бабу, которая просит у всех помощи.

(Далее исполняется игра под музыку песни «Кострома» в исполнении группы «Ивана Купалы»)

– Здорово, Кострома!

– Здорово, кума!

– Что делаешь?

– Мне нужно лен посадить, а у меня мизинчик болит…

– Тебе помочь?

– Ой, помочь, помочь!

(Все имитируют посев льна)

– Здорово, Кострома!

– Здорово, кума!

– Что делаешь?

– Мне нужно лен собрать, а у меня на правой ноге пятка болит…

– Тебе помочь?

– Ой, помочь, помочь!

(Все имитируют сбор льна)

– Здорово, Кострома!

– Здорово, кума!

– Что делаешь?

– Мне нужно лен молотить , а у меня на левой ноге пятка болит…

– Тебе помочь?

– Ой, помочь, помочь!

(Все имитируют обмолот льна)

– Здорово, Кострома!

– Здорово, кума!

– Что делаешь?

– Мне нужно лен расстелить , а у меня правое ушко болит…

– Тебе помочь?

– Ой, помочь, помочь!

(Все имитируют расстилание льна)

– Здорово, Кострома!

– Здорово, кума!

– Что делаешь?

– Мне нужно лен мять, а у меня левое ушко болит…

– Тебе помочь?

– Ой, помочь, помочь!

(Все как бы мнут лён)

– Здорово, Кострома!

– Здорово, кума!

– Что делаешь?

– Мне нужно лен трепать, а у меня мизинчик болит…

– Тебе помочь?

– Ой, помочь, помочь!

(Все как будто держат в правой руке лен, а левой бьют по нему трепалом)

– Здорово, Кострома!

– Здорово, кума!

– Что делаешь?

– Мне нужно лен чесать , а у меня правая бровь болит…

– Тебе помочь?

– Ой, помочь, помочь!

(Все имитируют вычесывание льна)

– Здорово, Кострома!

– Здорово, кума!

– Что делаешь?

– Мне нужно лен прясть, а у меня левая бровь болит…

– Тебе помочь?

– Ой, помочь, помочь!

(Все левой рукой как бы вытягивают из кудели нить, а правой крутят веретено)

– Здорово, Кострома!

– Здорово, кума!

– Что делаешь?

– Больна, помираю!

– Привести знахарку?

– Ой, приведи, приведи!

(Появляется знахарка)

– Здорово, Кострома!

– Здорово, кума!

– Что делаешь?

– Помираю!

– Тебе помочь?

– Поворачивайся на живот, я тебя вылечу!

(Знахарка достает скалку. Кострома убегает)

IV. Одежда.

(Выходят 3 хозяюшки и Хозяин в подпоясанных рубахах. Хозяин несет сундук, в котором лежат куклы, одетые в рисованные славянские одежды. Рассказ сопровождается слайдами или демонстрацией реальных вещей)

а) Главной в русской одежде была рубаха. Рубахи носили все: мальчики и девочки, юноши и девушки, мужчины и женщины. Детям шили рубашки из старой одежды родителей. Люди верили, что родительская рубашка защитит ребенка от всяких бед. Свою рубаху никому не отдавали и не продавали. Считалось, что с рубахой отдаешь свое счастье. До сих пор о добрых и бескорыстных людях говорят: «Последнюю рубаху отдаст».

б) Женщины носили длинные рубахи изо льна или шерсти. Добавлялись понева и передник.

в)(Хозяин) Мужчины были одеты в просторные, подпоясанные ремнями рубахи и штаны из грубого льняного холста. Пояса носили не только мужчины, но и женщины. Пояс служил оберегом от проникновения злых сил.

а) Раньше не было четкого разделения на женскую и мужскую обувь. Крестьяне обувались в лапти, плетенные из лыка, или туфли, сшитые из целого куска мягкой кожи.

б) Головной убор был частью костюма. Замужняя женщина покрывала голову целиком. Незамужняя была свободна от этого. Девичьи уборы – коруны, венки, венцы, венчики.

в) В праздники надевали одежду, украшенную узорами. Но узоры служили не столько украшением, сколько оберегали хозяина от недружелюбных сил.

Охранительным узором вышивали ворот, манжеты, подол, разрез горловины.

а) Вышивка выполнялась в основном нитками красного цвета. Красный цвет – цвет крови, жизненной силы.

б) Очень интересен язык древних орнаментов. Орнамент – это заклинание. С помощью орнаментов человек просил удачи, хорошего урожая, охоты у Неба, Солнца, Земли.

(Хозяин и хозяюшки поочередно показывают элементы орнаментов и рассказывают о них)

– Набегающие друг на друга ромбы – знак счастливой охоты, жизни, плодородия.

– Волнистые линии – знак воды.

Горизонтальные линии – знак земли.

Наклонные линии – знак дождя.

Точки между линиями – зерна, посаженные в землю.

Солярные знаки – знаки солнца.

Силуэты коня, собаки, петуха, сказочные птицы с женским лицом – знаки дружеских человеку магических существ.

Женщина с поднятыми вверх ладонями – Мокошь – богиня счастья, удачи.

Женщина с опущенными вниз ладонями – Лада – богиня супружества, материнства, плодородия.

в) Это не просто узоры – это письмо предков.

а) Мы попытались создать эскизы одежды наших предков, украсили их всевозможными узорами и приглашаем познакомиться с ними.

(Хозяин и хозяюшки вынимают из сундучка кукол с рисованной одеждой и под музыкальное сопровождение демонстрируют зрителям).

(Хозяюшки и хозяин ставят сундучок и кукол в декорацию избы и уходят)

Ведущий 1. А теперь подойдем поближе к жилью наших предков .

(Выходит следующая группа к макету дома)

V. Жилье славян.

а) В ходе исследования мы узнали, что до недавнего времени Русь называлась деревянной страной. Дерево играло огромную роль в жизни наших предков. На протяжении многих веков крепостные стены, башни, дома – все строили из дерева. Деревом отапливали и освещали жилища, из него делали мебель, посуду, орудия труда, сани, телеги и лодки. Из прутьев плели корзины, из коры – лапти и короба. Дерево заменяло бумагу – на бересте писали. (Слайды)

б) Причин такому широкому применению дерева множество. Во-первых, русская земля всегда была богата лесами. Во-вторых, дерево, не в пример камню, легко поддается обработке, а значит, строительство идет быстро. И, наконец, деревянное жилище экологично. Оно дышит.

в) В старину славяне видели в доме подобие человека.

(Ведя рассказ, ученики прикрепляют элементы дома к макету)

Фасад избы рассматривался как образ головы. Конек символизировал головной убор. Окна – глаза. Само слово «окно» произошло от слова «око» – так в старину называли глаза. Наличники на окнах рассматривались как украшение «на лице2 дома. Даже происхождение слова «улица» объясняется как расположение изб лицом напоказ – «у лица».

г) В языческие времена человек старался защитить свое жилище от проникновения злых духов . Конек на крыше считался хранителем дома. (Рассказчик прикрепляет конек к макету).

д) На полотенце, спускающемся от конька, вырезали солярный знак – солнце. (Прикрепляет) Знак солнца должен был принести в дом свет, радость, счастье. На ставнях часто вырезали узоры в виде ромба, символизирующие главное занятие крестьян – обработку земли. (Прикрепляет)

б) Переезд в новый дом сопровождался различными обрядами. Так хозяева несли в новый дом петуха, кошку, каравай хлеба, горшок каши, жар (угли) из старой печи, мусор из прежнего дома. Кошку с петухом запускали в дом первыми, считая, что они смогут принять на себя возможные неприятности. Следом в дом входили хозяева, отрезали от каравая кусок и клали его под печку в дар «домовому хозяину». (Дети несут все эти предметы в декоративную избу).

а) Традиции постройки и украшения деревянных домов прошли через века и существуют и поныне (показ слайдов)

г) Мы тоже побывали в роли артели плотников и воспроизвели некоторые деревянные постройки. (Дети вносят модели деревянных построек)

(Звучит «загадочная» музыка. Ведущие передвигают рамку ленты времени в ХХI век.)

Заключение

Ведущий 1. Вот и вернулись мы из путешествия к нашим предкам.

Ведущий 2. Оказывается, наша современная жизнь, культура имеют корни в прошлом!

5а) Прошли через века и дошли до нас секреты древних зодчих.

5б) А современные горожане, «замурованные» в бетонные жилища и окруженные изделиями из металла, пластмассы мечтают о деревянном доме, мебели и посуде.

5в) Сейчас возрождается частное деревянное строительство, выдержанное в старых традициях.

4а) Через века дошли до нас элементы одежды и украшений наших предков.

4б) Рубашка прочно вошла в нашу жизнь, а использование узоров является модным стилем.

2а) представления наших предков продолжают жить в народных праздниках – Масленице, Святках, Семике;

) в песнях и сказках о Бабе-Яге, Кощее Бессмертном, Сивке Бурке, Аленушке и Иванушке;

2в) в народных играх.

2а) Они учат нас добру, трудолюбию, смелости, находчивости, почитанию старших и любви к родной земле.

(Звуки детского плача)

Ведущий 1. Ой, наш малыш проснулся. Он тянет к нам свои ладошки. Слово ладонь произошло от имени древней богини любви и супружества Лады.

Ведущий 2. Мы вырастим, у нас будут свои семьи, дети. Наше древо жизни будет еще выше и сильнее, потому что у каждого из нас крепкие корни – история рода и Родины. И мы будем крепко стоять на Земле, пока будем изучать свои корни и не терять связь с ними.

(Звучит песня «С чего начинается Родина?»)