Бинарный урок литературы и краеведения с ИКТ

Разделы: География, Литература


Цель урока: создать условия для формирования моральных ценностей, патриотических идеалов.

Задачи урока:

  1. воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, народу, чувство гордости за ее прошлое и настоящее;
  2. дать понятие « малой Родины» (на основе материала презентации о с.Солянка);
  3. научить определять ГП объекта на материке, части света, Восточно-Европейской равнине;
  4. формировать навыки работы с картой, к/к, нахождения географических координат;
  5. развивать навыки монологической диалогической речи, творческие способности учащихся при работе с пословицами;
  6. развивать социальную активность, духовность, гордость за свою Родину, село, школу.
  7. развивать логические навыки на основе работы с пословицами;

Место проведения: классная комната.

Оборудование: презентация «Россия – Родина моя», «Уголок России – отчий дом»; Физическая карта Мира, физическая карта Саратовской области, атласы, к/к Саратовской области, сообщения учащихся,«Ящик пожеланий».

Оформление на доске:

Из толкового словаря Ожёгова:

Родина

  1. Отечество, родная сторона.
  2. Место рождения.

Отечество – Страна, где родился человек и к которой он принадлежит.

Отчизна

  1. Отечество.
  2. Родина.

Ход урока

Я родимой земле
Всю любовь отдаю
С нею связана вся жизнь моя…
С.Сидорин «Гимн селу»

I. Организационный этап.

Оформление выставки книг о Родине, которые принесли дети, фотографий родного села.

Презентация «Русская равнина» демонстрируется на фоне исполнения песни односельчанина С. Сидорина «Ты моя Россия».

Вступительное слово учителя литературы. Воздух, которым дышит человек, земля, на которой он живет, солнце, дарящее тепло, мать, подарившая жизнь - без всего этого человеку просто невозможно жить, но среди самого заветного есть у человека Родина, то место, где он родился и живет.

– Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Необъятные просторы степей. Всё это Россия: Удивительная страна! Красивая и богатая.

На нашей земле живут замечательные талантливые люди, которые воспевают красоту Родины. Сейчас мы слушаем песню "Ты моя Россия" в исполнении нашего односельчанина композитора и поэта С.Сидорина.

Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока

(ответы учащихся)

II. Актуализация знаний. Беседа с учащимися. "Слово Родина".

Приложение 1. Презентация «Россия – Родина моя» слайд 1-9

Учитель литературы:А что для вас значит Родина? Что вы считаете своей Родиной? За что вы её любите? (Выслушиваются ответы детей.)

Учитель литературы: Откуда же произошло слово Родина?

Сообщение учащегося: Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо старинного рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.

Учитель литературы: вслушайтесь: родители, родственники, родословная: Как называются эти слова? Какой у них корень? Какими словами можно продолжить этот список? (Родина, родня, народ, родители, родить) Объясните значение этих слов.

III. Изучение нового материала.

Презентация «Россия – Родина моя» слайд 10

Учитель краеведения: Приложение 3.Работа с картой, определение местоположения Саратовской областирайона на материке, части света, Восточно-Европейской равнине, опираясь на знания учащихся, заполняя рабочую тетрадь по краеведению.

Практическое задание. Определите координаты крайних точек области (работа с картой) и нанесите их на к/к (р/т стр. 2 задание 4)

Презентация «Россия – Родина моя» слайд 11-14

Выразительное чтение учащимися стихотворения «Сторонка моя» С. Сидорина

Там, где степи шумят за Иргизом рекой
Славный город стоит Пугачев.
Он со всех волостей, созывает гостей
Ведь ему 240 годков.
Слободою Мечетной когда-то ты был,
Николаевском звали тебя,
А с недавних времен
Зваться стал Пугачев
Это имя теперь навсегда
И героев труда, и героев войны
Ты взрастил город наш дорогой
За победы твои, за награды твои
Вся Россия гордится тобой.
Сторонка моя Пугачевская
Для многих родная земля
Сторонка моя Пугачевская
Люблю беззаветно тебя.

Учитель краеведения: Наше село – одно из красивейших мест Пугачевского района.

Расскажите, что вы знаете о нашем селе. Какие достопримечательности есть в селе?.

Село Солянка – это наша малая Родина, то место, где вы родились, живете и учитесь. (Сообщение учащегося «История возникновения родного села»),

Приложение 2. Презентация «Уголок России – отчий дом»

IV. Физкультминутка

V. Закрепление материала.

А) Игра "Закончи пословицу"

– Родина любимая, что мать родимая.

– Если дружба велика, будет Родина крепка.

– Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

– Человек без Родины, что соловей без песни.

Послушайте песню о любимом крае.

Б) Творческая работа.

Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего. А что вы пожелаете нашей стране, области, району, селу, школе?

Напишите свои пожелания на листе бумаги и опустите в « Ящик пожеланий».

VI. Информация о домашнем задании.

– Есть ли среди ваших родственников тех, кто внёс вклад в развитие России? Кто они? В чём их заслуга перед Отечеством?

  1. Напишите мини- сочинение «Самое ценное, что есть в России – это её люди»
  2. Р/т стр.3 зад .5,7 придумать свой герб области.

VII. Рефлексия.

Учитель: Мы поговорили сегодня о нашей Родине.

Что нового, интересного вы узнали на уроке о своей стране, области, районе, селе?

Спасибо вам, ребята, за работу.

Приложения.