Скелет человека, его построение и значение

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


  1. Урок в 8-м классе по теме «Скелет человека, его строение и функции» разработан по программе авторов Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, А.А. Плешакова, В.И. Сивоглазова.
  2. Урок построен по технологии модульного обучения.
  3. Данная технология ориентирована на активную учебную деятельность школьников, освоение приемов которой способствует быстрому и качественному усвоению содержания урока.
  4. На уроке применяются разнообразные формы работы учащихся, такие как работа в группах, парах, фронтальная беседа, самостоятельная работа, тестовые задания.
  5. Урок построен с применением информационно – коммуникационных технологий.
  6. В модульном обучении учитель выступает как организатор обучения: управляет процессом обучения, консультирует, помогает детям.
  7. Разнообразны и формы контроля: «мягкие» формы контроля – само- и взаимоконтроль, устный опрос, итоговый тест.
  8. По ходу урока учащиеся оценивают свою работу на уроке и свои достижения.
  9. По итогам урока дети получают дифференцированное домашнее задание.
  10. Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, соответствующей его индивидуальным возможностям.
  11. Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.
  12. Таким образом, в ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важнейшего процесса.

Ход урока

№УЭ Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению и оценка
УЭ-0
30сек.
Интегрирующая цель: расширить знания о строении и функциях скелета;
научиться выделять особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью;
развивать умения работать с текстом и рисунками учебника;
развитие навыков учебной деятельности (обобщение, классификация, объяснение).
Внимательно прочитайте цели урока
УЭ-1
2 мин.
Проблема урока: какие особенности скелета человека отличают его от скелета млекопитающих животных?
1. Актуализация знаний с использованием вопросов:
- Каково значение опорно-двигательного аппарата животных?
- Назовите отделы скелета животных, кости их образующие?
2. Обсудите результаты.
Критерии: за каждое задание 1 балл.
Внимательно прочитайте
Работайте в парах


Работайте вместе с классом
Ваша оценка
УЭ-2
3 мин.
Цель: выяснить, что представляет собой аппарат опоры и движения человека, его функции.
1. Заполните схемы с помощью текста учебника на стр. 92.

Критерии: за каждое задание 1 балл



Работайте парами,
Пользуйтесь текстом учебника









Ваша оценка
УЭ-3
20 мин.
Цель: Выяснить строение скелета человека.
Задание. Пользуясь учебником (стр. 98-101) заполните таблицу:
Основные отделы скелета человека
Название отделов Функции Название костей
     
 Контроль: показать кости, образующие отделы скелета на таблице или модели скелета человека.
Задание 2. Объясните: а) почему имеется большое сходство в строении скелета человека и млекопитающих; б) почему и под влиянием каких факторов в строении скелета человека возникли отличия от скелета животных.
Критерии: за оба задания максимальное количество баллов – 5.

Работайте в парах


Индивидуально у доски
Записать кратко ответы в тетрадь


Ваша оценка
УЭ-4
10 мин.
Цель: выяснить особенности скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью и развитием мозга.
Задание 1. Сформулируйте мысленно особенности строения человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.
Задание 2. Выберите из каждой колонки, приведённой ниже по одному соответствующему ответу, начиная с первого.
Ответы зашифруйте последовательными цифрами, разделив их на 5 групп.
1. грудная клетка 6. с изгибами 11. опора для внутренних органов
2. стопа 7. расширена в стороны 12. увеличение размаха рук
3. позвоночник 8. сводчатая 13. удерживание орудия труда
4. верхняя конечность 9. Широкий, как чаша 14. пружинит, смягчает толчки при движении
5. таз 10. большой палец противопоставляется остальным  

Проверьте и оцените свою работу по 5-балльной шкале.


Индивидуально


Работайте в парах


Самоконтроль
Приложение 1


Ваша оценка
УЭ-5
10 мин.
Цель: изучить строение костей.
Задание 1. Заполните схему с помощью текста учебника стр. 93.

Задание 2. Заполните схему с помощью учебника стр. 94.

Задание 3. Заполните схему с помощью текста учебника стр. 94

Задание 4. Контрольный вопрос: Подумайте! (Большая берцовая кость при небольшой массе (около 0,5 кг) может выдерживать нагрузку до 1500 кг. Благодаря чему это возможно?)
Критерии оценки: за каждое правильно выполненное задание 1 балл, всего 4 балла.

Индивидуально

Фронтальный опрос



Фронтальный опрос




Фронтальный опрос
Выскажите свои предположения, обсудите коллективно


Ваша оценка
УЭ-6
5 мин.
Цель: изучить типы соединения костей.
Задание 1.Внимательно выслушайте учителя и заполните схему.

Задание 2.Выполните тест на соответствие и ответы зашифруйте последовательно трёхзначными числами.
1. неподвижное соединение 4. кости конечностей 7. частичная свобода движений + защита мозга
2. полуподвижное соединение 5. кости черепа 8. свобода движения
3. подвижное соединение 6. позвонки 9. прочность+ защита мозга

Максимальная оценка – 5 баллов

Работайте в парах



Самоконтроль
(Приложение 2)




Ваша оценка
УЭ-7
15 мин.











Цель: Закрепить полученные знания с последующей взаимопроверкой.
Задание:
Из перечня (1-13) выберите и зашифруйте наиболее полные ответы на вопросы (А-О)
1. Кости стопы 8. Теменная кость
2. Кости голени 9. лопатки
3. Кости предплечья 10. Бедренная кость
4. Лобная кость 11. Кости кисти
5. Ключицы 12. Тазовые кости
6. кость плеча 13. Грудина
7. Рёбра  

А) Что относится к мозговому отделу черепа?
Б) Что относится к грудной клетке?
В) Какие кости образуют плечевой пояс?
Г) Какие кости образуют скелет свободной верхней конечности?
Д) Какие кости образуют пояс нижних конечностей?
Е) Какие кости образуют скелет свободной нижней конечности?
Ж) Какие кости образуют тазобедренный сустав?
З) Какие кости образуют коленный сустав?
И) Какие кости образуют плечевой сустав?
К) Какие кости образуют локтевой сустав?
Л) Какие кости длинные – трубчатые?
М) Какие кости человека особенно развились в связи с прямохождением?
Н) Какие кости человека особенно развились в связи с физическим трудом?
О) Какие кости самые широкие?

Правильный ответ – 5 баллов


Индивидуально


























Ваша оценка
УЭ-8




Цель: охарактеризуйте виды травм, меры первой доврачебной помощи при повреждениях скелета.
Задание: прослушайте выступления одноклассников и заполните таблицу.
Вид повреждения Симптомы Меры первой помощи Физиологическое обоснование мер
       

Правильное заполнение таблицы 5 баллов


Обсудите коллективно



Ваша оценка
УЭ-9 Подведение итогов урока
1. Прочитайте цель урока.
2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
3. Оцените свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «плохо».
Выполнил все УЭ на «пять» - творческое задание; в работе встречались трудности: оценки «четыре» и «три» - повторите учебный материал по учебнику и записи в тетради; работать было трудно – повтори материал модуля.
Творческое задание: написать сочинение на тему: «Секреты скелета».


Индивидуально

Использованная литература:

  1. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин Биология. 8 кл. Человек: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 1999.
  2. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А., Биология человека. В таблицах и схемах. – М.: «Издат – школа 2000».