Духовная ценность изделий народных мастеров на уроках ИЗО

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Учить различать особенности характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов; закрепить знания о русском декоративно-прикладном искусстве; о русских промыслах: Гжели, Городце, Хохломе, Дымково, русской народной игрушке-матрешке; учить различать особенности характерные для каждого вида росписи.
  • Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества; развивать творческое воображение и фантазию, вовлекая детей в театральную деятельность; показать неразрывную связь между различными видами народного искусства: промыслами, музыкой, фольклором.
  • Воспитывать чувство уважения к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый старинными обычаями; за его трудолюбие, умение работать и веселиться от души.

Оборудование: для учащихся – альбом, простой карандаш, ластик, краски и кисть, палитра, салфетка для вытирания кисти, баночка с водой, русские платки для девочек; для учителя – заготовки орнамента Гжели, Городца, Хохломы, Дымково; дымковская игрушка конек, русская матрешка, гжельский чайник, городецкая досточка, музыкальный центр с записью русской народной песни.

Выставка “В гостях у мастеров народных промыслов” (оформлена заранее).

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы побываем в гостях у мастеров народных промыслов, побеседуем о русском декоративно-прикладном искусстве, узнаем особенности характерные для каждого вида росписи, и будем учиться расписывать узоры, как это делали народные мастера.

Проверка рабочего места: на столе должны лежать лист бумаги, резинка, краски, кисть; слева от бумаги – салфетка для вытирания кисти; справа от красок – баночка с водой, а палитру кладут справа от рисунка.

2. Объяснение нового материала. В гостях у мастеров народных промыслов.

Учитель: Отправляемся в гости к мастерам народных промыслов (метод вхождения в образ: девочки надевают на плечи русские платки)

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет

– Вот гости знатные из села Дымково! Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам да радости желаем, давно вас ждем – поджидаем.

(Гости – это заранее подготовленные ученики)

Гости из Дымково: Гостям – то, известное дело, хватило бы места, да не тесновато ли хозяевам?

Учитель: В тесноте – не в обиде. Расскажите гости дорогие, откуда прибыли, что интересного в ваших краях?

Гости из Дымково: Мы к вам прибыли из старинного русского города Вятка (сообщение об этом городе, о традициях, о народных промыслах).

И привезли вам в подарок дымковскую игрушку. Вот этого конька (вручение подарка).

Учитель: Спасибо, гости дорогие, порадовали вы нас своим рассказом. А я хочу добавить. Другая легенда рассказывает, что каждую весну чудесные кони с серебряными гривами и золотыми хвостами вывозят на небо колесницу Солнца. Солнце несло людям тепло, урожай, оттого на дымковских игрушках и появились яркие круги, полосы, похожие на солнце и его лучи. Расписывают художники дымковские игрушки самыми яркими, самыми веселыми красками. Стоят игрушки на столе – словно шумная, пестрая ярмарка веселится, гуляет. Яркая, красочная “дымка” популярна не только в России, но и за рубежом.

Посмотрите на характерные декоративные элементы росписи мастеров Дымково: кружочки, полосы, прямые и волнистые линии, точки, змейки, штрихи, из которых складывается геометрический орнамент. Цветовой строй росписи определяется преобладанием теплых или холодных цветов (показ демонстрационного материала).

– А что теперь скажите – расскажите вы, гости желанные?

Гости:

Как две радуги – брови, губы – маки,
Пунцовый наряд, и румянцем, свежее моркови,
Глянцевитые щеки горят (сообщение учащихся о русской матрешке)
И дарим вам эту матрешку.

Учитель: Спасибо, гости дорогие. Матрешки бывают разные загорские, семеновские, полхов–майданские. Отличие матрешек: загорская–широкая, толстобокая, приземистая. Используют яркие открытые цвета (красный, зеленый, желтый). Платок, завязан спереди широким узлом, сарафан, передник, кофта. Две пряди светлых волос.

Семеновская – такая же, как загорская – широкая, толстобокая, приземистая, но отличается большим букетом цветов, который держит матрешка. Букет занимает почти весь фартук. Красный платок завязан бантиком.

Полхов – майданская – более вытянутая с узкой сверху головой. Вместо сарафана и передника – широкий овал, весь заполненный крупными “розанами”, “колокольчиками”, “яблочками” и кудрявыми листочками. Овал лица, обрамляется завитками кудрей и трилистником цветистого розана. Они из семейства веселых таратушек.

Матрешка уже стала одним из символов России.

– А теперь слово вам, мастера Гжели, что интересного в ваших краях?

Гости:

Мы к вам прибыли из Подмосковья.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы, невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла (сообщение учащихся о Гжели).

– А вот вам в подарок гжельский чайник.

Учитель: Подарки ваши принимаем. Спасибо вам за них.

А теперь посмотрите на характерные декоративные элементы росписей мастеров Гжели. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, полевые и садовые цветы – розы, астры, гвоздики. Цвет белый и синий. Белый фон и синяя роспись.

– А теперь наступает черед новых гостей. Добро пожаловать, гости дорогие, откуда вы путь держите?

Гости:

Привезли вам поклон и подарки свои.
Со сторонки родной, где живут журавли.
С мест, что Волгой омыты, где рассвет золотой,
Где умыты ракиты голубою водой.
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказках сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецская роспись душу нам веселит (сообщение о Городецке).

– И дарим вам вот эту городецкую досточку.

Учитель: Спасибо, гости дорогие, за ваш подарок.

А теперь посмотрите на характерные декоративные элементы росписей мастеров Городца. Пышные цветы: “розаны”, “купавки”, “яблочки” и ветки с зубчатыми листочками. Особенности городецкой росписи – чистые, яркие краски; четкий контур, белые штрихи. А знаете ли вы, что Городец – родной брат самой Москве? Он всего на десять лет моложе нашей столицы, а основал его, так же, как и Москву, великий князь Ю.Долгорукий.

– А теперь, что скажите – расскажите вы наши последние гости? Откуда прибыли и что интересного в ваших краях?

Гости: Мы к вам прибыли из старинного села Хохлома, что находиться в Горьковской области (сообщение о Хохломе).

И дарим вам жар-птицу.

Учитель: Подарок ваш принимаем. Спасибо вам. Много интересного узнали мы от вас, гости дорогие.

– А теперь познакомьтесь с характерными элементами росписи мастеров Хохломы. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент. Это “травка”, “яблочки”, “ягодки”, “виноград”, “листики”, “кустики”, “кудрина”.

Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым.

Вот мы и познакомились с мастерами народных промыслов (с русским декоративно – прикладным искусством). Узнали очень многое и интересное о веселом Городце, о золотой Хохломе, о синих цветах Гжели, о праздничной “Дымке”, и о русских матрешках.

Ответы на вопросы:

  1. Какие мастера расписывали свои изделия так ярко и весело, словно само солнышко оставило след в этой росписи? (городецкие).
  2. Почему Хохлому называли “золотой”? (потому что на хохломской посуде много золотого цвета)
  3. Каковы основные элементы хохломской росписи? (травка, завитки; ягоды смородины, клубники, земляники, малины; гроздья рябины)
  4. Чем отличается загорская матрешка от семеновской? (Семеновская отличается от загорской большим букетом цветов, который украшает фигурку игрушки. Загорская одета в сарафан, кофту и передник)
  5. Какие мастера использовали в своей росписи только синий цвет? (гжельские)
  6. В каком селе делают веселые игрушки из красной глины? (в Дымково)

Учитель: Русские мастера трудились на славу и в свою работу они вкладывали свое умение, душу, потому изделия и получались такими красивыми, так радовали глаз. Нельзя жить без красоты. Народное всегда красиво – будь то песня, игрушка или наряд. А про упорный труд народ сложил свои пословицы (учащиеся вспоминают пословицы о труде).

Труд человека кормит, лень портит.
Терпенье и труд все перетрут.
Ремесло пить – есть, не просит, а само кормит.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Делу время – потехе час.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Хорошая работа два века живет.
Мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем.

3. Самостоятельная работа учащихся. Закрепление нового материала.

Роспись дымковской игрушки. Еще раз вспомнить характерные элементы этой росписи. Выполнение работы учащимися под русскую народную музыку (в записи).

4. Анализ работ учащихся.

Учитель: Кто готов открыться нам? (на откровение)

Посмотрите (выставка работ учащихся), мы попали в сказочную страну. Где очень тепло от солнечного цвета красок. Вы хорошо потрудились.

5. Выставление оценок.

6. Итог урока.

  1. С какими русскими промыслами мы познакомились на уроке? (веселый Городец, золотая Хохлома, синяя Гжель, праздничная Дымка, русская матрешка)
  2. Чему учились? (учились выполнять дымковскую роспись, учились видеть красоту росписи русских мастеров народных промыслов, учились передавать через роспись узора свое отношение к произведениям народных мастеров)
  3. А зачем людям нужна эта красота? (радостное, красочное, народное искусство помогает нам быть добрыми, внимательными)

Учитель: Когда вы научитесь видеть во всем простом – прекрасное, тогда мир вокруг вас станет богаче и радостней, а сами вы счастливей и глаза ваши зорче и сердце добрее. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, как велика наша страна – Россия и сколько в ней талантов. Наверняка и из вас вырастут хорошие мастера. И неважно, где вы будете трудиться, когда станете взрослыми. Главное – в свой труд вкладывать душу, старание и умение.

Спасибо за работу на уроке.