Оператор вывода на языке Паскаль. 9-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель:

Образовательная:

  • повторить синтаксис написания оператора присваивания
  • изучить синтаксис написания оператора вывода
  • научить применять операторы для решения простейших вычислительных задач

Развивающая:

  • сформировать умение записи оператора вывода
  • научить составлять программу, используя операторы вывода и присваивания
  • совершенствовать умение работать за компьютером

Воспитательная:

  • воспитать интерес к программированию
  • повысить мотивацию к изучению предмета информатики
  • воспитать творческие и исследовательские качества учащихся

Тип урока: объяснение нового материала

Технологии: технологии проблемного обучения

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Проверка домашнего задания (10 мин).
  3. Объяснение нового материала (27 мин).
  4. Закрепление изученного материала (5 мин).
  5. Домашняя работа (1 мин).
  6. Подведение итогов урока (1 мин).

Ход урока

Организационный момент (Приложение 1, слайд 1)

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку

Проверка домашнего задания

Проверка д/з проходит в виде фронтального опроса, один ученик на доске демонстрирует выполнение домашнего задания, а два ученика получают индивидуальные задания.

Учитель: В конце прошлого урока вы получили задачу составить блок – схему для решения задачи. Сейчас мы проверим, как вы составили блок – схему.

Один ученик выходит к доске и составляет блок – схему, для решения домашней задачи.

Найти значение переменной х, если известно

, у = 2а – 7

Ответ см. <Рисунок 1>

Два ученика получают индивидуальные задания.

1 задание

Пройти тест по теме “Структура программы. Оператор присваивания”

Ученик садится за компьютер открывает тест (Рабочий стол\информатика\VIO-TEST1\Viotest) выбирает тему Оператор присваивания и выполняет задание.

2 задание

1. Запиши следующие команды с помощью оператора присваивания.

  • Присвоить переменной А значение 5.
  • Присвоить переменной В значение 2.
  • Присвоить переменной С разность значений переменных В и А.
  • Присвоить переменной D произведение значений переменных С и В.
  • Найди значение переменной D

2. Рассчитать, чему будет равно значение Y после выполнения нижеследующей программы:

С:= 20;
D:= C – 5;
Y:= (C – D)*2 – 3;

Ответы

1. A:=5; B:=2; C:= B – A; D:=C*B; D = – 6
2. Y = 7

Работа учителя с классом

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились со структурой программы на языке Паскаль с оператором присваивания. Давайте вспомним структуру программы и синтаксис оператора присваивания.

Вопрос: Что такое алгоритм?

Ответ: Алгоритм – это последовательность действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

Вопрос: Приведите примеры алгоритмов.

Ответ: Алгоритм решения квадратного уравнения, алгоритм разбора слова по составу, алгоритм оказания первой медицинской помощь при переломе и т.д.

Вопрос: Какие есть способы записи алгоритмов?

Ответ: Словесный, графический в виде блок схемы, программа.

Вопрос: Перечислите основные блоки программы, написанной на языке Паскаль.

Ответ: Заголовок, раздел описания переменных, раздел операторов.

Вопрос: Зачем необходим раздел описания переменных?

Ответ: Здесь пользователь должен описать все переменные, которые будут использоваться в программе и присвоить им тип.

Вопрос: Что указывается в разделе операторов?

Ответ: Здесь перечисляются все операторы, которые позволяют решить задачу по заданному алгоритму.

Вопрос: С каким оператором познакомились на прошлом уроке? Какой синтаксис имеет этот оператор?

Ответ: С оператором присваивания. Имя:=выражение;

Вопрос <см. Приложение 1>

В каких из следующих операторах присваивания нет ошибки?

Пример Ответ
X:=Y; правильно
MIN=K+1; неверно, пропущено :
F:=B:=C; неправильно, в операторе присваивания может быть только один знак “:=”
А:=2*х; правильно
R:=2R; неверно, пропущен оператор умножения
R:= 1 – [B+N]; неверно, в арифметических выражениях применяют только круглые скобки.
5:= k; имя переменной не может быть цифрой.
X:=Х+1; правильно
A + B:= B + A; неверно, в левой части должна быть переменная.

Вопрос: Пусть значения переменных X и Y равны, соответственно, 3 и 2, какие значения будут иметь эти переменные после выполнения операторов присваивания?

Задание Ответ
X:=X+2*Y; Y:=Y/2; X=7, Y=1
Y:=Y/2; X:=X+2*Y; Y= 1, X= 5
X:=1; X:=X+Y; X=3, Y=3
X:=Y; Y:=X; X=2, Y=2

Вопрос: Какие значения приобретут переменные а, b и с после выполнения следующих операторов, если начальные значения равны: а=1, b=2, с=39?

a:=b;
b:=c;
c:=a;

Как изменится результат, если в приведенном фрагменте программы последний оператор и первый поменять местами?

Ответ:

1 случай   2 случай
a:=b; а=2 c:=a; с=1
b:=c; в=39 b:=c; в=1
c:=a; с=2 a:=b; а=1

Объяснение нового материала

Учитель

На этом уроке мы рассмотрим процедуру вывода информации в программах, написанных на языке Паскаль.

На прошлом уроке мы выяснили, что элементу блок схемы “Действие” соответствует специальный оператор присваивания: переменная:=выражение;

Вопрос: Как вы думаете, какие блоки блок – схемы имеют специальные операторы на языке Паскаль?

Ответ: Блок ввода – вывода.

Учитель: Верно. После того как мы вычислим значение арифметического выражения или присвоим переменной какое – то число, необходимо узнать результат, а значит нужно средство, которое позволило бы программе сообщить нам результат своей работы на одно из устройств вывода – монитор или принтер.

Вопрос: Давайте сформулируем тему нашего урока.

Ученики самостоятельно определяют тему урока

Ответ: Оператор вывода информации.

Учитель (постановка цели урока перед учениками): Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с оператором вывода, начнем составлять программы, используя операторы присваивания и вывода.

Открывает тетради, и записываем тему урока “Оператор вывода”

Вывод символов в текущее положение курсора осуществляется процедурой Write. После вывода символа курсор перемещается на одну позицию вправо.

Синтаксис оператора Write

Write (список переменных);

где в списке может стоять один идентификатор переменной или более, арифметическое выражение, любая строка символов, заключенная в кавычки, которые должны быть выведены.

Пример:

Оператор Информация на мониторе
Write (a); Значение переменной а
Write (a, c, d); Значение переменных a, c, d
Write (х+у); Значение суммы переменных х и у
Write ('информатика'); Слово информатика
Write ('переменная',а); Слово переменная и значение переменной а

Итак, для вывода на экран дисплея числовых результатов или строк символов служит процедура, начинающаяся ключевым словом Write.

Порядок вывода на экран:

  • Очередной символ выводится в текущее положение курсора;
  • После вывода символа курсор перемещается на одну позицию вправо;
  • Новая процедура Write начинает вывод в текущее положение курсора.

Учитель: Теперь мы знаем, операторы присваивания и вывода информации, а значит, сможем написать программу для решения следующей задачи.

Найти значения переменных у и z, если известно, что у = х + 2, z = 2 – у, х = 10.

Давайте разработаем словесный алгоритм решения поставленной задачи.

Ответ: Мы знаем, что х = 10, следовательно, может рассчитать у, а затем z. После выполнения расчетов надо вывести полученные результаты.

Учитель: По алгоритмы можно написать программу, но давайте вспомним структура программы на языке Паскаль.

Ответ: Программа начинается со слова Program дальше указывается имя программы и точка с запятой. Затем следует раздел описания переменных и точка с запятой. И последний блок раздел операторов. Он начинается ключевым словом Begin, каждая команда заканчивается точкой с запятой. Оканчивается данный раздел ключевым словом End. с точкой.

Учитель: Какие операторы мы напишем в разделе операторов?

Ответ: Оператор присваивания для присваивания данного значения х и оператор присваивания для расчета у, z. Оператор вывода для вывода у, z.

Учитель: Теперь рассаживайтесь за свои рабочие места, открывайте папку Паскаль, запускайте язык программирования. Вам сейчас надо написать программу для решения поставленной задачи.

Учитель создал проблему, ученики ее решают. Ученики самостоятельно пишут программу. Учитель контролирует работу, напоминает технику безопасности при работе за ПК.

После выполнения задачи учитель демонстрирует программу, ученики выполняют самопроверку.

Демонстрация программы <Рисунок 2>

Вопрос: Объясните полученный результат?

Ответ: Сначала выводится значение переменной у, курсор перемещается на одну позицию вправо и выводится значение переменной z.

Вопрос: Если пользователь не видит саму программу, а только ее результат сможет ли он объяснить результат работы этой программы?

Ответ: Нет.

Вопрос: Как вы думаете, как вывести результат в более понятном виде.

Ответ: Если в списке переменных можно использовать символьные переменные, то можно указать значение какой переменной выводит программа.

Вопрос: Верно. Давайте изменим программу и посмотрим, как выводится результат при таком операторе вывода.

Демонстрация программы <Рисунок 3>

Вопрос: Как еще можно вывести результат, чтобы он был более наглядным?

Ответ: Можно использовать ни один, а два оператора вывода отдельно для переменных у и z.

Учитель: Давайте доработаем программу, и выясним, как работает измененная программа.

Демонстрация программы <Рисунок 4>

Вопрос: Мы добавили еще один оператор вывода, но результат вывелся в том, же виде. Почему?

Ответ: Потому что после вывода информации курсор перемещается на одну позицию вправо и новый оператор Write начинает вывод в текущее положение курсора.

Учитель: Верно. Основным неудобством процедуры Write является то, что курсор остается в той строке экрана, где находится последний символ выведенной информации.

Для перемещения курсора после вывода информации в начало следующей строки используется процедура Writeln.

Учитель: Запишите синтаксис оператора Writeln.

Дети в тетради пишут синтаксис оператора, затем один из учеников его записывает на доске.

Ответ: Writeln (список переменных);

Вопрос: Приведите примеры оператора Writeln.

Ответ:

Writeln (a);
Writeln (c, d);
Writeln ('х=',х);
Writeln ('урок');

Учитель: Измените программу, заменив оператор Write на оператор Writeln

Демонстрация программы <Рисунок 5>

Учитель: А теперь давайте немного отдохнем. Гимнастика для глаз.

Вопрос: Что теперь вы можете сказать о выводимой информации.

Ответ: В ответе понятно, какое значение приобретает каждая переменная, ответы на разных строчках, но не удобная запись чисел очень длинная.

Учитель: Операторы Write и Writeln позволяю округлять числа до заданного числа знаков после запятой. Для вывода форматированных вещественных чисел используются два числа, помещаемых через двоеточие после имени переменной в процедуре вывода:

Writeln ('а=',a:m:n);

где а – имя выводимой переменной, m – число позиций отводимых под значение переменной а, n – число позиций отводимых под дробную часть.

Учитель: Измените свою программу и посмотрите на результат.

Демонстрация программы <Рисунок 6>

Учитель: Теперь я проверю, как вы разобрались с сегодняшней темой урока. На листочках напишем небольшую самостоятельную работу.

1 задание.

Переведите на язык программирования следующие команды:

  1. Вывести на экран значение переменной S;
  2. Вывести на экран текст “Площадь круга = ” и значение переменной S;
  3. Вывести на экран значение переменной R и с новой строки значение переменной S.

2 задание.

Даны операторы вывода, запишите, что появится на экране ПК после их выполнения.

1. Writeln('Мне16лет');

2. a:=11;
   Writeln('Я учусь в ', а,' классе');

3. х:=3;у:=6;
   Writeln(х+у,' рублей');

4. а:=12; b:=7;
   Writeln(' Разность ', а ,' и ', b ,' равна ', а-b);

5. х:=4;
   Writeln('Ответ: ', х,' м/сек.');

Учитель: Давайте проверим выполнение самостоятельной работы. Поменяйтесь листочками и проверьте работу одноклассника.

Ответы

1 задание. 2 задание.
1. Write (S);
2. Write (‘Площадь круга =’, S);
3. Writeln (R);
Writeln (S);
1. Мне 16 лет
2. Я учусь в 11 классе
3. 9 рублей
4. Разность 12 и 7 равна 5
5. Ответ: 4 м/сек.

Домашнее задание

Учитель: Запишите домашнее задание. Составьте блок схему и напишите программу для решения следующей задачи: найти объем V и площадь полной поверхности S прямого кругового цилиндра, если радиус R = 12,46 и высота Н = 39,71, используя формулы: V = ?R2H; S=2?R(R+H).

Подведение итогов урока

Учитель: На сегодняшнем уроке мы познакомились с оператором вывода информации и научились писать простейшие программы для решения математических задач.

Вопрос: Назовите операторы вывода?

Ответ: Write, Writeln

Вопрос: Чем отличается оператор Write от оператора Writeln?

Ответ: После выполнения оператора Writeln курсор переводится на новую строку, а после выполнения оператора Write курсор остается на этой же строке.

Оценивание работы класса и отдельных учащихся на уроке. Урок окончен! Спасибо!