Многообразие звезд. Созвездия

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  • Познакомить учащихся с созвездиями как участками звездного неба в пределах установленных границ.
  • Научить находить на звездном небе и звездной карте созвездия Большой Медведицы и Малой Медведицы.
  • Привить интерес к познанию  исторических событий и дополнительному чтению научной литературы.

Оборудование: таблица, звездное небо, звездочки, раздаточные карточки, атлас «Мир и человек».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение изученного на прошлом уроке

Мы продолжаем изучать нашу Галактику. Сегодня мы отправимся в очередное путешествие по просторам Вселенной.  Отправимся мы на космическом корабле, и как пассажиры, даже космического корабля, мы должны предъявить билет. Билеты лежат у вас на партах. На каждом написан вопрос, ответив, вы попадете на борт.

Вопросы на билетах.

  1. В представлениях древних народов, что являлось центром Вселенной? (Земля)
  2. Кто впервые высказал мысль о том, что Земля обращается вокруг Солнца? (А. Самосский).
  3. Кто впервые предложил, что Земля имеет форму шара? (Пифагор)
  4. Был ли Коперник сторонником системы Птолемея? (Нет)
  5. Кто создал первую модель Вселенной, в центре которой поместил Солнце? (Н. Коперник)
  6. Кто утверждал, что Земля одна из планет, которая вращается вокруг Солнца?(Н. Коперник)
  7. Кто первым использовал телескоп для изучения небесных тел? (Г. Галилей)
  8. Кто открыл спутники Юпитера? (Г. Галилей)
  9. Вселенная – это наша Галактика? (Нет,  таких Галактик много).
  10. Как называются спутники Марса? (Фобос и Деймос).
  11. На какие две группы делятся планеты? (планеты земной группы и гиганты).
  12. Какие планеты относятся к планетам земной группы? (Земля, Меркурий, Венера, Марс).
  13. Самая маленькая планета земной группы? (Меркурий).
  14. Самая дальняя от Солнца планета земной группы?(Марс).
  15. Какие из планет земной группы имеют спутники? (Марс , Земля).
  16. Какие планеты относятся к планетам-гигантам? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
  17. Какая планета была открыта с помощью расчетов? (Нептун).
  18. У какой планеты больше всего спутников? (Юпитер).
  19. Какая планета имеет «кольца»? (Сатурн).
  20. На какой планете находится большое красное пятно? (Юпитер).
  21. Какая планета самая дальняя в солнечной системе? (Плутон).
  22. Астероиды – это звезды? (Нет, это малые планеты).
  23. Из чего состоят кометы? (Ядро, газовая оболочка, хвост).
  24. Как называются космические тела, упавшие на Землю? (Метеориты).
  25. Что такое метеоры? (Вспышки света, возникающие при сгорании в атмосфере частичек пыли).
  26. Какие звезды называются сверхгигантами? (Больше Солнца в сотни раз).

– Вот мы все и отправляемся в полет. Каждый ваш ответ будет  отмечаться звездочкой на небе (на доске – синий лист ватмана, за каждый вид работы учитель  прикрепляет звездочку на этот лист так, чтобы в итоге получилась фигура «5»). Занимайте свои места, мы движемся по направлению…  рассмотрите рисунок, кто изображен на нем? Верно. Это бог Солнца – Гелиос. Как догадались?
– А кто изображен на колеснице?
– С каким природным явлением  люди связывают этот миф?

Вот колесницу в море золотую
Купает солнце. Сумрак надо мной.
Со звездами, и небом , и луной
Тревожную и злую ночь я чую…

Ф. Петрарка.

На доске – признаки. Определите, какие из них относятся к Земле, а какие  – к Солнцу. Учащееся выходят и закрепляют карточки – изображения «Солнце»,  «Земля» рядом с определениями.

  1. Шарообразная форма.
  2. Источник света и тепла.
  3. Не излучает собственного света и тепла.
  4. Планета.
  5. Раскаленное небесное тело.
  6. Находится в центре солнечной системы.
  7. Вращается вокруг своей оси.
  8. Движется вокруг центра Солнечной системы по своей орбите.
  9. Наблюдается смена времен года.
  10. Звезда.
  11. Происходит смена дня и ночи.

Ключ ответа.

Солнце: 1, 2, 5, 6. 7, 10.
Земля: 1, 3, 4, 7, 8, 9, 11.

Путешествуя по нашей Солнечной системе, мы, конечно, встречаем планеты.
Поместите их на свои места. Учащиеся прикрепляют планеты на карту звездного неба.
Кроме планет мы встретили и другие небесные тела. О чем идет речь?
Учитель читает текст, ученики называют, что это.

  1. 1 января 1801 г. Итальянский астроном Джузеппе Пиацци в свой телескоп обнаружил новое небесное тело, которое выглядело как звезда. Оно и подобные  ему тела, открытые позже, получили название «звездоподобные». В настоящее время их обнаружено  более 5 тыс. обычно это небольшие, неправильной формы небесные тела диаметром от одного до нескольких десятков километров. (Астероид).
  2. В межпланетном пространстве движется огромное количество так называемой космической пыли. В большинстве случаев это остатки разрушившихся комет. Временами они врываются в атмосферу Земли и вспыхивают, проносясь по черному небу яркой светящейся черточкой: кажется, что падает звезда. Космические частицы раскаляются и сгорают. (Метеор).
  3. Эти небесные тела получили название от греческого слова «волосатая». Это небесное тело считалось предвестником различных бед, таких как эпидемии, голод, войны. Ее главная часть – ядро состоит из льда, замерзших газов и твердых частичек, диаметром от 1 до 10 километров. (Кометы).
  4. Кроме комической пыли, в межпланетном пространстве движутся и более крупные тела, в основном это обломки астероидов, вошедшие в атмосферу Земли, они не успевают в ней сгореть. Их остатки падают на поверхность Земли. Их делят на три класс: каменные, железные, железокаменные. (Метеориты).
  5. Этот объект в 400 раз больше диаметра Луны, в 109 раз больше диаметра Земли.  Температура внутри достигает до 15 000 000 градусов по Цельсию. (Солнце).

III. Физминутка

Пришло время нам укрепить наши мышцы, чтобы они не атрофировались во время долгого межзвездного путешествия.

По яйцевидному пути
Летит могучая комета.
О чем хлопочет пляской света?
Что нужно в мире ей найти?
Она встает уж много лет,
Свой путь уклончивый проводит,
Из неизвестного приходит,
И вновь ее надолго нет.
Как слабый лик туманных звезд,
Она вначале появленья –
Всего лишь дымное виденье,

В ней нет ядра. Чуть тлеет хвост.
Но ближе к Солнцу – и не та.
Уж лик горит, уж свет не дробен,
И миллионы верст способен
Тянуться грозный след хвоста.
Густеет яркое ядро, и уменьшается орбита. 
Комета светится сердито.
Сплошной пожар – ее нутро.

(К.Бальмонт). 1908 г.

IV. Сообщение темы урока

Прочитайте тему урока, записанную с помощью значков. Дети берут от названия каждой планеты нужную букву.

Солнце – 1
Солнце – 2
Земля – 1
Венера – 1
Меркурий – 2
Земля – 1
Деймос – 1
Юпитер – 3
Нептун – 2

Люди издавна задумывались над тем, а что же там, на небе, почему видно то одинокие звезды, то их скопления. Они мысленно соединили эти звезды между собой и получили определенные фигуры, которые впоследствии были названы созвездиями. Сегодня мы тоже постараемся узнать о созвездиях, почему они так называются. Откройте тетради и запишите тему урока: СОЗВЕЗДИЯ.

V. Введение нового материала

Запись определения в тетрадь. Группы звезд расположенных в определенном порядке называются созвездиями.

Раньше не было никаких приборов , которые помогали  передвигаться в пространстве. Поэтому приходилось передвигаться ночью. А как же это возможно, ведь ночью темно? Дети отвечают – ориентируясь по Полярной звезде). Эта звезда получила название КОМПАС. Учитель включает послушать рассказ – «Путешествие Сережи и Светы, у которых папа работает астрономом.

Рассказ

Сегодня Сережу ничто не радовало: он потерял свой компас. Узнав об этом, папа сказал:
– Придется тебе север и юг по небесным светилам определять.
– По каким еще светилам? – спросил Сережа.
– По Солнцу, по звездам – ведь это и есть небесные светила, – ответил папа.
– Солнце и звезды – совсем не компас, – недоверчиво сказал Сережа.
– Не компас, но совсем не хуже компаса, улыбнулся папа.
– Есть на небе звезда, которая вполне заменяет компас. Называется она Полярной звездой.
А как же найти ее на звездном небе? Нужной найти на небе 7 расположенных близко друг к другу звезд. А если этих 7 звезд соединить мысленными линиями, то получится созвездие Большой Медведицы и самая яркая звезда в хвосте Малой Медведицы.
А вот почему она так называется, есть несколько легенд, послушайте одну из них.
В Большую Медведицу могущественная и злая волшебница превратила красивую девушку по имени Калисто, а в Малую Медведицу волшебница превратила ее служанку. С тех пор служанка все время сопровождает свою госпожу. Поэтому на небе Малая Медведица всегда находится рядом с Большой Медведицей.
Откройте атлас. Перед вами современная звездная карта, а раньше на карте изображали не звезды.  В настоящее время ученые считают созвездиями не фигуры звезд, а определенные участки звездного неба. Всего небо разделено на 88 созвездий, из которых на территории нашей страны можно видеть 54. Названия очень многих созвездий пришли к нам из Древней Греции  и связаны с персонажами различных мифов и легенд. Например, названия созвездий: Кассиопея, Цефей, Андромеда, Пегас и Персей – связаны с такой легендой.
У мифического царя эфиопов Цефея была красавица жена – царица Кассиопея. Однажды она похвалила красоту своей дочери Андромеды в присутствии нереид – сказочных жительниц морей. Нереиды были очень завистливы, они пожаловались богу морей Посейдону, что Артемида красивее их, и Посейдон напустил на берега Эфиопии страшное чудовище, пожирающее людей. Цефей, чтобы спасти жителей своего государства, должен был отдать на съедение чудовищу свою любимую дочь Андромеду. Ее приковали к скале на берегу моря, и здесь она ожидала свою гибель. Но Андромеду спас герой Персей, прилетевший на крылатом коне Пегасе. В честь героев этой легенды и были названы созвездия. [1]
С тех пор на небе появились созвездия Цефея, Кассиопеи, Андромеды и Персея. Найдите их на карте.

VI. Работа по теме урока

Нарисуйте рисунок своего созвездия и рядом изобразите главный атрибут бога.
Овен (апрель) сопровождал голубь Афродиты (Венеры).
Тельцы (май) ставили греческий треножник Аполлона.
Близнецам (июнь) рисовали черепаху любимца Гермеса (Меркурия).
Рак (июль) спокойно сидел под крылом орла  – спутника Зевса. (Юпитера).
Около Льва (август) стояла обвитая змеей корзина Деметры (Цереры).
Дева (сентябрь) держала два факела, а за ними виднелась шапка Гефеста (Вулкана).
Рядом с держащим Весы ребенком (октябрь) изображали спутницу бога войны Ареса (Марса) волчицу.
Скорпиону (ноябрь) сопутствовала собака богини охотницы Артемиды (Дианы).
О том, что Стрелец (декабрь) – любимое созвездие богини домашнего очага  Гестии (Весты), напоминала лампа с ослиной головой.
Козерог (январь) не расставался с павлином супруги Зевса – Геры (Юноны).
Водолей (февраль) был небесным двойником Посейдона (Нептуна), а потому рядом с ним было изображение дельфина.
Созвездие Рыбы (март) неусыпно «сторожила» сова Афины (Миневры).
Самостоятельная работа учащихся с картой звездного неба.
Задание: найти на карте звездного неба созвездия Большой и Малой Медведицы, Дракона, Цефея, Кассиопеи. Зарисовать их в рабочую тетрадь и подписать.

VII. Итог

– Вот и подошло наше путешествие к концу. Пора возвращаться. Где мы сегодня побывали?
– Что видели? Что такое созвездия? Какие созвездия вы запомнили?

Человек, как звезда, рождается,
Средь неясной туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в вечности…
Поколениями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.

– А кто же в нашем классе звездочки?
– Посмотрите, что у на урочном небе, если мысленно соединить наши звездочки, то получится фигура «5». А теперь давайте дадим ему название. Так пусть это созвездие сопутствует нам весь год.

VIII. Домашнее задание

Найти и нарисовать обозначения всех знаков зодиака.

Литература.

1. Дубкова С.И. «Сказки звездного неба»; М., «Белый город», 2009.