"Рельеф Тверской области". 6-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Цели:

  • осмысление знаний об особенностях рельефа, рельефообразующих процессах и формах рельефа на территории Тверской области;
  • формирование умений объяснять причинно-следственные связи в природе, классифицировать формы рельефа по определенным признакам (высоте, происхождению), осваивать приемы работы с физической и контурной картами;
  • развитие воображения, памяти, внимания, навыков усвоения разного рода информации, коммуникативных навыков, навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
  • развитие интереса к познанию законов природы;
  • развитие эстетических и патриотических чувств;
  • формирование уважения к мнению товарищей в процессе деятельности в парах.

Оборудование: физическая карта Тверской области, мультимедийные средства обучения, презентация «Рельеф Тверской области», видеофрагмент «Тверская область с высоты птичьего полета», индивидуальные листы с заданиями для урока, сувениры «валдайские колокольчики».

Тип урока: урок усвоения знаний, умений и навыков.

Технология: информационно-коммуникационная технология.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку.

2. Цели и задачи урока. (Слайды 1, 2)

Эпиграф:

«Природа – творец всех творцов».

И.В.Гёте

– Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями рельефа нашей Тверской области. Слова эпиграфа как нельзя лучше говорят нам о том, что природа подобно художнику или музыканту, создающим великие произведения искусства, творит самое себя. Как же природа «творит», создает поверхность Земли, ее рельеф во всем его разнообразии?
(Слайд 3).
Цели нашего урока: (Слайд 3).

1) узнать об особенностях рельефа Тверской области;
2) выявить процессы, формирующие различные формы рельефа;
3) научиться показывать по физической карте важные объекты рельефа Тверской области.

3. Актуализация опорных знаний

Кроссворд (Слайды 4-11)

По вертикали:

1 – совокупность неровностей земной поверхности (рельеф);

По горизонтали:

2 – крупная равнина, на которой расположена Тверская область (Русская);

3 – равнина, имеющая высоту от 200 до 500 м над уровнем моря (возвышенность);

4 – А я большим не вышел ростом,
Нет снега, да не крут и склон,
И называюсь очень просто:
Меня все узнают, как … (холм)

5 – место открытой разработки полезных ископаемых (карьер);

6 – равнина, имеющая высоту до 200 м над уровнем моря (низменность);

7 – полезное ископаемое осадочного происхождения (торф).

4. Изучение нового материала

На этапах изучения нового материала и закрепления знаний и умений обучающиеся выполняют задания в индивидуальных листах (Приложение 1).

1) Изучение особенностей рельефа Тверской области

Просмотр видеофрагмента «Тверская область с высоты птичьего полета».

– Какова главная особенность рельефа нашей области?
– Какие формы рельефа преобладают в нашей области? (Слайд 12) (Равнинность рельефа, равнины.)

Работа с физической картой Тверской области (Слайд 13).

Задание 1. Составляем схему «Виды равнин Тверской области».

– Определите по шкале высот, какие высоты над уровнем моря преобладают в нашей области. Каким формам рельефа соответствуют такие высоты? (Слайд 14) (На западе области преобладают высоты от 200 до 300 м – возвышенности, на востоке – до 200 м – низменности (низины).)
– Назовите и покажите по карте возвышенности и запишите их названия. (Валдайская, Бельская, Бежецкий Верх, Цнинская, Овинищенская.)
– Назовите и покажите по карте низины и запишите их названия (Верхневолжская, Среднемоложская, Вышневолоцкая, Западно-Двинская).

Задание 2.

– Найдите на карте отметку, указывающую наибольшую высоту Тверской области (343 м – Цнинская возвышенность).
– Найдите отметку, указывающую наименьшую высоту Тверской области (71 м – Плоскошская низина)

Вывод: На территории Тверской области рельеф равнинный. Виды равнин по высоте: возвышенности и низменности. Наибольшая высота 343 м, наименьшая – 71м.

2) Знакомство с процессами, формирующими рельеф

Заслушивание сообщений обучающихся о процессах, формирующих различные формы рельефа.

Задание 3. Прослушиваем сообщения и составляем схему «Формы рельефа и процессы их образующие» (Слайд 15).

Сообщение 1. Когда-то на месте Восточно-Европейской равнины (а значит и нашей Тверской области) была горная страна, но прошли миллионы лет и под действием внешних сил (солнца, ветра, воды) она была разрушена и выровнена. В результате движений земной коры в более позднее время на западе области произошли поднятия. Здесь сейчас и расположена Валдайская возвышенность. По сравнению с другими территориями она имеет наиболее высокие отметки. В результате поднятий земной коры сформировались так же Бельская возвышенность, Овинищенская возвышенность (частично расположенная на территории Краснохолмского района).
В то же время восточная и юго-восточная части области опускались, сюда стекали реки, здесь скапливались обломки горных пород, ил, песок. Они покрыли все неровности рельефа, поэтому в этой части области более плоская поверхность. Здесь сформировались низины.

Сообщение 2. (Слайд 16) Более 600 тыс. лет назад наступило сильное похолодание и огромный ледник, надвигаясь с северо-запада, покрыл поверхность Тверской области. Началась эпоха оледенения. Периоды похолодания сменялись периодами потепления. Четыре раза территория нашей области подвергалась нашествию ледника. На формирование рельефа Тверской области особенно повлияли два последних оледенения Московское и Валдайское. Валдайское оледенение закончилось всего 10 тыс. лет назад. Ледник дошел только до Валдайской возвышенности. Границу его проводят по линии Белый – Нелидово – Западная Двина – Андреаполь – Селижарово – Вышний Волочек – Лесное.

(Слайд 17) После таяния на поверхности остались скопления моренного материала (морена – ледниковые отложения) в виде моренных холмов и гряд.
(Слайд18) Множество холмов, сложенных моренными отложениями покрывают территорию Тверской области, примером может служить и тот холм, на котором возник наш город. (Этот холм присутствует на гербе и в названии нашего города Красный Холм).
(Слайд 19) Моренные гряды образовывались по краю ледника (боковые и конечно-моренные). У них самы е различные направления. (Калининская гряда, Лихославльская гряда, Бежецкий Верх и др.).
В понижениях глыбы льда таяли постепенно, и морена осаждалась ровным слоем. Так возникли моренные равнины на юге и юго-востоке области. Во время таяния ледника образовались также мощные водные потоки. Они несли с собой массу песка, который откладывали по пути, выстилая им поверхность. Такие пески называют зандровыми и равнины, покрытые ими, тоже называют зандровыми равнинами.

Сообщение 3. (Слайд 20) В настоящее время важную роль в формировании поверхности нашей области играет деятельность текучих вод (рек, ручьев, талых весенних вод, подземных вод). Эти воды размывают почву, горные породы, переносят частицы в другое место, формируя новые формы рельефа. «Вода и камень точит» – есть такая пословица.
На слайде мы видим результат работы рек. Они размывают себе долины, создают намывные формы рельефа (поймы, террасы) из песка, ила, гальки.
(Слайд 21) Весенние ручейки могут размыть овраги на склонах холмов.
(Слайд 22) А там, где близко к поверхности залегают известняки, вода, просачиваясь вниз по трещинкам, постепенно растворяет их и выносит. Этот процесс называется карстом). Так образуются карстовые воронки, провалы, даже пещеры. Они есть в окрестностях Старицы, Андреаполя.
Тысячелетиями длится этот процесс. Он приводит к снижению холмов, а так же к более глубокому врезанию оврагов и речных долин.

Сообщение 4. (Слайд 23) В настоящее время новые формы рельефа появляются под влиянием деятельности человека. Их называют антропогенными формами рельефа («антропос» (лат.) – человек). Это древние крепостные валы, курганы, каналы, карьеры, насыпи дорог, терриконы, ямы и др.
Работа над составлением схемы. Обсуждение результатов работы.

В результате работы получаем схему (Слайд 24).

Вывод: Крупные формы рельефа на территории Тверской области образовались в результате движения земной коры (под воздействием внутренних сил Земли), а более мелкие – сформированы ледником, текучими водами, человеком (под воздействием внешних сил). (Слайд 25)

5. Закрепление знаний и умений

1) Составление словаря темы.

Ученики по цепочке называют слова – термины по теме урока. (Рельеф, возвышенность, морена, моренный холм и др.)

2) Работа с контурной картой Тверской области.

Задание 4.Обозначенные цифрами на контурной карте объекты рельефа приводим в соответствие с их названиями (Слайд 26). (Тихо звучит музыка) Взаимоконтроль – проверь соседа по парте! (Слайд 27). Подведение итогов выполнения задания: какие оценки получили?

Характеристика объекта рельефа.

Учитель: Равнины имеют важное значение в жизни людей. На равнинах удобнее вести хозяйство: строить города, деревни, дороги, заниматься земледелием, отдыхать. На всю страну известна Валдайская возвышенность. Давайте и мы более подробно с ней познакомимся.
Один ученик так описал Валдайскую возвышенность (Слайд 28):

«Валдайская возвышенность расположена на юго-востоке Тверской области. Она протянулась с севера на юг на 20 км и с запада на восток примерно так же. Преобладающие высоты от 100 до 200 м. Наибольшая высота 343 м . Поверхность возвышенности в основном сложена моренными отложениями. На Валдайской возвышенности находится город Тверь – центр области.»

Найдите ошибки в этом описании и исправьте их. (Ученики, работая с физической картой Тверской области, находят ошибки и исправляют их.)

Получаем новое описание Валдайской возвышенности (Слайд 29).

Учитель рассказывает о достопримечательностях Валдайской возвышенности (Слайд 30):

На Валдайской возвышенности находится исток великой русской реки Волги, озеро Селигер – «жемчужина Русской равнины», Центрально-Лесной биосферный заповедник, Город Воинской Славы – Ржев и др.
А еше у Валдая есть свой волшебный символ. Валдайская возвышенность известна на всю страну валдайскими колокольчиками (Слайд 31). Валдайский – значит ямщицкий. Через Валдайскую возвышенность проходил (проходит) оживлённый Московско-Петербургском тракте. Сейчас по нему гоняют машины, а раньше носились удалые тройки, да с бубенцами. Бубенец, подвешивался либо под дугой, либо под шеей у лошадок и не просто для красоты. Он звенел. А звон колокольчика выполнял массу функций – и ямщика веселил, не давал ему уснуть, и встречную упряжку предупреждал о своём приближении, и ритмом своего перезвона подгонял лошадей, и почтовым экипажам помогал пронестись без остановки.
Валдай является первым центром литья ямщицких колокольчиков.
По одной из легенд, валдайские колокольчики появились в 1478 году. Именно тогда по приказу царя Ивана III с Софийской звонницы был снят вечевой колокол Господина Великого Новгорода и отправлен в Москву, чтобы "звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы".
Но до Москвы так и не добрался пленник. На одном из склонов Валдайских гор сани, на которых везли колокол, стремительно покатились вниз, испуганные кони понеслись вскачь, колокол сорвался с воза и, свалившись прямиком в овраг, разбился вдребезги на много маленьких кусочков. Из его обломков и были отлиты первые валдайские колокольчики. Колокольчик – это волшебный символ России! (Звон колокольчика).

6. Подведение итогов. Выводы по теме урока

Выставление оценок за работу на уроке. Подводим итоги работы класса.

7. Домашнее задание. (Слайд 32)

1. Изучить рельеф по карте Тверской области,
2. Подготовить устный ответ о процессах и формах рельефа;
3. Новые слова по теме записать в словарь;
4. Составить маршрут к интересным объектам рельефа Тверской области (по выбору).