Циклы с условием языка программирования "Паскаль"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (238 кБ)


Продолжительность занятий: 2 урока по 45 минут.

Цель занятий: формирование у учащихся представлений об операторах цикла с условием языка программирования Паскаль.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • усвоение учащимися операторов цикла с условием и области их применения;
    • формирование у учащихся умений и навыков написания программ с использованием циклов с условием.
  • Развивающие:
    • развитие логического и алгоритмического мышления учащихся;
    • развитие устойчивости внимания, умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
    • развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
  • Воспитательные:
    • воспитание интереса  к предмету,  уважительного отношения к труду;
    • воспитание информационной культуры учащихся, дисциплинированности, усидчивости;
    • формирование навыков работы в группе.

Тип урока. Урок изучения нового материала.

Вид урока. Комбинированный.

Формы работы. Коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование занятия:

  • компьютерный класс;
  • мультимедийный проектор,  экран;
  • презентация.ppt;
  • раздаточный материал для каждого учащегося: Приложение 1 – Индивидуальные задания для компьютерного практикума; Приложение 2 – Домашнее задание.

Структура урока.

  1. Организационный момент (1 мин.).
  2. Актуализация знаний и умений учащихся (5 мин.).
  3.  Мотивация, целеполагание  (7 мин.).
  4. Изучение нового материала (27 мин.).
  5. Закрепление полученных знаний (45 мин.).
  6. Подведение итогов урока (2 мин.).
  7. Домашнее задание. Рефлексия. (3 мин.).

1.  Организационный момент.

2.  Актуализация знаний и умений учащихся.

Учитель. Слайд 1. Мы с вами уже научились составлять программы с циклами. Давайте вспомним, что такое цикл, и какие циклы мы использовали для решения задач?  

Учащиеся. Цикл – это такая организация действий, при которой некоторый  набор команд, называемый телом цикла, может повторяться несколько раз (или  ни разу). Мы работали с циклами с параметром, т.е. с таким циклом, у которого заранее известно количество повторений. Такие циклы называют циклами типа Для или циклами с параметром.

Учитель. А каков формат этого цикла?

Учащиеся. Такой цикл бывает двух видов в зависимости от условия, которое задано.  Слайд 2.

Учитель. Как выполняется такой оператор цикла?

Учащиеся. Сначала вычисляются значения выражений  A и B. Если A < B, то <параметр > последовательно принимает значения, равные A , A + 1,  A + 2,…, B – 1, B, и для каждого из этих значений выполняется тело цикла. Как только условие станет ложным, тело цикла выполняться не будет, а действие будет передано следующей после цикла команде. Если A > B сразу, то тело цикла не выполнится ни разу. Это применимо для прямого цикла. Для обратного цикла тело цикла начинает выполняться, когда A > B.

Учитель. Как будет выглядеть текст программы, если нужно найти количество целых чисел в диапазоне от 20 до 100?    Слайд 3.

3. Мотивация,  целеполагание

Учитель. А теперь попробуем решить следующую задачу. Слайд 4-5.

– Какова идея решения этой задачи?
– Какая проблема встала перед нами?
– А когда нужно остановиться? Когда задача будет решена?

Учитель. Таким образом,  чтобы решить эту задачу, необходимо в её решение ввести  некоторое условие. В данном случае, пока число не станет равным нулю.
А сейчас давайте рассмотрим две жизненные ситуации, когда используется цикл. Слайд 6.
Как вы прокомментируете этот пример?

Учащиеся. В данном примере присутствуют условие и повторяемые действия. Сначала проверяется условие, а потом выполняются действия.

Учитель. Молодцы. А сейчас посмотрите  ситуацию 2. Слайд 7.
Ваши комментарии к этой ситуации.

Учащиеся. В этом примере тоже есть условие и действия, которые повторяются. Но в отличие от первого примера, здесь сначала  выполняется действие (спортсмен бежит), а потом проверяется условие (устал?).

Учитель. Правильно. Скажите, часто в жизни встречаются подобные примеры?  Отвечают учащиеся.

Учитель. Молодцы. А теперь  попробуйте сформулировать цель нашего урока. Какова она?

Учащиеся. Мы должны познакомиться с циклами, содержащими условие и научиться их использовать при решении задач.

Учитель. Правильно.Таким образом, запишите тему нашего сегодняшнего урока «Циклы с условием». Слайд 8.

4. Изучение  нового материала

Учащиеся работают в режиме диалога с учителем, конспектируют в тетрадь основные  моменты нового материала. Учитель сообщает, что оценку можно получить за активную работу на каждом этапе урока.

Учитель.В языке программирования Паскаль можно выделить два цикла с условием: цикл с предусловием или предварительным условием (первый пример) и цикл с постусловием или последующим условием (второй пример).
В  первом приведенном примере рассматривается цикл с предусловием, где  сначала проверяется условие (есть желание?), а потом делается шаг (посещай занятия спортом). Во втором примере рассматривается  цикл с постусловием, где  сначала делается шаг, а потом выполняется проверка (сначала спортсмен бежит, а потом проверяется условие «Устал»?).
В каждой конкретной задаче каждый решает сам, какой цикл использовать.
Если, сделав шаг без проверки, можно свалиться в яму, то лучше поставить проверку вначале (как слепой с палочкой). Ну, а если шаг без проверки вас не пугает, то можно отложить ее до завершения шага.

Рассмотрим подробнее цикл с предусловием. Слайд 9.
Здесь  <условие>  – любое логическое выражение.
Блок-схема выглядит следующим образом. Слайд 9.
Как выполняется такой оператор?

Пока условие принимает истинное значение (True), тело цикла будет выполняться. Его истинность проверяется каждый раз перед очередным повторением тела цикла. Как только условие принимает значение ложь (False), осуществляется переход к оператору, следующему за while. Если условие с самого начала было ложным (False), то тело цикла  не будет выполнено ни разу. В отличие от цикла с параметром в этом виде цикла не предусмотрено автоматическое изменение переменной цикла, поэтому в теле цикла должны быть команды, изменяющие значение переменной цикла. В противном случае при запуске произойдет так называемое зацикливание программы (т.е. выполнение бесконечного цикла).

Здесь также следует помнить, что если тело цикла состоит из нескольких операторов,  то их следует заключать в операторные скобки (begin…end):

while  <условие>  do  begin
<тело цикла>
end;

Рассмотрим пример. Давайте попробуем решить задачу, которую мы с вами ставили в начале урока.  Слайд 10.

Составим блок-схему решения этой задачи: (Учащиеся помогают при  составлении блок-схемы).

Текст программы выглядит следующим образом. Слайд 10. (Учащиеся участвуют в составлении программы).

Учитель.  А теперь рассмотрим цикл с постусловием. Слайд 11.
Блок-схема   оператора цикла с постусловием выглядит следующим образом. Слайд 11.

Учитель.  Принципиальное отличие оператора repeat...until (повторять до тех пор, пока) от оператора while...do в том, что проверка условия производится не перед началом выполнения оператора, а в его конце, когда решается вопрос, повторить ли еще раз действия. Поэтому тело этого цикла всегда выполняется, по крайней мере, один раз. Кроме того (и это очень важно) цикл будет повторяться, когда условие – ложно (False), как только условие станет истинным (True) – происходит выход из цикла.
Давайте решим предыдущую задачу с использованием цикла с постусловием.
Блок-схема задачи будет выглядеть следующим образом.  Слайд 12.
В соответствии с блок-схемой напишем текст программы. Слайд 12.

Учитель. А теперь, подводя итог сказанному, давайте  отметим отличия и особенности хорошего стиля работы с данными циклическими операторами и оформим все это в виде таблицы. Слайд 13.

 (Учащиеся коллективно обсуждают, отвечают, делают выводы).

Учитель. Оператор цикла с предусловием можно считать наиболее универсальным – с использованием таких операторов можно задать и циклические процессы, определяемые операторами цикла с параметром и оператором цикла с постусловием.

5. Закрепление полученных знаний

Учитель. А сейчас вы должны ответить правильно на вопросы. Задания и варианты ответов представлены на слайдах. Слайды 14-17. Если вы выбираете неверный ответ, то он исчезает, верный ответ остается на слайде.

Учащиеся обсуждают вместе решение, учитель помогает, если возникают затруднения.

Учитель.А сейчас вам предстоит практическая работа за компьютером. Задания представлены в раздаточном материале (Приложение 1) и продублированы на слайде. Слайд 18.

Учащиеся обсуждают задания, предлагают алгоритм их решения, после чего рассаживаются за компьютеры и приступают к работе. Во время работы за компьютером более сильные ученики, быстрее всех справившиеся с заданиями, становятся помощниками  для более слабых учеников. Учитель проверяет программы, написанные  учениками, комментирует решение, помогает найти ошибки. Работа за компьютером чередуется с коллективным обсуждением наиболее сложных моментов, которые возникают при решении задач.

6. Подведение итогов урока. Объявление оценок за работу на уроке

Учитель. На сегодняшнем уроке  вы познакомились еще с двумя видами циклов. Давайте повторим.

  • Какие существуют циклы с условием? Какие служебные слова используются в этих операторах?
  • Как выполняется оператор цикла с предусловием?
  • В чём отличие оператора цикла с постусловием от цикла с предусловием?
  • Что необходимо предусмотреть, чтобы не произошло зацикливания программы?
  • В чём, на ваш взгляд, заключается основное отличие в выполнении этих операторов?

Выставление оценок.

7. Домашнее задание. Рефлексия

Учитель. Дома вам необходимо внимательно изучить конспект урока и выполнить задания по теме урока. Задания представлены в Приложении 2 и продублированы на слайде. Слайд 19.

(Учащиеся могут взять раздаточный материал с домашним заданием домой).
 Инструктаж по выполнению домашнего задания,  рефлексия.

Используемые источники

  1. Златопольский Д.М. Я иду на урок информатики. Задачи по программированию. / Д.М. Златопольский  – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – 208 с.: ил.
  2. Культин Н.Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. / Н.Б. Культин – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 256 с.: ил.
  3. Ушаков  Д.М. Паскаль для школьников. / Д.М. Ушаков, Т.А. Юркова – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.: ил.
  4. Лучший курс обучения языку программирования Turbo Pascal. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pascaler.ru/index.html
  5. Программирование. Циклы Pascal-Паскаль.  [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pascal.helpov.net/index/cycles_pascal_programming
  6. Обучение программированию. [Электронный ресурс]. – URL:  http://lilipusv.narod.ru/