Обобщающий урок "Размножение, рост и развитие организмов"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель: обобщить знания о размножении, росте и развитии организмов

Задачи:

  • уточнить лексическое значение и различие понятий “размножение”, “рост”, “развитие”;
  • раскрыть практическое значение знаний о размножении, росте и развитии организмов; - продолжить формирование умений обсуждать проблемные вопросы, анализировать, работать с различными источниками информации;
  • совершенствовать умения устанавливать соответствия, последовательность этапов развития;
  • развивать логическое мышление и речь обучающихся;
  • воспитывать у обучающихся умения работать в группе, слушать, уважать мнение каждого и тактичность к отвечающим,

Тип урока: обобщающий, с применением ИКТ

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, практическая работа.

Оборудование:

  • учебник “Биология. Линия жизни. 6 класс, В.В.Пасечник”,
  • рабочая тетрадь к учебнику “Биология. Линия жизни. 6 класс, В.В.Пасечник”
  • карточки для схемы (размножение, половое, бесполое, вегетативное, почкование, спорообразование, деление на 2, названия организмов)
  • индивидуальные карточки для самостоятельной работы – 2 варианта (см. Приложение 1)
  • интерактивный плакат “Биология 10-11. Размножение” (Мультимедиа-плакат Цикл развития бабочки и лягушки)
  • презентация PowerPoint “Размножение, рост и развитие организмов”
  • магнитная доска, магниты

Ход урока

1. Организационное начало урока.

2. Актуализация опорных знаний. Фронтальное повторение

- Назовите царства органического мира.

- Что свидетельствует о единстве всего органического мира?

- Какими свойствами обладают живые организмы?

- В каких средах обитают живые организмы?

Слайд 1.

- Что вы видите на иллюстрации?

- Определите тему урока.

- Какое значение для существования жизни на Земле имеет способность организмов к размножению?

- Что называют размножением?

- В чём биологический смысл размножения? (увеличение числа особей, расселение организмов на новые места – непрерывность жизни на Земле)

3. Мотивация учебного процесса.

Составление схемы “Размножение” (по раздаточному материалу).

На столах у обучающихся лежат карточки с названиями организмов.

- Какие различают способы размножения? (бесполое и половое)

- Какими способами осуществляется бесполое размножение? (деление на 2, вегетативное, почкование, спорообразование)

На магнитной доске идёт поэтапное построение схемы “Размножение”

(учащиеся выходят к доске, заполняют примерами – раздаточные карточки на столе)

Схема на магнитной доске закрывается.

4. Самостоятельная работа по карточке (см. в Приложении)

На столах лежат индивидуальные карточки с несколькими заданиями, которые выполняются учащимися по вариантам по ходу урока, после каждого этапа обобщения.

Карточка

Задание 1. Установите соответствие между организмом и способом размножения

1 вариант   2 вариант
Растение Способ вегетативного размножения Организм Способ размножения
1.бегония А. клубень 1.редис А.Вегетативное
2.крыжовник Б. лист 2.инфузория Б.Почкование
3.чеснок В. черенок 3.дрожжи В.Спорообразование
4.картофель Г. луковица 4.маслёнок Г.Половое
5.земляника Д. усы 5.тюльпан Д.Деление на 2

5. Преимущества полового размножения

- Какое из типов размножения является наиболее древним?

- В чём преимущества бесполого размножения? (простое и быстрое, образующиеся потомки копии родителей, не надо искать партнёра)

- В чём биологический смысл полового размножения? (биологическое разнообразие особей, более приспособлены к меняющимся условиям среды)

- Как называются половые клетки? (гаметы)

- Как называется женская (мужская) половая клетка? (яйцеклетка, сперматозоид)

Слайд 2.

6. Повторение строения цветковых растений

- Представителей какого царства живых организмов вы видите на слайде?

- Как называются общим понятием данная группа растений? (цветковые, покрытосеменные)

- Перечислите какие органы образуют цветок.

Слайд 3.

7. Самостоятельная работа с иллюстрацией слайда.

Подпишите части цветка в таблице на карточке самостоятельной работы.

1     7  
2   8  
3   9  
4   10  
5   11  
6   12  

8. Размножение цветковых растений.

- Где образуются половые клетки у цветковых растений? (в цветке)

- Значит, цветок – это орган полового размножения.

- В какой части цветка образуются мужские половые клетки? (в тычинках, пыльцевые зёрна)

- В какой части цветка образуются женские половые клетки? (в пестиках, в семязачатках)

Слайд 4.

9. Коллективная работа

Задание на слайде.

Распределить понятия части цветка на 2 группы.

Первая группа понятий те, которые относятся к женской части, вторая – к мужской.

Женская часть цветка   Мужская часть цветка
  Пестик  
  Пыльник  
  Столбик  
  Завязь  
  Рыльце  
  Тычинка  
  Семязачаток  
  Пыльцевое зерно  

10. Опыление.

- Что должно произойти в цветке, чтобы завязался плод и образовались семена? (опыление)

- Что называют опылением?

Слайд 5.

- Какие различают виды опыления? (перекрёстное – ветром, животными, самоопыление)

Карточка

Самостоятельная работа. Задание 3

Установите соответствие между особенностями цветков и способами их опыления:

Особенности цветков Способ опыления
1.Пыльца сухая и лёгкая 1 – с помощью насекомых
2.Цветки яркие и крупные 2 – с помощью ветра
3.Цветки невзрачные  
4.Пыльца крупная и липкая  
5.Цветение происходит до появления листьев  
6.Наличие нектарников и запаха  

- Почему в процессе развития жизни на Земле расцвет цветковых растений связан с расцветом насекомых? (насекомые-опылители)

- Как приспособились цветковые растения к привлечению насекомых опылителей? (наличие нектара, яркая окраска цветка, ароматный запах)

- Как называется процесс слияния половых клеток? (оплодотворение)

- Что образуется из оплодотворённой яйцеклетки? (зигота)

- Что развивается из зиготы в результате многократного деления? (многоклеточный зародыш)

11. Плоды и семена.

Слайд 6.

- Сколько семязачатков в завязи пестика на схеме?

- Сколько разовьётся семян при успешном опылении? (три)

Слайд 7.

- Где развиваются семена в растениях? (в плодах)

- Что общего у плодов на первой таблице? (сочные)

- На второй? (сухие)

- Как распространяются семена?

Приспособления для распространения плодов и семян (по иллюстрациям на доске)

1. Сочный плод - привлекает животных в качестве пищи.

2. Семена в пищеварительном тракте животных не теряют всхожести, но получают лучшие условия для прорастания.

3. Выросты на семенах помогают им прицепляться к животным (череда).

4. Хохолки, парашютики, крылышки помогают при распространении ветром (клен).

5. Малый вес семян также способствует распространению ветром (орхидеи).

6. Особые приспособления для саморазбрасывания семян (бешеный огурец).

7. Специальные приспособления для самозарывания.

- Каково значение этого периода в жизни цветковых растений? (расселение на новые территории)

Слайд 8.Строение семян.

Откройте рабочую тетрадь стр.74 № 4. Назовите основные части строения семени.

12. Условия и этапы прорастания семян.

Слайд 9.

- Какое явление в жизни растения вы наблюдаете?

Каковы условия прорастания семян. (по щелчку появится схема)

Рост зародыша и развитие проростка. Особенности роста растений

Условия прорастания: влага, тепло, воздух, живой зародыш.

Проросток - это образовавшееся из семени растение, чтобы он стал похож на взрослое растение, нужно немало времени, это произойдет в ходе индивидуального развития

Слайд 10.

13. Интересная информация.

КАК БОБЫ ПАРОХОД РАЗОРВАЛИ. Н. П. Болгаров.

(“Хрестоматия по ботанике”. Сотавитель - Е.Н.Алешко” с.17-18, Учпедгиз, М.1959)

Если школьнику сказать, что бобы могут разорвать пароход, он не поверит. “Что за ерунда? — скажет он.— Где это видано, чтобы бобы пароход разорвали? Что это — торпеда?”. И все же такой случай с бобами действительно произошёл. Это было лет более 80 лет назад. Огромный пароход “Харьков” плыл из-за границы к родным берегам. Все его трюмы до отказа были заполнены бобами. Недалеко от Константинополя (город официально в 1930 г был переименован в Стамбул –Турция) случилась неприятность: пароход наскочил на каменистую мель. Проутюжив днищем камни, “Харьков” пошёл дальше; так и дошёл бы до Одессы, если бы не бобы. Оказалось, прогулка по камням не обошлась благополучно. В днище парохода, под одним из грузовых трюмов, образовалась пробоина, через которую стала внутрь поступать вода. Будь у парохода обыкновенный груз, не бобы,— ничего бы особенного не произошло. Вода бы заполнила один грузовой трюм, а дальше её не пустили бы водонепроницаемые поперечные перегородки, отделяющие этот трюм от соседних. Дело кончилось бы тем, что “Харьков” глубже погрузился бы в воду и от этого несколько потерял бы в скорости. Но бобы решили судьбу парохода по-иному. Вода поднималась выше и выше, проникая сквозь все щёлочки между бобами. Бобы, впитывая в себя воду, стали разбухать. А разбухшим бобам и места надо больше. Места же в трюме было столько, чтобы вместить сухие, а не разбухшие бобы.

- Как вы думаете, что же оставалось делать бобам в поисках простора? (варианты ответов детей) Им оставалось одно: давить изо всех сил на стенки и палубу трюма. А сила разбухших бобов в тесноте — дело нешуточное. Учёные подсчитали, что при 25 процентах поглощённой воды бобы давят на тело, препятствующее их набуханию, с силой 30 килограммов на квадратный сантиметр. Такое давление может испытывать корпус подводной лодки на глубине 300 метров. Но чтобы выдержать такое давление, этот корпус имеет особую цилиндрическую форму, и он очень прочный. От парохода же не требуется погружение на глубину 300 метров. Значит, и корпус его делают не таким прочным, как у подводной лодки. Понятно, что такое давление бобов кончиться даром не могло. С оглушительным треском лопнули швы бортов и палубы в районе затопленного трюма. Пароход разломился на две отдельно плавающие части — носовую и кормовую. Вызванный к месту аварии буксир потащил в Севастополь носовую половинку “Харькова”, а затем вернулся и за кормовой. Моряки долго тогда шутили: “Пароход “Харьков” — самое длинное судно в мире: его нос в Севастополе, а корма в Константинополе”. Вскоре обе половинки “Харькова” при помощи электросварки соединили в одно целое.

Так вот что могут наделать безобидные бобы.

- Какое свойство бобов как живых организмов привело вот к такой чрезвычайной ситуации? (рост бобов)

Слайд 11.

- Установите последовательность прорастания семени фасоли.

На слайде пронумеровать последовательность прорастания фасоли.

14. Карточка.

Самостоятельная работа Задание № 4

Установите последовательность этапов прорастания семени фасоли:

А) набухание семени

Б) интенсивный рост зародышевого стебелька и почечки

В) развитие листьев, способных к фотосинтезу

Г) переход запасных питательных веществ в растворимое состояние

Д) выход семядолей на поверхность

Е) разрыв кожуры семени

Слайд 12.

15. Решение познавательной задачи.

Объясните поговорку: “От худого семени – не жди доброго племени” (что посеешь, то и пожнёшь. Лучше голодай, а добрыми семенами засевай. Весенний день — год кормит)

Слайд 13.

16. Систематизация полученных знаний.

Сравнение понятий рост и развитие.

- Что такое рост? (увеличение массы и размеров организма. Рост - возрастание массы и объема индивида или его органов, происходящее за счет увеличения числа и размеров клеток в процессе обмена веществ. У растений нередко продолжается всю жизнь, но часто снижается с возрастом.)

- Чем отличается рост растений от роста животных? (растения растут всю свою жизнь, а животные до определённого возраста)

- Что такое развитие?

Развитие - необратимый, закономерно направленный процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений особи.

Слайд 14.

- Назовите данное растение. Бамбук – самое быстрорастущее растение, которое за сутки может вырасти примерно на 1 м.

Слайд 15.

- От чего зависит продолжительность жизни организмов? (от уровня организации).

Мамонтово дерево – секвойя живёт тысячи лет, а вот амёба – 1-2 дня.

Слайд 16.

17. Онтогенез – индивидуальное развитие организмов

- Как называется развитие организма от оплодотворения до естественной смерти?

(индивидуальное развитие - онтогенез)

Индивидуальное развитие иначе называется онтогенез - развитие организма от зарождения до конца жизни особи.

Индивид - (лат. индивидуум - неделимое) - элементарная единица жизни, имеющая все признаки, свойственные виду к которому организма принадлежит, но вместе с тем отличающаяся специфическими особенностями

Слайд 17.

- Установите последовательность этапов онтогенеза – индивидуального развития растений.

- Что будет являться начальным этапом индивидуального развития у цветковых растений?

(по шелчку выплывают понятия)

1. оплодотворение яйцеклетки

2. образование зиготы

3. многократное деление

4. формирование зародыша

5. образование семени

- Что же находится внутри семени? (зародыш)

- Почему семенное размножение цветковых растений получило преимущество в ходе эволюции?

Семя - приостановившийся в своем развитии зародыш.

(по щелчку)

Преимущества семенного размножения

1. Защитные покровы - защищают зародыш от неблагоприятных воздействий среды. Плотная оболочка - позволяет семени долго жить в состоянии покоя, дожидаясь благоприятных условий для прорастания.

2. Запас питательных веществ - обеспечивает зародыш на первых порах питанием.

3. Приспособления к распространению - способствуют переносу семян на большие расстояния и расселению.

18. Минутка отдыха – звуки воды.

- Закройте глаза, положите голову на руки и представили летний луг.

В данный момент идёт запуск интерактивного диска “Биология 10-11” изд. Новый диск.

19. Работа с интерактивной доской.

Интерактивный плакат “Биология 10-11. Размножение”.

Раздел “Рост и развитие животных”

Сложные циклы развития имеют некоторые организмы.

Демонстрация интерактивных плакатов циклов развития.

- Посмотрите цикл развития бабочки и цикл развития лягушки.

- Что общего в циклах развития? (яйцо, личинка, куколка, взрослое насекомое)

-Данный факт развития называется метаморфоз с полным превращением. (лягушка, бабочка)

Раздел “Тесты” (интерактивные тесты)

№ 3 – установите последовательность развития насекомого

№ 4 – установите последовательность развития лягушки

Слайд 18.

- Как узнать возраст дерева? (по годичным кольцам – это зоны прироста древесины, образованные камбием в результате сезонной периодической активности)

Слайд 19.

- Как определить возраст у рыб?

Слайд 20.

20. Итог урока. Систематизация знаний.

- Что же называют размножением?

- В чём состоит биологический смысл размножения?

- Какие бывают способы размножения?

- Что называют ростом и развитием?

Жизнь на Земле миллионы лет существует благодаря важнейшему свойству живых организмов – воспроизведению себе подобных.

Дополнительно по времени (взаимопроверка карточек самостоятельной работы)

21. Домашнее задание. Учебник стр.104. Выводы к Главе 4

Спасибо за урок.