Урок по теме "Основание слова и окончание". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: Развитие умения находить основу в словах.

Задачи:

  1. Научить находить основу в словах.
  2. Формировать навыки грамотного и красивого письма, развивать речь детей, внимание, наблюдательность.
  3. Пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания.

Оборудование: индивидуальные карточки, карточки со словами, ИКТ (презентация урока).

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

1)

Плачет киск. в коридор. .
У неё больш.. гор.
Зл.. люд. бедн.. киск.
Не дают украсть сосиск. .
(Б.Заходер).

- Прочитайте. Почему мы улыбаемся, читая про «кискино горе»?

- Посмотрите внимательно, что пропущено в стихотворении?

- Что мы называем окончанием?

- Какие окончания нужно дописать?

- Назовите орфограмму, которая встречается в словах коридор, сосиска.

- Спишите текст. Вставьте пропущенные окончания.

Проверяем задание. (Ученики, верно выполнившие задание берут кружок, заранее лежащий на парте).

- Посмотрите, какое слово повторяется в стихотворении?

- Что изменяется у слова киска?

Во время работы над стихотворением 3 ученика выполняют индивидуальные задания по карточкам.

2) Индивидуальная работа по карточкам:

Карточка 1.

Спиши. В скобках напиши проверочные слова.

М…лчать, м…сной, охр…нять, уд…влять, гр…знуля, пл…сать.

Карточка 2.

Спиши, вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

Ска…ка, сла…кий, ука…ка, тра…ка, про…ьба.

Карточка 3.

Спиши, вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

Извес…ный, сер…це, свис…нул, звёз…ный, со…нце.

3. Постановка учебной задачи.

- Как известно киски любят не только сосиски.

Рассмотрите схемы.

_______ а _____к а ________ _______ный

_______ ы ______у

- Посмотрите, где на схеме однокоренные слова?

- Где одно и то же слово с разными окончаниями?

Подберите слова к схемам.

Рыба, рыбка, рыболов, рыбный, (нет) рыбы, рыбу.

- Что можно сказать об основе в словах?

- Назовите тему нашего урока.

(Сегодня на уроке мы будем учиться находить основу в словах).

4. Знакомство с новым материалом.

1) Наблюдение, сопоставление роли окончания, приставки, суффикса в слове.

а) Упр.184 и 185.

Ученики отвечают на вопросы в задании. Окончание не меняет смысл слова, поэтому нам понятны слова, записанные во 2-м столбике (упр.184). С помощью суффиксов и приставок образуются новые слова, поэтому в парах (упр.185) записаны разные слова.

б) Ответы на вопросы учебника (с.128).

- Что такое основа? Назовите основу в словах упр.184.

2) Работа над определением.

- Сколько абзацев в тексте? (Четыре). О чём это говорит? (В тексте четыре мысли, четыре микросхемы).

Чтение определения по абзацам.

- На что похож значок основы ________?

- Прочитайте вопросы после определения.

Презентация урока (слайд 1, приложение).

- Основа –

  1. Опорная часть предмета.
  2. Источник, главное, на чём строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь.

- Таковы толкования слова основа в «Толковом словаре» С.И.Ожегова. Какое из них объясняет смысл названия основы слова?

Физкультминутка

Я буду называть слова, если вы услышите слово с окончанием а, вы хлопаете.

Если вы услышите любое другое окончание, приседаете.

Река, звёзды, пила, роса, мячи, школа, сады, руки, ворота, красота, орехи, улыбка.

Ученики, не допустившие ни одной ошибки, берут кружок.

5. Постановка проблемного вопроса, его решение.

1) Прочитайте слова:

Грибы, грибочки, грибники.

- Выделите основу. Как вы будете действовать?

Составление алгоритма.

Презентация урока (слайд 2, приложение).

Ученики, пользуясь алгоритмом, выполняют до конца упр.188.

Самостоятельно выделяют орфограммы в словах.

Ученики, не допустившие ни одной ошибки, берут кружок.

6. Первичное закрепление.

1) Самостоятельная работа по вариантам.

Презентация урока (слайд 3, приложение).

Самопроверка.

Презентация урока (слайд 4, приложение).

Ученики, не допустившие ни одной ошибки, берут кружок.

2) Выполнение упр.189.

7. Рефлексия.

Ответьте кратко: «да» или «нет».

- Окончание – часть слова? (Да).

- Окончание – изменяемая часть слова? (Да).

- Окончание – часть основы? (Нет).

- Что такое основа?

- Основа - изменяемая часть слова? (Нет).

Ученики, верно ответившие на все вопросы, берут кружок.

8. Подведение итогов.

1) Подсчитываем, сколько кружков заработал каждый ученик.

2) Оценивание.

3) Д/з-с.139 упр.4., выучить правило.