Урок-исследование по литературе по теме "Этот мир очарований, этот мир из серебра". 11-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель урока:

  1. Раскрыть перед учащимися интеллектуальность и эмоциональность характера эпохи начала 20 века – эпохи всплеска, подъёма в науке и искусстве.
  2. Проведение исследовательской работы по:
    а) определению границ «серебряного века в русской культуре»;
    б) сравнительной характеристике течений модернизма.
  3. Обучение анализу увиденного и прочитанного, сопоставлению фактов, формулировке выводов.

Подготовка урока: за 2 недели даётся задание учащимся по проблемам истории, искусствоведения литературоведения, подготовка чтения стихотворений наизусть, поиск материалов о поэтах.

Оборудование: репродукции полотен М. Врубеля, Борисова-Мусатова, В. Серова, А. Бенуа, Н. Рериха, Б. Кустодиева, Е. Серебряковой, Н. Коровина, М. Шагала; Выставка книг поэтов начала 20 века; мультимедиапрезентация «Серебряный век русской литературы».

Ход урока

Посмотрите вокруг себя... Всё, что вас окружает – это итог работы художников и писателей начала 20 века. Века, который продолжил «золотые» традиции века 19. Да, началу 20 века было чем гордиться (чтение учителем стихотворения С.А. Есенина «Отговорила роща золотая» – наизусть).

Один ненужный ком – так ли это? Нет, Россия горда за деяние русских поэтов. Недаром эти года в искусствознании и литературоведении называют «Серебряным веком», который был отмечен необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства. Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Н.Оцупа «Серебряный век русской поэзии» (1933 г.), а вслед за изданием книги С.Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1963 г.) вошло в культурный обиход окончательно. Вашему вниманию представлена ассоциативная цепочка:

  • Блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса…

Определите, к какому искусству могут относиться данные определения?

Вывод: к искусству особого мира – возвышенному и прекрасному. (слайд 4)

До сих пор является спорным вопросом о границах этого явления в литературоведении. Многие критики утверждают, что всё закончилось после 17 г.

Задача нашего урока- исследование проблемы: каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века?(запись вопроса в тетрадь Вся работа на уроке строится как поиск ответа на проблемный вопрос).

1) Первый аспект исследования.

Каково содержание эпохи, именуемой Серебряным веком? Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?

Выступление с самостоятельными докладами историка – слайд 7-11 (хроника ключевых событий эпохи); искусствоведа – слайд 12-31(на фоне музыки Рахманинова ученик представляет полотна, ставшие символами эпохи- Врубель» Демон поверженный», Борисов- Мусатов» Призраки», Петров- Водкин «Купание красного коня»); литературоведа – слайд 32-35 (сравнение «века золотого «с его господством поэзии, причины этого господства).

Вывод: Поэзия – это всплеск чувств, озарения, сердечная боль, безумство, апатия и ... всегда потрясение! Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века. Надежды и разочарование, взлёты и падения, обретения и потери... А что ждало человека впереди? Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален.(слайд 36)

2) Второй аспект изучения. Вслушаемся в голоса поэтов начала века (выступления сильных учащихся с краткими сообщениями о жизни и творчестве поэтов и стихотворениями поэтов Серебряного века) слайд 38-49

Задание для учащихся: в процессе прослушивания композиции ученики делают записи в таблице(таблицы распечатаны на каждого ученика, пустые графы- автор, годы жизни, поэтическая я-концепция.)

Авторы, годы жизни Поэтическая Я-концепция
В.С. Соловьёв (1853-1900) «Хоть мы навек незримыми цепями» (наизусть)
М.А. Лохвицкая (1869-1905) «В кудрях каштановых моих...» (наизусть)
К.Д. Бальмонт (1867-1942) «Я в этот мир пришёл» (наизусть)
Д.С. Мережковский (1865-1941) «Поэт» (наизусть)
Ф. Сологуб (1863-1927) «Я – бог таинственного мира»
М. Кузмин (1875-1936) «Мы в слепоте как будто не знаем...»
М. Кириенко-Волошин «Рождение стиха» (наизусть)
М. Цветаева (1892-1941) «Душа и имя» (наизусть)
Н. Ходасевич (1886-1939) «Я угасну... Я угасну...»
Н. Хлебников (1885-1922) «Ещё раз, ещё раз...»
И. Северянин (1885-1941) «Эгополонез»
В. Маяковский (1893-1930) «А вы могли бы?»

Вывод: (делается учащимися, оформляется в тетради) слайд 50

Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, бесспорно одарённая личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Главное стремление – доказать свою правоту видения мира, защитить свой поэтический мир, оградить его во что бы то ни стало от вторжения оппонентов и доказать свою правоту.

Чтобы отразить нападки противников, поэты объединялись в литературные группировки.

(Ученик представляет домашнее индивидуальное задание – краткий обзор литературной жизни начала века- повторение сведений о символизме, футуризме, акмеизме). слайд 52-54

Выполнение мини- исследовательского практикума в группах:

Ученики получают карточки (для каждой группы по одной карточке, задание- по представленным основным чертам определить литературное направление).

1 карточка: Для __________________ характерны:

  • освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, радостного любования бытием;
  • стремление придать слову определённое, точное значение, основывать произведение на конкретной образности, требование «прекрасной ясности» (кларизма);
  • обращение к человеку, к «подлинности чувств»;
  • поэтизация мира первозданных эмоций, доисторической жизни земли и человека.

2 карточка: Для __________________ характерны:

  • культ техники, индустриальных городов;
  • словесные деформации, напряжённый интерес к «самовитому слову», к игровому началу;
  • абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художников.

3 карточка: Для __________________ характерны:

  • поэтика намёка и иносказания;
  • эстетизация смерти как бытийного начала;
  • знаковое наполнение обыденности;
  • апология мира, мимолётности, в которых отражается вечность;
  • стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечности красоты;
  • отношение кслову как к многоликому посланию,как к шифру некоей духовной тайнописи;
  • изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога.

(перечислены основные черты).

В процессе работы учащихся определяют, какому течению характерны данные признаки и заполняют сопоставительную таблицу (на доске, коллективное обсуждение).

Критерии сопоставления Символисты Акмеисты Футуристы
1. Цель творчества Расшифровка тайнописи, воплощённой в слове, пророчестве Возвращение поэзии лености, вечности Вызов традиции
2. Отношение к миру Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты Понимание мира как совокупности простых предметов, вечных знаков Одержимость идей разрушения старого мира
3. Отношение к слову Понимание слова какмногосмысленного послания, вести, элемента тайнописи Стремление придать слову определённое точное значение Созданиенеологизмов
4. Особенности формы Знаковоенаполнение слов, музыкальности, легкости слога Конкретнаяобразность Обилиенеологизмов,разговорнаяинтонация

Вопрос для обсуждения: Что даёт основание для объединения поэтов начала 20 века, чьи творческие принципы столь различны, под общим названием «творцы Серебряного века?»

Вывод:

  1. Все поэты – современники, их объединяет время, сама эпоха; они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России;
  2. Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;
  3. Все они – новаторы в области звуковой организации и ритмико- интоннационной структуре произведений;
  4. Все склонны к манифесталу программам;
  5. Их сближает беззаветное поклонение искусству. (слайд 55)

3) Третий аспект исследования. (слайд 56)

? Ещё одна бесценная страница в истории Серебряного века. Это мир человеческих отношений, мир любви и дружбы людей. Обратимся к стихотворениям и посланиям поэтов, адресованным их современникам к воспитаниям о них. О чём говорят эти строки?

1 группа: Ученики работают по группам. Задача – выписать строки из стихотворений, которыми поэты характеризуют своих адресатов»

М.И. Цветаева. Стихотворение «Ахматовой»

М.И. Цветаева. Стихотворение «Стихи к Блоку»

2 группа: Прочитать стихотворения, посвящённые памяти ушедших из жизни поэтов.Отетьте на вопрос: «Почему так дороги поэтам воспоминания об их друзьяхи оппонентах ? Какие детали сохранила их память?

  • А.А. Ахматова «Маяковский в 1913 году», 1940.
  • А.А. Ахматова «Он прав – опять фонарь, аптека», 1946.
  • Б. Пастернак» Памяти Марины Цветаевой», 1943.
  • А. Ахматова «Учитель. Памяти Иннокентия Анненского», 1945.
  • А. Ахматова «Венок мётрвым» О.М., 1957.

Вывод:

  1. Поэты Серебряного века творили не только стихи, баллады или поэмы, они лепили и свои судьбы; почти всем им свойственно отношение к собственной биографии как к выстаиваемому мифу.
  2. Большинство поэтов были связаны искренней дружбой, которую сохранили в течение долгих лет; они высоко оценивали и поэтическое мастерство, и личностные качества друг друга; они не скупились на добрые слова, они умели радоваться успехом друзей, восхищаться их гениальностью.

Подведение итогов исследования.

Каким же десятилетием или каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века?

(вывод учащихся) – слайд 58

  1. Это явление не ограничилось 17 годом. Серебряный век оставался в душах, в сознании поэтов, сотворивших его, всю жизнь, до последних дней они мысленно уносились в те годы, беседовали с уже ушедшими из жизни, но такими дорогими и близкими людьми, восстанавливали в подробностях памятные события Серебряного века.Он стал их судьбой.Как они сотворили его, так и он, Серебряный век, сотворил их.Значит,явление продолжало существовать до 50-60 годов прошлого века;
  2. Кроме того, под знаком Серебряного века развивалась духовная, художественная жизнь всего 20 столетия). слайд 59

Выводы учителя: не случайно и мы оказались под властью этого «мира очарований, мира из серебра»; ведь читательское соучастие, сопереживание, стремление осмыслить произведения и самих творцов – это тоже одна из характерных черт этой художественной системы, в которой искусство чтения становится не менее важным, чем искусство писания.

Домашнее задание: анализ стихотворения поэта Серебряного века (на выбор). С анализом применяемых в произведении художественно-изобразительных средств (лексических тропов и синтаксических фигур речи).