Метод проведения интегрированного внеклассного мероприятия

Разделы: Технология, Музыка, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


I. Введение

“Праздник моды, музыки и театра” - традиционное внеклассное мероприятие в нашей школе, построенное на интеграции искусств: музыки, создания моделей, театра, хореографии, изобразительного искусства [Прил. №1].

На празднике талантов показывают свои способности учащиеся, занимающиеся в вокальном, театральном, модельном объединении и “Творческой мастерской”. Каждое объединение ставит перед собой задачу создать на сцене полноценный художественный образ. Поэтому учащиеся внутри творческих объединений получают интегрированные знания и умения. В вокальной студии “Виктория” дети не только учатся петь, но и занимаются хореографией, работают над сценическим платьем. Участники театрального объединения “Сюрприз” занимаются не только актерским мастерством, но и пластикой движения, создают костюм, подчеркивающий характер героя. Дети, посещающие творческое объединение “Мой стиль”, кроме пошива моделей занимаются хореографией. Участники “Творческой мастерской” не только учатся рисовать, но и выполняют костюмы из нетрадиционных материалов.

Цель внеклассного мероприятия - показать достижения учащихся на школьном празднике талантов [Прил. №2].

Задачи:

  • развивать интерес к предметам культурно-прикладного цикла
  • развивать творческую активность
  • воспитать желание заниматься творчеством
  • отразить итоги деятельности учащихся за год

Сущность опыта и новизна заключается в интеграции разных видов творчества, через которые развиваются вокально-хореографические, театральные, художественные способности учащихся, талант швеи и модельера.

II. Основная часть

“Праздник моды, музыки и театра” существует с 2004 года. Обязанности распределились следующим образом:

- сценарист, режиссер праздника талантов, организатор дефиле – учитель технологии Козлова Галина Андреевна, руководитель театрального объединения “Сюрприз” и творческого объединения “Мой стиль”;

- музыкальный режиссер праздника, постановщик вокальных номеров, хореограф – учитель музыки Зюхова Екатерина Владимировна, руководитель вокальной студии “Виктория”.

- декоратор сцены, создатель костюмов из нетрадиционных материалов – учитель изобразительного искусства Ластина Елена Александровна, руководитель “Творческой мастерской”.

С годами выработалась определенная схема подготовки праздника талантов [Прил. №3].

III. Схема подготовки праздника талантов

 

На методическом объединении в начале года обсуждается тема праздника талантов. Педагоги дополнительного образования планируют свою деятельность в соответствии с утвержденной темой.

Праздник талантов состоит из трех частей: мода, музыка, театр. Все части неразрывно связаны между собой общей темой, которую представляют ведущие.

С особой тщательностью прописываются роли ведущих, так как именно они задают главную интригу праздника. Например, в мероприятии “Праздник моды, музыки и театра, или Необычайные приключения в школьной стране” главной темой стал детективный момент: пропажа короны, которая должна принадлежать королеве Моды, и ее поиски. Борьбу за корону ведут отрицательные сказочные герои лиса Алиса и кот Базилио, и положительные герои Оля и Поля [Прил. №4].

В мероприятии “Праздник моды, музыки и театра, или Апрельский карнавал” основная тема – перевоспитание отрицательного сказочного персонажа. Тему праздника ведут прекрасная Фея, добрая Тыковка и эгоистичная Разбойница [Прил. №5].

В мероприятии “Праздник моды, музыки и театра, или Мельница снов” основной темой становятся цветные сны, которые сбываются. Ведущие Повелительница снов и Алиса устраивают ВЫСТАВКУ СНОВ [Прил. №6].

Тема театра

Все мероприятие длится не более 45 минут, поэтому четко распределяется время на каждую часть праздника. На спектакль уделяется 15 – 20 минут. В спектакле всегда много музыки, которая подбирается к каждому герою, к каждому действию; присутствуют вокальные номера, танцы. Спектакль, даже если это не опера или мюзикл, становится музыкальным.

Примерами театральных представлений могут быть сказка “Ссора” С. Михалкова, произведение Давида Самойлова “День рождения Слоненка” [Прил. №7], польская народная сказка “Прыгающая принцесса”, мюзикл “Том Сойер” [Прил. №8].

Достаточно сложно найти материал для театральной постановки. В журналах можно найти массу переделанных “красных шапочек” и “трех поросят”, но нас эта литература не устраивает. Интересный материал находим в Драматическом и Кукольном театре. Иногда пишем собственный сценарий (пример - мюзикл “Том Сойер”).

Этапы работы театрального объединения

Работа начинается с чтения сценария, распределение ролей с учетом способностей и желания детей. Дальше работа идет по следующему плану:

- обсуждение образов, характеров героев

- индивидуальная работа с каждым актером

Дело в том, что дети, пришедшие в театральное объединение из младшей школы, долго не могут понять разницы между игрой и выразительным чтением. У них одинаковая интонация, однообразные движения для всех героев. Лучший способ научить ребенка театральной игре – это индивидуальная работа с каждым (работа над мимикой, речью жестом пластикой движения интонацией, походкой) [Прил. №9], [Прил. №10], [Прил. №11]. Стараюсь создать ситуацию, чтобы ученик сам захотел думать над характером героя, внес своё творчество, а не только повторял за учителем.

Времени на индивидуальную работу уходит много. Зато легче и быстрее проходят репетиции мизансцен и эпизодов спектакля, так как дети уже подготовлены для игры на сцене. Дальше проходят:

- репетиции мизансцен, эпизодов спектакля [Прил. №12],

- сведение мизансцен в единый спектакль

- проведение репетиции праздника талантов (все части мероприятия сводятся воедино)

Тема музыки [Прил. №13]

Музыка в празднике талантов представляется в виде вокальных номеров, мюзикла, оперы, музыкальной сказки, которые подчинены главной теме праздника. Так, например, в мероприятии “Праздник моды, музыки и театра, или Апрельский карнавал” [Прил. №14] вокальные номера подобраны так, чтобы в них звучала карнавальная тема. Каждый герой мюзикла, оперы, сказки имеет свою музыкальную характеристику, которая делает образ более выразительным [Прил. №15].

Этапы работы вокальной группы:

- подбор репертуара по теме праздника (обсуждение образа, анализ текста, разбор вокальных особенностей произведения)

- распределение сольных партий с учетом способностей детей (тембровая окраска голоса, умение владеть голосом)

- распределение ролей второго плана, объединение в ансамблевые номера (дуэт, трио, квартет и т.д.)

- осуществление вокальной работы с солистами [Прил. №16,17], ансамблями [Прил. №18]

- проведение репетиций с трио, дуэтом [Прил. №19]

- проведение совместных репетиций с солистами и ансамблями [Прил. №20, 21]

- распределение вокалистов на сцене

- работа над сценическим движением и хореографией [Прил. №22,23]

Расположение вокалистов на сцене должно быть точно построено.

Исполнителей размещаем на сцене так, чтобы каждый из них хорошо видел зрительный зал. Трудность заключается в большом рассредоточении внимания, поскольку приходится петь и одновременно двигаться. Чтобы исполнители свободно владели сценическим пространством, развиваем у детей координацию голоса и движения, учим владеть микрофоном, работать с предметами (театральным реквизитом).

В занятия по сценической хореографии включаем упражнения и движения, доступные детям, не имеющих специальных данных, обеспечивающие формирование осанки, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве. Вся работа сориентирована на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в сценическом искусстве.

Сценическая хореография – это неотъемлемая часть обучения в вокальной студии “Виктория”. На постановку хореографии уходит не меньше времени, чем на разучивание вокального произведения. Движение на сцене должно стать знаком, выражающим состояние души и мысли маленького артиста. Заключительные этапы работы вокальной группы:

- проведение сводных репетиций вокально-хореографических номеров [Прил. №24]

- выстраивание общей картины музыкальных номеров и песен, определение их места в сценарии праздника

- проведение репетиции праздника талантов (устраняются недостатки; идет работа над выразительностью образов, “притирка” одного номера к другому)

Тема моды [Прил. №25]

Мода предстает в празднике талантов в виде конкурса моделей. Модели появляются на сцене 3 раза:

- одиночное дефиле [Прил. №25]

- групповое хореографическое дефиле [Прил. №26]

- групповое хореографическое дефиле для награждения [Прил. №26]

Корону победительнице передает королева Моды предыдущего конкурса.

В тему моды входит дефиле моделей из нетрадиционных материалов: бумаги, целлофана, салфеток, жалюзи и т.д. Примерами могут быть коллекция костюмов “Времена года” [Прил. №27], “Красное и белое” [Прил. №28], “Цветы” [Прил. №29].

Иногда в праздник талантов вводится карнавальный костюм в виде небольшого театрального эпизода, например, сюжет “Свадебное путешествие Мухи-цокотухи и Комара”, “Ангел и Дъявол” [Прил. №30].

Этапы работы объединения “Мой стиль” и “Творческой мастерской”:

- обсуждение стиля моделей в соответствии с основной темой праздника

- выбор моделей, аксессуаров, отделки

- раскрой, пошив (сбор) моделей

- работа над хореографией

- проведение репетиций хореографического дефиле

- проведение репетиции праздника талантов (все части мероприятия сводятся воедино)

Когда все 3 части праздника подготовлены, проводится генеральная репетиция.

IV. Заключение

В процессе занятий в творческих объединениях, подготовки праздника талантов у детей развивается интерес к вокальному искусству, актерскому мастерству, хореографии, созданию костюма; формируется эстетическая культура, растет самооценка, а главное, рождается эмоциональный комфорт.

Воспитанники театрального объединения, играя в школьных спектаклях с неподготовленными детьми, выглядят профессионалами. Видна та школа, которую они прошли. Участники студии “Сюрприз” к третьему году обучения самостоятельно могут обдумать характер героя, его движения, походку, интонацию, костюм [Прил. №31]. Речь воспитанников театральной студии становится более правильной и выразительной. Учащиеся умело используют знания, полученные в творческом объединении.

В результате обучения в вокальной студии дети младшей возрастной группы к концу первого года обучения могут занять правильную певческую позицию, усваивают несложные хореографические движения, приобретают навык владения микрофоном, сценическим реквизитом [Прил. №32]. Учащиеся старшей возрастной группы могут самостоятельно подобрать репертуар, придумать хореографию, свободно двигаться на сцене, исполнять произведения различных жанров и стилей под фонограмму или аккомпанемент [Прил. №33]. У них вырабатывается собственная манера исполнения. Воспитанники вокальной студии “Виктория” - победители и призеры городских, областных и международных конкурсов вокалистов.

Дети, занимающиеся в модельной студии и “Творческой мастерской”, начинают разбираться в стилях одежды, качестве материала [Прил. №34]. К концу третьего года обучения они без помощи учителя могут раскроить и сшить простую модель или самостоятельно выбрать материал и создать нетрадиционный костюм. Учащиеся начинают понимать, что недостаточно создать платье, его надо уметь носить и правильно подать. Воспитанники творческого объединения “Мой стиль”, “Творческой мастерской” - победители и призеры городских и областных конкурсов юных дизайнеров.

Интеграция разных видов творчества приводит к тому, что дети начинают понимать: хороший вокал обязательно должен сопровождаться хореографией и грамотным платьем, игра актера не может быть без пластики движений и правильно подобранного костюма; красивая модель должна сопровождаться красивым дефиле. Только тогда можно добиться успеха [Прил. №35].

Спасибо за внимание! [Прил. №36]