Упрощение выражений. Распределительное свойство умножения. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: урок комплексного повторения и обобщения изученной темы.

Цель урока:

1) устранить пробелы в знаниях по теме;

2) расширить, обобщить и закрепить навыки упрощения выражений;

3) вызвать у обучающихся практический интерес к предмету;

4) развить логическое мышление и умение пользоваться математической терминологией;

5) побудить учащихся к преодолению возникших трудностей при решении упражнений.

План урока:

1) организационный момент;

2) устная разминка;

3) повторение теоретического материала по теме. Актуализация уже полученных знаний;

4) тренировочные упражнения;

5) физкультминутка;

6) итог урока: тест для самостоятельной работы;

7) задание на дом.

Ход урока

1) Организационный момент.

Девиз урока: “Если за день ничему не научился - зря прожил день” Пословица.

На прошлых уроках мы познакомились с распределительным свойством умножения относительно сложения и вычитания и применением этого свойства при упрощении математических выражений. Сегодня на уроке мы будем решать примеры и задачи, требующие для решения применения этого свойства.

2) Устная разминка.

Предлагаются следующие устные вопросы, заготовленные на слайдах для показа на интерактивной доске, часть которых взята на электронном образовательном ресурсе “Карман для математика” 5 класс, в теме “Упрощение выражений”, автор Каратанова М.Н. МОУ СОШ№256, г.Фокино. http://karmanform.ucoz.ru/5_klass/upr_vir.rar

Слайд 1. Презентация

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

3) Повторение теоретического материала по теме. Актуализация уже полученных знаний.

Нам предстоит писать контрольную работу по теме “Распределительное свойство умножения”. Сегодня повторим правила упрощения выражений (на откидной доске уже написаны выражения):

  1. 69•27+31•27=
  2. 202•87-102•87=

Вопрос: как можно быстро найти значение этих выражений?

Ребята предлагают решение:

  1. 69•27+31•27=27•(69+31)=27•100=2700
  2. 202•87-102•87=87•(202-102)=87•100=8700

Вопрос: какое свойство использовано при решении этих примеров?

Ответ: распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания.

Вопрос: как формулируется это свойство?

Ребята формулируют и записывают буквенную запись этих свойств:

а(b+c)=ab+ac

a(b-c)=ab-ac

4) Тренировочные упражнения по теме.

К доске вызываются два ученика решать № 567 (а, б) (Виленкин Н.Я. и др.)

Найти значение выражения:

а) 32х+32у, если х=4, у=26;

б) 11m-11n, если m=308, n=208.

Остальные решают в тетрадях, слушая комментарии учеников у доски.

Затем ребята решают №570 (б, в)

Запишите выражение в виде равенства и выясните, при каких значениях буквы это равенство верно:

б) разность 11y и 2y равна 99;

в) 3z больше, чем z, на 48.

Переходим к решению задачи №571. Условие этой задачи демонстрируется классу на слайде на интерактивной доске.

Решение:

11x+5x=96

       16x=96

           x=6.

Затем решаем у доски задачу №588. Условие этой задачи демонстрируется классу на слайде на интерактивной доске.

Решение:

пусть на одной стороне улицы X домов, тогда на другой — 2X домов. Составим уравнение:

X+2X+12=99

упрощаем

3X+12=99

       3X=87

         X=87:3

         X=29,

а на другой стороне — 29•2=58 домов.

Если есть время, то решаем задачу №617. Условие этой задачи демонстрируется классу на слайде на интерактивной доске.

Решение:

пусть в другом бидоне X литров молока. Тогда составим уравнение:

36-4=X+4

     X=28.

5) Физкультминутка.

Ребята! Закройте глаза и слушайте. Если моё высказывание верно, то вы продолжаете сидеть спокойно. Если моё высказывание ложно, то вы поднимаете обе руки.

  1. Результат от действия деления называется произведение (ложно).
  2. 15•0=0 (верно).
  3. Два в кубе равно шести (ложно).
  4. 31:0=0 (ложно).
  5. Если нет скобок, то сначала выполняются сложение и вычитание, а потом умножение и деление (ложно).
  6. Результат от действия вычитания называется разность (верно).
  7. Три плюс три плюс три равно три в кубе (ложно).

6) Итог урока: тест (выполняется на листках).

На откидной части доски уже подготовлен текст теста.

I вариант

1. Найти значение выражения:

83•27+27•17=

а) 270;

б) 2700;

в) 2070.

2. Упростить выражение:

10а - а - 2 =

а) 9а - 22;

б) 7а;

в) 8а.

3. Решить уравнение:

13х - 6х = 42

а) 2;

б) 6;

в) 7.

II вариант

1. Найти значение выражения:

977•49+23•49=

а) 40900;

б) 49000;

в) 4900.

2. Упростить выражение:

9а + а + 4 =

а) 9а + 4;

б) 10а + 4;

в) 13а.

3. Решить уравнение:

17х - 8х = 27

а) 1;

б) 3;

в) 9.

Ответы I варианта:

- б)

- а)

3. - б)

Ответы II варианта:

1. - б)

2. - б)

3. - б)

Сразу же проверяем устно правильность полученных ответов, а при наличии времени - и решения.

7) Домашнее задание.

1. №№647 (а-в), 619, 625 (г). Математика 5 класс Н.Я.Виленкин и др.

Используемая литература:

1. Математика. Математика 5 класс Н.Я.Виленкин и др.

2. Слайды №№ 9, 24, 25, 27, 28. 29, 32 из ЭОР “Карман для математика”. Тема “Упрощение выражений” Автор Каратанова М.Н. МОУ СОШ №256 г.Фокино. http://karmanform.ucoz.ru/5_klass/upr_vir.rar