Кокошник – символ русского женского костюма

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель занятия: Стимулирование интереса учащихся к изучению, сохранению и развитию традиций русского костюма.

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Обеспечение усвоения знаний о структуре русского женского головного убора – кокошника.
  2. Знакомство учащихся с художественным и символическим значением русского женского головного убора.

Развивающие:

  1. Развитие навыков работы с наглядными пособиями.
  2. Развитие умений анализировать и делать выводы.
  3. Развитие творческих способностей.
  4. Повышение мастерства учащихся и стимулирование их на создание новых творческих работ.

Воспитательные:

  1. Воспитание и формирование эстетических вкусов подрастающего поколения на основе традиционной русской культуры.
  2. Воспитание нравственности и эстетической культуры.

Тип занятия: комбинированный.

Межпредметные связи: ИЗО, МХК, литература.

План учебного занятия

  1. Введение в тему.
  2. Объяснение основного материала:
  • Кокошник, как символ русского женского костюма.
  • Женский головной убор – его художественное и обрядовое значение.
  • Основные элементы кокошника и его художественная отделка.
  • Кокошник – жемчужина современной моды.
  1. Практическая работа: Выполнение эскиза сценического кокошника для коллекции костюмов “Голубая Гжель”.
  2. Подведение итогов работы.
  3. Заключение.

Оборудование кабинета:

  1. Центральная часть доски:
    – запись темы занятия;
    – рисунок кокошника, с подписанными деталями головного убора.
  2. Магнитная доска.
  3. Компьютер.
  4. Экран.
  5. Учебный проектор.
  6. Манекены.
  7. Демонстрационный стол.

Наглядные пособия:

  1. Набор цветных открыток “Гжель” и цветные иллюстрации.
  2. Шаблоны кокошников разной формы из картона (М: 1:3).
  3. Сувенирные куклы в русских костюмах Тверской губернии с кокошниками.
  4. Чайный сервиз “Гжель”.
  5. Сценические костюмы с вышивкой по мотивам Гжели.

Введение

Добрый день! Мы продолжаем работу над новой коллекцией детского театра моды “Голубая Гжель”. Сегодня вам предстоит поработать в качестве театральных художников по костюму и разработать эскиз сценического головного убора в виде самого распространенного элемента женского убранства – русского кокошника. Тема нашего занятия:

Кокошник – символ русского народного костюма

Звучит музыкальное произведение (“Гусли-Мысли” фольклорный оркестр “Русь”). Включается презентация № 1.

Учитель на фоне презентации зачитывает отрывки из стихотворений русских поэтов. В это время на экране одна за другой сменяются картины художников прошлого века – портреты русских красавиц в головных уборах (слайды № 1-15).

Есть женщины в русских селеньях
С  спокойною важностью лиц,
С  красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
                 
Их разве слепой не заметит!
А  зрячий о них говорит:
Пройдёт – словно солнцем осветит,
Посмотрит – рублём одарит.

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

Н. А. Некрасов “Мороз красный нос”.

Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.

А. С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне”.

Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;

Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.

А.С. Пушкин “Красавица”.

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

А. С. Пушкин “Сказке о царе Салтане, о сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди”.

Объяснение основного материала

В каждой работе художника мы видим русских красавиц в великолепных нарядах и роскошных головных уборах – кокошниках, которые подчеркивают очаровательную нежность и трогательную красоту женских лиц.

Кокошник, известный на Руси еще в XVII веке, в XVIII—XIX веках был одним из самых распространенных русских головных уборов. И в наше время он является символом русского женского национального костюма (слайд № 16). Кокошник был распространен на большей территории Европейской России и в Сибири, как головной убор крестьянок и горожанок, принадлежавших к купеческому и мещанскому сословию (слайд № 17). Долгое время кокошник был частью не только народного костюма, его носили царицы, боярыни и боярышни. Само слово "кокошник" происходит от славянского “кокош”, обозначавшего курицу   (древнерусский “кокошь” – курица-наседка) (слайд № 18). Диалектические названия кокошника: кокошка, кокуй, златоглав, головка, шеломок, ряска, каблучок и другие (слайд № 19).

Формы и украшения кокошника всегда были разнообразны. Богато расшитый бисером, золотыми нитями, жемчугом, бусами, драгоценными камнями и обшит дорогими тканями, этот  головной убор изготавливался мастерицами — “кокошницами” (слайд № 20). Зажиточные люди заказывали самые дорогие кокошники, украшенные лучшими материалами, а те, у кого не было денег на дорогостоящие материалы, могли позволить себе украсить головной убор только не дорогим бисером. Из-за дороговизны изделия, его бережно хранили и передавали по наследству, а поэтому носили только по праздникам (слайд № 21). Кокошник носили как девицы, так и замужние (слайд № 22).  Незамужние девушки могли ходить с непокрытой головой, волосы при этом заплетались в косу, прическа украшалась девичьей повязкой без донышка или небольшим венцом (девичьим кокошником) (слайд № 23-25). Для молодой девушки кокошник был обязательным элементом свадебного наряда, который после венчания носился до появления первенца, а затем только по праздникам (слайд № 26). Кокошник использовался как праздничный головной убор, вплоть до конца XIX века, а в некоторых сёлах его одевали невесты ещё в 20-е годы XX века.

Головной убор составлял важную часть женского русского костюма, он издавна считался оберегом от злых чар (слайд № 27). Отсюда в декоративном убранстве головных уборов обилие драгоценной вышивки, ярких красных тканей. Особую роль головной убор играл в судьбе замужней женщины, т.к. был символом ее брачной жизни (слайд № 28). По нравам того времени, для замужней женщины считалось грехом и даже позором появляться на людях простоволосой, без головного убора. Отсюда пошло выражение “опростоволоситься”, которое часто употребляется и в наши дни. Как вы можете объяснить это выражение, используемое в современном языке, зная историю его происхождения?

Ответы учащихся :

– показаться перед людьми в худшем виде…
– выглядеть не очень хорошо…

Головной убор замужней женщины плотно облегал голову, полностью закрывая волосы, что говорило о том, что суженый уже найден и женщина находится под его властью. Обычай закрывать волосы замужней женщины известен с глубокой древности всем славянским народам Восточной и Западной Европы и связан с дохристианскими религиозными представлениями. В русской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж, скота, болезни людей и т. д. (слайд № 29).

На практике головной убор нес в себе не только обрядовые и обереговые функции, но преследовались еще и чисто бытовые цели (слайд № 30). Как вы думаете, почему у замужней женщины головной убор должен был полностью закрывать волосы?

Ответы учащихся:

– Чтобы волосы не мешали при работе;
– чтобы волосы не попали в пищу;
– чтобы волосы не падали на землю или одежду вне женщины (считалось, что заполучивший волос мог использовать его для наговора);
– чтобы не привлекать излишнего внимания чужих мужчин – во избежание измен и сохранения семьи.

В разных областях правила ношения кокошников были разные, а так же разные они были по форме и отделке (слайд № 31). Кокошник представлял собой головной убор в виде опахала, округлого щита вокруг головы или гребня, состоящего из очелья (рога) и тульи, закрывающей волосы. Основой кокошника служили проклеенный или простеганный холст, картон или береста. Верхняя часть кокошника изготавливалась из более дорогих материалов: бархата, кумача, штофа. Сверху очелье украшали вышивкой, орнаментом из искусственного камня, парчой, позументом, бисером, речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых — драгоценными камнями (слайд № 32). Вышивкой часто покрывалась и затылочная часть. Кокошник, как правило, имел матерчатое дно, сзади фиксировался при помощи лент. По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга. Существовало несколько видов и форм кокошников: однорогий, двурогий, конусообразный, цилиндрический, седлообразный (слайд № 33) и многие другие.

Далее показывается видеоряд кокошников различных форм с пояснениями и комментариями учителя (слайды № 34-43).

Были кокошники в виде циллиндрической шапки с конусообразным дном, с плоским овальным верхом, выступом надо лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твёрдым прямоугольным позатыльником. Позатылник – это ткань на твёрдой основе, уложенная сзади, чтобы прикрывать волосы на затылке, а, соответственно спереди, налобник – расшитая полоска, которая закрывала лоб, кончики ушей и виски. Поверх кокошников часто носили платок, называемый убрус. Его закалывали под подбородком или свободно опускали на плечи (слайд № 44).

Кокошники изготавливались обычно профессиональными мастерицами, продавались в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках или делались на заказ.
Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству, часто они использовались несколькими поколениями. Кокошники считались большой семейной ценностью (слайд № 45).

Популярности кокошника во многом способствовали русские придворные костюмированные балы начала прошлого века (слайды № 46-49) и фантазия русских дизайнеров в эмиграции (слайд № 50). Сейчас русский кокошник является самым большим источником вдохновения для знаменитых дизайнеров и домов моды, которые создают наряды в русском стиле. Он является жемчужиной в сокровищнице мировой моды. Известные европейские дизайнеры используют элементы русского кокошника в своих новых коллекциях от кутюр (слайды № 51-52).

Сегодня на занятии вам необходимо разработать эскиз кокошника для новой коллекции театра моды по мотивам Гжели. Помните, следующие правила, которые необходимо соблюдать при разработке любого сценического костюма, в том числе, и сценического головного убора (слайды № 53-54):

– Орнамент не должен быть слишком мелким и раздробленным.

– Необходимо соблюдать композицию рисунка.

– Рисунок или орнамент должен быть хорошо виден (“читаться”) издалека.

При создании эскиза вам в первую очередь необходимо будет обратить внимание на следующие параметры: форму кокошника, композицию орнамента, цветовое решение и зрительное восприятие, создаваемого объекта.

При разработке эскиза можно воспользоваться шаблонами кокошников, наглядными пособиями и вспомнить прошлый материал об известном художественном промысле – гжельской росписи. До этого мы с вами уже познакомились с родиной Гжели, с ее цветовой гаммой и орнаментом, поэтому, используя уже имеющиеся знания, вы легко справитесь с этой задачей. На время нашего урока попробуйте представить себя в роли театрального художника сценического костюма, которому необходимо выполнить эскиз женского головного убора для коллекции костюмов “Голубая Гжель”. Вам в помощь даны цветные открытки и иллюстрации по мотивам гжели, вы можете их использовать в качестве подсказки. В создании эскиза попробуйте проявить свое творчество и фантазию. В конце занятия весь художественный ряд эскизов головных уборов мы представим на общий художественный совет, где вы сами отберете лучшие работы для будущей модели кокошника коллекции “Голубая Гжель”. Желаю вам приятной работы и успехов в вашем творчестве (слайд № 55).

Практическая работа

Выполнение эскиза сценического кокошника по мотивам гжели  для коллекции костюмов “Голубая Гжель”

Перед началом выполнения практической работы включается музыкальная презентация “Сказочная Гжель” приложение № 1). На протяжении всей работы тихо звучат музыкальные произведения фольклорного оркестра “Русь”. Во время работы учитель внимательно следит за процессом, если необходима помощь, помогает учащимся (приложение № 2).

Подведение итогов работы

В конце работы все нарисованные эскизы вывешиваются на магнитную доску (приложение № 3). Проводится обсуждение работ учащимися совместно с учителем. Обсуждение проводится по следующему плану:

  1. Форма кокошника.
  2. Композиция орнамента.
  3. Цветовое решение.
  4. Зрительное восприятие.

Большинством голосов отбирается несколько эскизов, которые будут взяты за основу окончательного варианта эскиза сценического головного убора “Голубая Гжель”.

Заключение

Вот и подошло к концу наше занятие. Благодарю всех за прекрасно выполненную работу. На следующем занятии мы продолжим работу над созданием сценического головного убора.

Результат работы (приложение № 4).