Интегрированный урок "русский язык + МХК" по теме "Грусть левитановского пейзажа" (по картине И.И. Левитана "Березовая роща")

Разделы: Русский язык, МХК и ИЗО


Цель урока: углубление навыков написания сочинения-описания картины.

Задачи урока:

образовательная: отработка навыков составления плана сочинения-описания картины, усвоение учащимися художественных терминов и понятий, знакомство с биографией и творчеством И.Левитана, углубление понятия пейзаж.

воспитательная: воспитание эстетических чувств – любви к русской природе, умения видеть ее красоту, гордости за гениальность её художественного воплощения.

развивающая: продолжить развитие умения сопоставлять, сравнивать, выделять главное.

Оборудование:

  • Репродукции картин И.Левитана, развешенные в классе.
  • План-таблица “Рабочие материалы”, начерченная на доске, раздаточный материал (фотография картины).
  • Учебник: Русский язык. 7 класс. Под ред. М.М.Разумовской и др. Вкладка №3. Упражнения 378 — 379.
  • Журнал “50 художников. Левитан. №14. 2010.
  • Журнал “Великие имена”.№27. Исаак Левитан. 2007.
  • Подборка стихов русских поэтов XX века на тему русской берёзы.
  • Презентация 1 “Грусть левитановского пейзажа”, выполненная в Microsoft Power Point.

Примечания:

  1. К началу урока раздаточный материал лежит на партах учащихся.
  2. Урок рассчитан на 2 академических часа.

СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Преподаватель русского языка и литературы

Преподаватель МХК

Вводное слово учителей. 1.1. Сегодня у нас с вами необычный урок развития речи, который мы проведем вместе с преподавателем МХК. Тема нашего урока: Грусть левитановского пейзажа,– записана на доске. Мы будем не только описывать картину, как уже умеем делать, но и поговорим об эмоциональной составляющей живописи Левитана, на доске начерчена таблица. Перечертите её в тетрадь. 1.2. Ребята, вы знаете, чтобы описать картину, нам необходимо вспомнить некоторые термины и понятия по изобразительному искусству.

Ученики получают раздаточный материал (Приложение 1).

Ребята, не случайно, пейзажи бывают чрезвычайно разнообразны, и прежде всего их можно разделить по сюжету, который принято называть мотив пейзажа, что сразу напоминает о музыке. Слово “мотив” можно перевести с фр. как “побуждение”, то есть причина, объект интереса художника. Например, это может быть мотив дороги, мотив реки, леса, далей и т.д. Пейзажи, в основе которых лежит один и тот же мотив, тем не менее, создают совершенно разные образы природы.

Левитан особенно пристрастно любил несколько тем и мотивов – соединившись в его творчестве, они звучали подобно симфонии, прославляющей красоту русской природы. Эта симфония положила начало новой пейзажной лирике в русской живописи.

В произведении “Берёзовая роща” нашла своё отражение и выражение знаменитая левитановская “мотивность”: он был великим умельцем вложить в простейший природный “мотив” богатейшую гамму человеческих переживаний или превратить его в национальный образ.

Послушайте рассказ о гениальном мастере пейзажа. (Приложение 2)

Работа с планом-таблицей.

1. Самостоятельная работа учащихся.

2. В тетради начертите план-таблицу (Приложение 3) и в графе Введение запишите все, что вы запомнили из рассказа о Левитане и его картинах.

Подумайте, как должно звучать переходное предложение (предложение-мостик) от Введения к Основной части. И запишите его. Например: Перед нами картина И.Левитана “Березовая роща” или Пейзаж И.Левитана “Березовая роща” написан в 1885 – 1889 годах.

 
Пример устного описания картины.   3. Разбор картины “Берёзовая роща” И.Левитана (Приложение 4)
Самостоятельная работа учащихся 4. В Основную часть плана-таблицы запишите, что вы запомнили из рассказа учителя МХК.

Возьмите лист с заданиями и выполните задание №1. (Приложение 5)

Несколько учеников прочтут, что у них получилось.

 
Эмоциональная составляющая картины. 5.2.Замечательные стихи написаны о березах, ведь берёза издревле считается символом России. Послушайте, как

Николай Тряпкин в стихотворении “Стихи о березовой роще” вспоминает (Приложение 6)

Перед вами стихи дугих поэтов, посвященные березам. Давайте выразительно прочитаем вслух.

Подчеркните в стихотворениях те строчки, которые вы выберете для эпиграфа вашего сочинения. ((Приложение 6)

5.1. Попробуем “войти” в картину, пройтись по залитой светом лесной поляне. Какие чувства, переживания вы испытываете, созерцая эту картину?

Захотелось ли вам потрогать стволы берёз, сорвать цветок или травинку, погладить листочек, принюхаться к волнующим ароматам леса?

Какая внутренняя картинка у вас возникает? Какие мысли рождаются у вас, когда вы смотрите на эту картину?

Самостоятельная работа учащихся. 6. В Основную часть запишите, какие эмоции вызывает картина.

Выполните задание №2. (Приложение 5)

Несколько учеников читают, что у них получилось.

 
Эвристическая беседа (Приложение 7) 7.1. Удивительное стихотворение посвятил берёзам Владимир Набоков. Послушайте его. (Приложение 6) 7.2. Оказывается, не только можно написать красками картину, можно написать её и словом. Наша задача состоит не в том, чтобы соглашаться или не соглашаться с предложенным поэтическим описанием, а научиться самим ловить миг появления эмоции, погружаться в неё и оформлять её словами так, чтобы слушатели начинали испытывать наше состояние.

Это умение может вам пригодиться и в вашей профессиональной деятельности музыкантов, ведь вы должны с помощью звука донести до слушателя не только задумки композитора, но и ваши собственные эмоции исполнителя.

Давайте порассуждаем:

– Что значит природа в вашей жизни?

– Какие картины всплывают перед вашими глазами при слове природа? А при слове берёза или берёзовая роща?

– Какие композиторы посвящали свои произведения природе, как эти произведения называются?

А теперь послушаем песню “Берёзы” в исполнении группы “Любэ” (Приложение 9).

Самостоятельная работа 8. Сегодня вы услышали много стихов, посвященных одному из древних символов нашей страны — берёзе. Перечитайте их еще раз и подумайте, какие строки вы могли бы взять в качестве эпиграфа к сочинению-описанию. Запишите эпиграф в тетрадь.

Подумайте, какое предложение-мостик можно написать в начале Заключения.

 
Домашнее задание 9. Напишите заключение к сочинению – описанию картины И.Левитана “Березовая роща”, опираясь на задание №1 к упр. 379 (стр. 175) (Приложение 8)

(Учебник. Русский язык. 7 класс. под ред. М.М.Разумовской и др.)

 

Рисунки

Список литературы:

  1. http://www.sch1262.ru/levitan/biograf.html
  2. Журнал “50 художников. Левитан. №14. 2010
  3. Журнал “Великие имена”.№27. Исаак Левитан. 2007
  4. Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. М., “Просвещение”,2008 г.
  5. http://www.codistics.com/sakansky/paper/volojin/solomon17.doc
  6. http://art-otkrytie.narod.ru/levitan4.htm
  7. http://www.sch1262.ru/levitan/biograf.html
  8. Русский язык. 7 класс. под ред. М.М.Разумовской и др. Вкладка №3. Упражнения 378 — 379.
  9. http://www.stihi.ru/2010/05/05/7065 Г.Ужегов
  10. Николай Тряпкин “Стихи о березовой роще”: http://tryapkin.ouc.ru/stihi-o-beriozovoi-roshche.html
  11. Иван Бунин: http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/ivanbunin280.html
  12. http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/ivanbunin.html
  13. Песня “Берёзы” группы Любэ: http://www.byxou.ru/mp3/index.php?p=%CB%FE%E1%FD/2010%20-%20%C7%E0%F9%E8%F2%ED%E8%EA%E0%EC%20%EE%F2%E5%F7%E5%F1%F2%E2%E0