Внеклассное занятие на тему "Здравствуй, осень!"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель:

  • оживить в памяти детей впечатления от наблюдений за осенней природой,
  • дать представление об изменениях в жизни растений осенью, показать связь этих изменений с неживой природой.

На доске: “Осень – перемен восемь” (пословица). В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, свистит и ревет, льет и снег метет” (пословица).

Ход занятия

Учитель: - Отгадайте загадки:

Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется лужи у крыльца...
Когда так бывает?

Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?

Кричит ворона в небе: “Кар-р!
В лесу пожар-р, в лесу пожар-р!”
А было просто очень:
В нем поселилась... (Oсень).

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года (осенью) зовется.

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Осень).

Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник?
Полил сливы и цветы,
Вымыл травы и листы.
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет
И польет наш огород.
(Дождь. А. Рождественская).

Вырос в поле дом, полон дом зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на стебле золотом. (Колос).

Висят – зеленеют,
Летят – желтеют,
Упадут – почернеют. (Листья).

Птицы улетают, листья опадают, злится непогода...что за время года? (Григоре Виеру).

Поглядите, поглядите – потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить землю с небом хочет сшить?
Не ответишь – подождем, отгадаешь под ... (дождем. Е. Серова).

Прошла по лугам, по лесам и полям,
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: “За мною нагрянет зима”.
(Осень. Л.С. Ульяницкая).

Золотые, тихие рощи и сады,
Нивы урожайные, спелые плоды.
(Осень. Е. Трутнева).

- Скажите, ребята, о каких приметах осени вы услышали в загадках? (Заслушиваются ответы детей).

- Вспомните названия осенних месяцев. Когда бывает начало осени, первоначальная ее пора, золотая, поздняя?

(Чтение рассказов Н. Сладкова сопровождается музыкой Чайковского “Времена года”)

Н. Сладков “Сентябрь”.

Сыплет осенний нудный дождь. До листика вымокли кусты и деревья. Лес притих и насупился.

И вдруг осеннюю тишину нарушает яркое, прямо весеннее бормотание тетерева!

Певчий дрозд откликнулся – просвистел свою песню. Затенькала птичка-капелька – пеночка-теньковка.

И на опушке, и в глубине леса послышались птичьи голоса. Это прощальные песни птиц. Но и в прощальных песнях слышится радость.

Странный в сентябре лес: в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. И грустно и радостно!

- Недаром говорят: “В сентябре лето кончается, осень начинается” (пословица).

- Послушайте стихи о первоначальной осени и приготовьтесь нарисовать словесные картины.

Ф. Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря
И открылась школа. (С. Маршак).

Золотые, тихие
Рощи и сады.
Нивы урожайные,
Спелые плоды. (Е. Трутнева).

Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло... (А.А. Фет).

Учитель: - Что наступает раньше – массовая уборка зерна или овощей? Какие изменения происходят осенью в поле?

Песня о хлебе (Слова П. Кагановой, музыка В. Витлина).

Игра “Угадай-ка”.

- Отгадайте про какой овощ можно сказать “мальчишка – голыш” (огурец), “мальчишка в бумажной рубашке” (лук), “мальчишки в шерстяных чулочках” (бобы).

- А теперь попробуйте руками определить овощи. (Детям завязывают глаза и они пытаются назвать овощ, ощупав его руками. Разрешается нюхать.)

Учитель: - (Стук в дверь). Посмотрите, ребята, нам пришла телеграмма. Интересно от кого? (Можно разыграть как сценку).

Еж пыхтит, ругается:
“Что кругом валяется?
Лес мету, мету, мету
И никак не подмету...
Наведите чистоту!”

- Кто догадался, о какой примете осени нам поведал еж? В каком месяце это бывает?

Н. Сладков “Октябрь”.

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми.

Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет – сорвет лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит – закружится пестрый смерч. А если тяжелый косач с лету вломится в ветви, хлынет сверкающий водопад. По колено в листьях деревья стоят.

Елочки листьями украсились. Папоротники под листьями пригрелись. Грибы под листьями спрятались. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.

Шумит золотой дождь.

Учитель: - Послушайте стихи о золотой осени и приготовьтесь нарисовать словесные картины.

Осень в лесу. Из А. Гонтаря.

Осень в лесу каждый год платит золотом за вход.

Поглядите на осину – вся одета в золото,

А сама лепечет: “Стыну...” - и дрожит от холода.

А березка рада желтому наряду: “Ну и платье! Что за прелесть!”

Быстро листья разлетелись, наступил мороз внезапно.

И березка шепчет: “Зябну!..”

Прохудилась и у дуба позолоченная шуба.

Спохватился дуб, да поздно и шумит он: “Мерзну! Мерзну!”

Обмануло золото – не спасло от холода. (Перевел В. Берестов).

И.Пивоварова “Осенний клад”.

Падают с ветки желтые монетки...Целый клад!
Это осень золотая дарит листья не считая,
Золотые дарит листья вам, и нам, и всем подряд.

А Пушкин.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

И. Бунин.

Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой...

Уж трава желтеет в поле,
Листья падают сухие,
Скоро птички-щебетуньи
Улетят в края чужие! (А. Плещеев).

И. Токмакова “Осенние листья”.

Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.

Целый день сегодня
Все летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

К. Бальмонт.

Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

“Золотая песенка” Октябрь (Слова З. Петровой, музыка И.Якушенко).

Игра-соревнование “Осенняя гирлянда”. Детям надо из осенних листьев с помощью зубочисток собрать осеннюю гирлянду за определенное время. 2 команды.

Учитель: - А какие изменения в природе происходят поздней осенью? В каком месяце бывают такие интересные случаи?

Сценка-пантомима.

Осторожная волчица
Подползла к реке напиться.
Наклонилась, вот беда
Нет воды, она изо льда!

Н. Сладков. Ноябрь.

Сыплет белый снег на черную землю. Все вокруг становится пегим.

Лес полосатый, как бока зебры. Борозды пашни черно-белые, как клавиши у рояля. На белых речках – черные полыньи, на черных дорогах – белые лужи. На бело-черных березах черно-белые сороки сидят...

Белые зайцы на черной земле. Белые муравейники у черных стволов. Белые кочки на черном болоте.

Все двуцветное и рябое. Черный дом с белой крышей. Белый дым из черной трубы. Черный стог с белым боком. Одно небо ровное – серое и глухое. Ни звонкого голоса, ни гулкого эха. Все как-то исподволь, шепотом, стороной. То дряблая оттепель, то упругий мороз. Серо и сыро, пусто и глухо. Полузима-полуосень, полудень-полувечер.

Робко напутали, напетляли по снегу птицы и звери. А человек прошагал – как расписался. Четко и твердо – как черным по белому.

Учитель: - О каких красках поздней осени нам поведал Н. Сладков? А какие звуки можно услышать поздней осенью? Не случайно Николай Заболоцкий в своем стихотворении говорит “Суровой осени печален поздний вид”.

- Послушайте стихи разных поэтов о поздней осени и приготовьтесь нарисовать словесные картины.

С. Есенин.

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

А. Пушкин.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

М. Джалиль. Осень пришла.

И в ельнике грустно,
И в поле так пусто,
От ярких цветов
Не осталось следа...
Покрылись озера
Морозным узором,
И лужи покрылись
Скорлупками льда.

Игра “Нарисуй-ка”. Дети делятся на 2-3 команды. Каждая команда должна на доске или на ватмане нарисовать “Осень”, так как она ее представляет, и озаглавить свой рисунок.

Учитель: - А сейчас давайте подведем итог. Осень. Какая она? (Дети подбирают прилагательные, чтобы охарактеризовать осень).

Осень (какая?) ... (ранняя, золотая, поздняя, унылая, глубокая, дождливая, серая...)

- Разные поэты и писатели по-разному относятся к осени. Например, И. Бунин, К. Бальмонт наслаждаются буйством красок и узоров осени; А. Пушкин, описывая картины осенней природы, передает свою любовь к этому времени года; с приходом осени грустит в своих стихах С. Есенин; очень чутко прислушивается к звукам и присматривается к краскам осени Н. Сладков...

- А сейчас вопросы знатокам, умникам и умницам.

“Летят паутины над сонным жнивьем” (М. Исаковский) Когда это бывает? (Летающие нити – это паутины, на которые, расселяясь, летят маленькие паучки. Осенью,)

Какое дерево “переодевается”, становясь то серо-серебристым, то зеленым? (Осина. Это дрожат, даже в безветренную погоду, ее листочки, т.к. черешки у них в верхней части сильно сплющены).

  1. Как называются зайчата, которые рождаются осенью? (Листопадники).
  2. У каких растений листья краснеют? (Рябины, осины, черемухи, смородины, манжетки).
  3. Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимней засухе, выброс ненужных веществ с листьями, защита дерева от поломок).
  4. Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые, дольше живут).
  5. Как называется дуб, который не сбрасывает листья на зиму? (Зимний дуб).
  6. Знаете ли вы, что осенняя трава, солома, картофельная ботва имеет свои неповторимые запахи?
  7. Обращали ли вы внимание на то, как осенью дымный след костра поднимается кверху?
  8. Замечали ли вы, что осенью вода в речках, озерах, прудах кажется темнее, чем летом, какой-то тяжелый, неприветливый?

Шуточная песня об упрямом крокодиле.

В конце занятия можно с детьми исполнить песню об осени и поиграть в игры “Оденься по-осеннему”, “Соберите из цветов или каштанов названия осенних месяцев”.