Проект "Город мастеров"

Разделы: Работа с дошкольниками


Вид проекта: Творческий, групповой.

Продолжительность: Долговременный.

Участники: Воспитатели, дети подготовительной логопедической группы, родители тетей.

Актуальность: Возрождение традиций.

Россия – родина для многих народов. Но для того чтобы считать себя полноправным россиянином, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа. Духовный творческий патриотизм, возвращение русских традиций, надо начинать с раннего детства. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о литературе, языке, живописи. Именно поэтому, родная культура должна стать частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Предметы, игрушки – волнующие ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательности, должны быть национальными, например: игрушки, посуда, предметы быта сделаны и расписаны народными мастерами (дымки, хохломы, городца, загорска, с. Семёнова и т.д.).

Знания русского декоративно-прикладного промысла и их мастеров, ознакомление с народной декоративной росписью, которая радует своей гармонией и ритмом, позволит увлечь детей национальным декоративным искусством и стать частью великого русского народа. А также следует использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводные игры).

Использование комплексной работы по всем видам деятельности помогает детям понять смысл фольклорных произведений, самобытность народных промыслов (мотив, композицию, цветовое решение). Связь народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

Именно так представляется нам возрождение культуры детей, как основа патриотических чувств и любви к Родине.

Цель: Формировать знания детей о декоративно-прикладном искусстве, воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей декоративно-прикладного искусства.
  • Показать связь с окружающей природой, растительным и животным миром.
  • Дать детям целостное представление о народных игрушках.
  • Познакомить детей с художественными традициями в изготовлении игрушек.
  • Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый старинными обычаями, умением работать и веселиться от души.
  • Развивать навыки проектной деятельности.

Предварительная работы:

  • Чтение, рассказывание русских народных сказок, рассматривание иллюстраций по сказкам.
  • Знакомство с предметами быта игрушками, посудой, музыкальными инструментами (балалайками), русской национальной одеждой (рубашки, сарафаны, платки).
  • Наблюдение за растениями.

План реализации проекта:

  • Фольклорный праздник осени.
  • Посещение музея, ярмарки.
  • «Город мастеров» – работа в мастерской.
  • Организация выставки детских работ: « Мы – мастера»
  • Ярмарка: « Народных умельцев»
  • Составление сказки « Девочки– матрешки»
  • Проведение Рождественских колядок для детей детского сада.

Предполагаемый результат:

Продукт проектной деятельности:

  • Изготовили игрушки и предметы творчества, сделанные руками детей.
    Придумали сказку «Девочки – матрешки».
  • Интегрированное занятие « Ярмарка народных промыслов»
  • Проведение Рождественских колядок.
  • Пригласили и поделились своими знаниями, навыками, умением с детьми группы « Ромашка».
  • Дымковскую Барышню, сделанную своими руками, подарили детям из группы «Ромашка».

Презентация проекта: Театрализованное представление для детей детского сада. Приложение 1

Итог:

  • Цель данного проекта – формировать знания детей о декоративно-прикладном искусстве, воспитывать уважение к труду народных мастеров, решалась с помощью задач:
  • Знакомила детей с историей декоративно-прикладного искусства.
  • Показала детям связь с окружающей природой, растительным и животным миром. Дала детям целостное представление о народных игрушках. Познакомила детей с художественными традициями в изготовлении игрушек.
  • Тем самым воспитывала в детях чувство гордости зи Россию, за русский народ, богатый старинными обычаями, умением работать и веселиться от души.
  • За все время реализации проекта дети научились различать орнамент декоративно-прикладного искусства. Могут свободно назвать предмет, игрушку, могут назвать вид народного искусства, описать каждую игрушку, сравнить, выделить сходства и различия, выполнить узор по мотивам каждой игрушки, на вырезанном плоском силуэте из бумаги.
  • Дети научились лепить фигурки из глины для дымковской росписи, научились располагать по форме нужный узор и расписывать красками, также дети могут работать совместно друг с другом, могут дать совет, поддержать и выслушать своего товарища. Дети научились видеть красоту природы и стараются перенести эту красоту в своё творчество, они ответственно подходят к своей работе, с удовольствием исследуют материалы по данной теме.
  • Например: ходили в музей декоративно-прикладного искусства, посещали выставки, ярмарки, рассматривали иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства. Дети поняли, что в эти предметы вложен огромный труд мастеров. У детей сформировалось чувство причастности к духовному наследию прошлого, чувство гордости за свой народ, богатый духовным наследием.
  • В дальнейшем будем поддерживать интерес и желание детей познавать новое в народно – декоративно-прикладном искусстве

Статья к презентации

На дворе 21 век, у всех в домах имеется современная техника: посуда, мебель, люди носят современную одежду, причёски. Но, никто из детей не имеет представления о жизни людей в старину. Как одевались, из какой посуды ели, пили, чем вообще люди занимались. И мы решили наших детей постепенно знакомить с русскими народными традициями, с историей нашего народа, с творчеством народных мастеров, потому что культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности и художественные вкусы.

И начали мы свою работу с чтения и рассказывания детям русских народных сказок, таких как: «Петушок – золотой гребешок», «Теремок», «Репка», «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка», «Волк и семеро козлят» и т.д. От русских народных сказок легко перешли к замечательным сказкам А.С.Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», Л.Н.Толстого «Три медведя», С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» и т.д.

Во время чтения и рассказывания сказок обращала внимание детей на русский быт, одежду, посуду, причёски людей.

Осенью для детей был устроен фольклорный праздник, в котором участвовали сами дети и взрослые. На празднике детям понравилось убранство зала: расписные палатки, самовар, балалайки, русские народные костюмы, сарафаны, рубашки и головные уборы. Дети с удовольствием рассматривали все эти вещи, расписанные яркими узорами. Чтобы закрепить все эти впечатления, мы предложили родителям посетить с детьми музей «Декоративно прикладного искусства», на что родителя охотно откликнулись. Дети с большим интересом проникли к русскому народному искусству, познакомились с работами настоящих мастеров: хохломы, гжели, дымки, городца, изделия села Семёново и Загорска. После посещения музея дети с большим интересом обменивались впечатлением об увиденном. Во время прогулок вели наблюдения за деревьями, кустарниками, цветами, ягодами, делали небольшие зарисовки, впоследствии всё это пригодилось на занятии по изобразительной деятельности.

Первое, с чего мы начали свою работу на занятиях по изобразительной деятельности – это были игрушки, так как народная игрушка давно вошла в быт детей и стала обычным явлением. Это такие игрушки, как матрёшка, лошадка, свистульки и т.д. В народной игрушке отражён разнообразный круг детских интересов. От знакомства детей с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей и фантазии. Предложила детям побывать мастерами, показала им дымковские игрушки, которые сделаны из глины, рассказала о зарождении этого промысла, познакомила с элементами дымковской росписи. Приобрела глину для того, чтобы дети сами на занятиях по лепке вылепили игрушки: петушка, индюка, лошадку, барышню, барана. А на занятиях по рисованию эти игрушки расписывал. Каждое занятие по изобразительной деятельности сопровождалось загадками, потешками, скороговорками, считалками. На занятии по теме: «Посуда» знакомила детей с глиняной и деревянной посудой, обратила внимание детей на разницу в росписи (рисунок и цвет).

Провела ряд занятий по ознакомлению с элементами гжельской росписи, познакомила детей с зарождением этого промысла. Так как эти изделия глиняные, то на занятии по лепке из глины дети сначала вылепили чашки, блюдца, сахарницу, вазочку, салфетницу, зайчиков. А на занятии по рисованию расписывали эти предметы. А потом я начала знакомить детей с хохломской росписью. Хохломская роспись является для детей более сложной. Знакомила с зарождением этого промысла, прочитала детям книги «Весёлая хохлома», «Бабушка Музеиха», «Золотая хохлома». Рассматривали иллюстрации, хохломские изделия: ложки, ковши, доски, ладьи, вазы.

Учила детей рисовать элементы хохломской росписи: ягоды, листья, завитки, травку. Купила на рынке деревянные заготовки: ложки, доски. На занятиях по рисованию дети расписывали эти предметы. А на занятии по ручному труду вырезали из бумаги по выкройке лебедей, склеивали их, и получалась объёмная ладья. Затем их тонировали и расписывали. Так как игра и игрушки в детской жизни – главное, то мы продолжали знакомить детей с народными игрушками: матрёшками (семёновскими и загорскими). Рассказала детям о происхождении этих игрушек. Много есть версий о происхождении матрёшек, как и когда она родились. Но, доподлинно известно, что её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Отсюда и пошла матрёшка. Присмотрелись – даже её форма в чём-то напоминает форму яйца. Сравнили матрёшек загорскую и семёновскую и поняли, что эти матрёшки не только имеют разное название, но и одеты и расписаны по-разному, так как на Руси в каждой местности был свой наряд (сарафан, платки, фартуки). У семёновских матрёшек более светлый наряд, расписаны эти матрёшки яркими крупными цветами. А у загорских матрёшек тёмный сарафан, расписан мелким узором (каймой из ягод: вишни, малины, листьев), также встречаются в рисунке геометрические фигуры. В руке может быть корзина. Каждая игрушка на Руси имела свой символ (оберег). Яйцо – это символ зарождения. Фигурки коней и птиц имеют в русской культуре особое значение: им отводилась роль оберегов – покровителей. Конь побеждает зло, оберегает человека от тёмных сил. Матрёшка тоже является, как и яйцо, символом зарождения (одна в одной – продолжение рода).

Также познакомила детей с древним старинным промыслом из маленького городка, расположенного на берегу Волги – городецким промыслом. Город Городец – старинный. Он основан князем Юрием Долгоруким. Резной наряд Городецких изб, одетых в тонкую резьбу. В этой резьбе и сплетение цветов, и перья Жар-птицы, и русалки – берегини, и сказочные львы.

Домашняя утварь, предметы быта (прялки), расписанные яркими цветами, птицами, конями – всё это принесло славу городку. Также познакомила детей с зарождением этого промысла, рассмотрели Городецкие изделия. На занятии по рисованию знакомили с элементами росписи. Сами дети становились мастерами и расписывали ставни для окон, доски, шкатулки. Украшали эти предметы листьями и цветами (купавок, ромашек и розанов). Дети учились смешивать на палитре краску для получения нужного цвета. Например, чтобы получить голубой цвет, брали синюю и белую гуашь. А для получения розового цвета – красную и белую гуашь. От полученных результатов во время работы, дети получали огромное удовольствие. На таких занятиях у детей расширяется словарный запас, они приобретают навыки работы всей кистью и кончиком. Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности. И свою работу по изодеятельности мы организовали по принципу тематического планирования. Такая организация занятий позволила детям лучше усвоить материал, так как одна и та же тема проходит через все виды деятельности. Используя весь наработанный материал по изодеятельности, мы решили с детьми придумать сказку «Девочки-матрёшки», в которой были задействованы расписные игрушки, кони, петух, индюк, собака, корова, куры и сами матрёшки.

Занятия по изучению народно-прикладного искусства проводим в течение всего учебного года. В старину на Рождество ходили ряженые, колядовали, поздравляли друг друга с Рождеством, желали здоровья, счастья, удачи и богатой жизни. Шутили, загадывали загадки. А хозяева, чтобы в дом шла удача, одаривали колядующих подарками. Вот и мы в нашем детском саду возобновили эту традицию. Со всей группой детей ходили по саду ряжеными, поздравляли всех, играли в игры, загадывали загадки, собирали угощения в корзину, а затем все вместе в группе пили чай с угощением. Дети остались очень довольными. И, как подведение итога своей работы, я провела занятие «Ярмарка народных мастеров». Дети показали полученные знания на занятиях по изобразительной деятельности. Своими знаниями и навыками дети захотели поделиться с детьми других групп. Пригласили на ярмарку детей из соседней шестой группы и на память подарили им свои работы.

Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребёнка.

Приложение 2, Приложение 3