Тренинг для педагогов "Как жить полной жизнью и не сгореть на работе"

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


Цель: повышение уровня компетентности педагогов по профилактике профессионального выгорания.

Задачи:

  1. Получить опыт практических способов борьбы с синдромом профессионального выгорания.
  2. Упражнять в развитии коммуникативных способностей, доброжелательности, эмпатии.
  3. Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости, дружелюбия и доверия друг к другу.

Цели участников группы.

Психолог: я хотела бы услышать, с какой целью вы пришли на занятие?

Ход тренинга

Правила группы

  1. Конфиденциальность.
  2. Активность.
  3. Право говорить “стоп”.
  4. Право на поддержку.
  5. Слушать – не перебивать.
  6. Быть искренним.
  7. Высказываться от своего имени и о том, что происходит здесь и сейчас.
  8. Обращение по имени и на “ты”.

Принимаются всеми участниками группы. Если это необходимо правила корректируются участниками.

Упражнение на разогрев “Все те кто….”

Цель: формирование позитивного эмоционального фона в группе, создание возможности ближе познакомиться друг с другом….

Инструкция: “Поменяются местами те, о ком я сейчас буду говорить (блондинки; те, кто уже мамы; у кого есть сестра).

Вопросы:

  1. Какое настроение?
  2. Что вы нового узнали друг о друге?

Синдром профессионального выгорания

Интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром – непосредственное проявление возрастающих проблем, связанных с самочувствием педагогов, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни коллектива.

Жертвой выгорания может стать любой работник. Это связано с тем, что разнообразные стрессы присутствуют или могут появиться на работе в любой организации.

Особенно часто синдром выгорания развивается у педагогов. Выгорание наиболее опасно в начале своего развития. Педагог почти не осознает его симптомы, поэтому первыми замечают изменения в его поведении коллеги. Очень важно вовремя увидеть подобные проявления и правильно организовать систему поддержки таких педагогов.

Ресурсы преодоления “выгорания” могут быть рассмотрены в аспекте такой характеристики личности, как стрессоустойчивость. Сохранение или повышение стрессоустойчивости связано с поиском ресурсов, помогающих в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций.

Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.

Звучит спокойная музыка Филиппа Чэпмэна “Райский сад”.

Притча

Встретились два путника и поспорили между собой. Один из них говорит: “Не один мудрец не сможет отгадать мою загадку” и показывает кулак, в котором находится бабочка. Давай проверим, говорит второй. Они отправились к мудрецу и спросили у него: “О, великий мудрец, у меня в кулаке бабочка. Скажи живая она или мертвая”. Мудрец подумал и ответил: “Все в твоих руках”

Пауза

Ведущий: Давайте обсудим, что хотел сказать мудрец, этими словами “Все в твоих руках”? Что вы взяли для себя из этой притчи?

Участники высказываются по кругу.

Ведущий: Действительно все в наших руках. Предлагаю поделиться на 2 команды и поделиться друг с другом своими способами борьбы с синдромом выгорания. Ведущий дополняет предложения команд.

Способы борьбы с синдромом профессионального выгорания

  1. Спокойная музыка.
  2. Ванна с пеной.
  3. Массаж, который делают близкие.
  4. Горящая свеча.
  5. Тарелка с фруктами.
  6. Фиточай.
  7. Хобби.
  8. Бассейн.
  9. Прогулки на природе.
  10. Волшебные слова (покой, тишина, нежная прохлада).
  11. Упражнение “Голубое и розовое дыхание”.
  12. Контрастный душ и т.д. предлагают участники тренингового занятия.

Очень важно научиться расслабляться.

Звучит спокойная музыка “Ангел исцеления” Стивен Родес.

Ведущий рассказывает о том, что в случаях, когда испытываешь напряжение, “зажатость”, тревогу, можно помочь себе, расслабляясь с помощью простых приёмов, которые дают возможность не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, которое не наносит ущерб интересам другого человека. Затем психолог проводит упражнение на релаксацию.

Антистрессовая релаксация

(Рекомендована Всемирной организацией здравоохранения)

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения участников.

Инструкция.

1. Лягте (в крайнем случае – присядьте поудобнее в тихом, слабо освещенном помещении. Одежда не должна стеснять ваших движений.

2. Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на 10 секунд держите дыхание. Выдыхайте не торопясь, следите за расслаблением и мысленно говорите себе:

“Вдох и выдох – как прилив и отлив”. Повторите эту процедуру 5-6 раз. Затем отдохните около 20 секунд.

3. Волевым усилием сокращайте до 10 сек., потом расслабьтесь, отришитесь от всего, ни о чем не думайте.

4. Попробуйте, как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас от пальцев ног через икры, бедра, туловище до головы. Попробуйте про себя: “Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит”.

5. Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас, чувствуете что расслаблены ваши плечи, шея, лицевые мускулы (рот может быть приоткрыт). Лежите спокойно, как тряпичная кукла, наслаждайтесь испытываемым ощущением секунд 30.

6. Сосчитайте до 10, мысленно говоря себе, что с каждой последующей цифрой ваши мышцы более расслабляются. Теперь ваши мышцы более расслабляются. Теперь ваша единственная забота – насладиться состоянием расслабленности.

7. Наступает “пробуждение”. Сосчитайте до 20. Говорите себе: “когда я досчитаю до 20, мои глаза откроются, и я буду чувствовать себя бодрым, При этом я осознаю, что ощущение напряжения исчезло”.

Это упражнение рекомендуется выполнять 2-3 раза неделю. Поначалу оно занимает около четверти часа, но при достаточном овладении им расслабление достигается быстрее.

Рефлексия.

  • Давайте обсудим, как вы себя чувствуете?
  • Что вы ощущали во время выполнения упражнения?

Сохраните позитивные эмоции на весь последующий день.

Очень важно, когда тебе тяжело, проблемы, что бы рядом был человек, которому можно пожаловаться или рассказать о своих удачах.

Упражнение “Похвали себя или пожалуйся”

Цель: развитие эмпатии, сопереживания, умение поддержать и порадоваться за другого.

Ход игры: Все становятся в круг и берутся за руки. Каждый участник игры может пожаловаться или порадоваться вслух, а остальные поддерживают или радуются за него. Жалобы и радостные известия произносятся разным тоном.

Например: “Я, Тамара, жалуюсь на щенка, он будит меня в 5 часов утра”

Все: “Тамара жалуется на щенка, он будет ее в 5 часов утра”

Подумайте, чем бы вы хотели поделиться или получить поддержку?

У вас есть вопросы?

Рефлексия.

  • Какие чувства и эмоции присутствуют у Вас?
  • Получили ли вы поддержку группы

Звучит спокойная музыка “В поисках потерянного рая” Дамиан Драгичи.

Упражнение “Диалог двух карандашей”

Цель: развитие умения договариваться невербальным способом.

Инструкция: Все участники делятся на пары по желанию, берут фломастеры и бумагу. Совместный рисунок помогает пообщаться вдвоем без слов на бумаге. Посмотрите в глаза партнера. Какое у него настроение, какое желание. Перенесите это на лист.

Когда почувствуете, что невербальный диалог подошел к концу возвращайтесь в круг.

У вас есть вопросы?

Рефлексия.

Легко ли было общаться?

Какие чувства и эмоции присутствуют у Вас?

Поняли ли вы друг друга?

Что у Вас получилось на бумаге?

Идет общение и рассказ о работе.

А умеем ли мы с Вами оказывать поддержку, делать комплименты другим людям. Полученные при этом положительные эмоции являются одним из способов борьбы с синдромом профессионального выгорания.

Упражнение “Письма – пожелания”

Цель: предоставление возможности передать и получить положительные эмоции.

Ведущий раздаёт участникам группы по листу бумаги, который предлагает прикрепить на спины друг друга и просит написать пожелания тем, кому хочется. По сигналу ведущего участники группы читают адресованные им письма – пожелания.

У Вас есть вопросы?

Рефлексия.

В обсуждении участники делятся впечатлениями о том, что они чувствуют сейчас, когда прочитали письмо – пожелание и тогда, когда писали пожелания другим участникам группы.

Почувствовали ли вы чувство воодушевление?

Было ли чувство гордости? Удивления? Дискомфорта?

Какие открытия вы сделали для себя?

Получили ли вы заряд положительных эмоций?

Обобщение

Звучит спокойная музыка “Ради жизни” Герман Ван Вин, скрипка, при участии Эдит Лиркес, гитара. Участникам тренинга предлагается фиточай.

“Прежде, чем все мы расстанемся, нам хотелось бы дать возможность проговорить о том, что вы не успели сказать или обсудить в ходе работы группы.

Закройте на минутку глаза и сядьте удобнее… Представьте, что вы возвращаетесь домой и вспоминаете группу…В голове у вас проносятся лица участников и пережитые ситуации…а теперь откройте глаза. У вас есть возможность поговорить…..

1. Какой опыт вы получили?

2. Где вы сможете его применить?

3. Помог ли в достижении вашей цели сегодняшний тренинг?

4. Какие чувства присутствуют у вас “здесь и сейчас”

А сейчас у нас просьба заполните анкеты и сдайте ведущим тренинга.

Анкета

1.ФИО______________________________________________________________

Комфортно ли вы чувствовали себя в группе?_____________________________

_____________________________________________________________________

Оправдались ли ваши ожидания?________________________________________

_____________________________________________________________________

Какие трудности вы испытывали во время прохождения тренинга?____________

______________________________________________________________________

Какое настроение у Вас после тренинга____________________________________

______________________________________________________________________

Ваши пожелания ведущим тренинга________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Спасибо вам за поддержку, за активность, за искренность.

Литература

  1. Бабич, О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ О.И Бабич – Волгоград: Учитель, 2009. - 116 с.
  2. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2005. – 184 с.
  3. Митина Л.М. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция/ Л.М.Митина. – М.: 2003. – 312 с.
  4. Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях/ Т.И.Рогинская. Психологический журнал – М.: 2002. - №3 – с.85 -95.
  5. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога/ Е.М. Семенова – М.: Издательство института психотерапии, 2002. – 211 с.
  6. Рычкова В.В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога/ В.В. Рычкова – Чита: ЧИПКРО, 2005. – 75 с.