Обобщающий урок по теме "Беспозвоночные". 7-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (930 кБ)


Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал по беспозвоночным животным.

Задачи:

  • продолжить формирование у учащихся умения оценивать многообразие, биологические и экологические особенности, значение изученных типов и классов беспозвоночных животных, обобщить биологический материал.
  • углублять и расширять знания, полученные учащимися на уроках, пробудить интерес к предмету, сделать процесс познания увлекательным
  • проверить уровень усвоения биологических понятий, изучаемого материала, степень его понимания.

Оборудование: 10 кубиков, 60 звездочек, 36 указателей, 1 лист плотной бумаги, 6 коробок, призы.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка темы и цели занятия.

СЛАЙД 1

- Добрый день. Сегодня ____ __________ 2012 года. И мы начинаем “Звездный час” по теме “Многообразие, биологические и экологические особенности, значение изученных типов и классов беспозвоночных животных”, чтобы обобщить и систематизировать биологический материал, степень его понимания, а также с целью расширения экологического и биологического кругозора, чтобы сделать процесс познания биологии увлекательным.

Но давайте все же вспомним “Какие типы и классы беспозвоночных животных мы с вами изучили?”

(РАБОТА по цепочке)

СЛАЙД 2

Итак:

1 тип: Простейшие

Классы: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики, Жгутиконосцы, Инфузории.

2 тип: Губки

Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные

3 тип: Кишечнополостные

Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

4 тип: Плоские черви

Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные

5 тип: Круглые черви

6 тип: Кольчатые черви

Классы: Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки

7 тип: Моллюски

Классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие

8 тип: Иглокожие

Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры

9 тип: Членистоногие

Классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые

Представление.

- Представляем участников игры: Это (6 пар: участник + его помощник)

И уважаемое жюри:_______________________________

- А теперь послушаем, что приготовили наши участники, что они могут рассказать о себе. (Участники рассказывают о себе и дарят подарки – поделки из природного материала)

- Кто лучше себя представил, получает звездочку.

- Продолжаем “Звездный час”. Правила игры вы хорошо знаете: за правильный ответ получаете звездочку, если ваш помощник отвечает правильно, то вы получаете дополнительную звездочку. Прослушав задание, вы должны поднять указатель с цифрой.

Итак:

1 тур

СЛАЙД 3

Цель: Знаете ли вы представителей данных типов и классов, а также их строение, образ жизни.

СЛАЙД 4

1. К типу простейших относится:

  1. Амеба обыкновенная
  2. Аскарида
  3. Осьминог

СЛАЙД 5. ОТВЕТ: 1

СЛАЙД 6

2. К типу кишечнополостных относятся следующие классы:

  1. Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы
  2. Известковые, Стеклянные, Обыкновенные
  3. Жгутиконосцы, Инфузории, Солнечники

СЛАЙД 7: ОТВЕТ: 1

СЛАЙД 8

3. Эвглену зеленую называют “переходной формой”, так как она:

  1. Имеет хлоропласты
  2. Состоит из одной клетки
  3. Имеет признаки растения и животного

СЛАЙД 9: ОТВЕТ: 3

СЛАЙД 10

4. Что служит источником заражения человека бычьим цепнем:

  1. Яйца
  2. Финна
  3. Личинка

СЛАЙД 11: ОТВЕТ: 1

СЛАЙД 12

5. Какой характер имеет кровеносная система моллюсков:

  1. Замкнутая
  2. Незамкнутая

СЛАЙД 13: ОТВЕТ: 2

ИТОГ: Подсчитывается количество звездочек у каждого участника. Тот, у кого оказалось звездочек меньше – выбывает из игры вместе со своим помощником.

(Утешительный приз)

2 тур

СЛАЙД 14

Цель: повторить и систематизировать знания о типе Моллюски.

Послушайте загадку и поднимите табличку того представителя, о котором в ней говорится

СЛАЙД 15

Загадка:

В бескрайнем океане
Страшнее зверя нет.
Не дай вам бог попасться
Спруту на обед.
Но вкусен и полезен
Бесценный моря дар –
Подарок для гурманов
Ужасный зверь –

СЛАЙД 16

1. Представители типа

  1. Большой прудовик
  2. Беззубка
  3. Кальмар

СЛАЙД 17: ОТВЕТ: 3

СЛАЙД 18

2. Класс

  1. Головоногие
  2. Двустворчатые
  3. Брюхоногие

СЛАЙД 19: ОТВЕТ: 1

СЛАЙД 20

3. Местообитание

  1. Пресные водоемы с проточной водой
  2. Пресные водоемы со стоячей водой
  3. Соленые водоемы

СЛАЙД 21: ОТВЕТ: 3

СЛАЙД 22

4. Передвижение

  1. Плавают реактивным способом
  2. Малоподвижны, зарываются в грунт при помощи мускулистой ноги
  3. Ползают по водным растениям

СЛАЙД 23: ОТВЕТ: 1

СЛАЙД 24

5. Питание

  1. Водными растениями
  2. Рыбами и беспозвоночными
  3. Беспозвоночными и мельчайшими водорослями

СЛАЙД 25: ОТВЕТ: 2

СЛАЙД 26

6. Размножение

  1. Половым путем. Животные обоеполые – гермафродиты
  2. Половым путем. Животные раздельнополые

СЛАЙД 27: ОТВЕТ: 2

СЛАЙД 28

7. Деление тела на отделы

  1. Тело разделено на туловище, ногу и голову
  2. Туловище и голова
  3. Головы нет. Есть мускулистая нога и туловище

СЛАЙД 29: ОТВЕТ: 2

СЛАЙД 30

8. Роль, выполняемая в природе

  1. Предохраняют водоемы от зарастания водными растениями
  2. Фильтруют воду
  3. Хищники, нападают на рыб. Служат пищей для многих животных.

СЛАЙД 31: ОТВЕТ: 3

ИТОГ: Выбывают участники, у которых наименьшее число звездочек (Поощрительный приз)

Остались 3-4 игрока

3 тур

СЛАЙД 32

(Проводится, как и первый)

Цель: обобщение, повторение изученных типов и классов.

- Прослушав задания, вы поднимаете указатели с цифрой

СЛАЙД 33

1. Какую роль выполняет жидкость вторичной полости тела (кольчатые черви)

1) Обеспечивает упругость

2) Переносит питательные вещества из кровеносной системы в клетки тела

3) Выводит вредные вещества и накапливает продукты жизнедеятельности

СЛАЙД 34: ОТВЕТ: 1,2,3

СЛАЙД 35

2. Какое дыхание характерно для взрослой аскариды (круг.ч)

1) Кислородное

2) Бескислородное

СЛАЙД 36: ОТВЕТ: 2

СЛАЙД 37

3. Тело паука-крестовика состоит

1) Головы

2) Головогруди

3) Брюшка

СЛАЙД 38: ОТВЕТ: 2, 3

СЛАЙД 39

4. Определите, чье меню вы читаете:

Выделение тлей, мелкие насекомые, сок растений, семена, грибы

1) Пчелы

2) Жуки

3) Муравьи

СЛАЙД 40: ОТВЕТ: 3

СЛАЙД 41

5. Какие простейшие вызывают инфекционные заболевания у человека:

1) Эвглена зеленая

2) Инфузория – туфелька

3) Дизентерийная амеба

СЛАЙД 42: ОТВЕТ: 3

ИТОГ: По количеству набранных очков отбираются двое учащихся для участия в 4 туре игры. (Утешительный приз).

4 тур

СЛАЙД 43

Помещается лист, с написанным на нем словом

БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ

Задание: Составить из букв этого слова как можно больше слов. Кто больше составит слов, учитывая звездочки, побеждает

Подведение итогов:

СЛАЙД 44

Награждение призами.

Слово победителю. Вручение кубка. Оценки за урок.

Фронтальная беседа:

- Над какой темой мы сегодня работали?

- С какой целью проводился “Звездный час”

Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Урок окончен. Все свободны.

СЛАЙД 45