Носители информации. 5-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-путешествие

Форма проведения урока:

объяснительно-иллюстративный, личностно-ориентированный, беседа, фронтальный опрос.

Цели урока: Познакомить учащихся с древними и современными носителями информации, акцентировать внимание на разнообразии носителей информации.

Задачи урока:

  • образовательная: продолжить формирование терминологического словаря учащихся по предмету, дать учащимся представление о древних и современных носителях информации, показать разнообразие носителей информации, научить распознавать и называть разные виды носителей информации..
  • воспитательная: развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры;
  • развивающая: развитие коммуникативных компетенций – развитие монологической речи, развитие познавательных умений; развивать логическое мышление, память, внимание; умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы.

Оборудование:

  • компьютерная презентация;
  • интерактивная доска.

Ход урока

1. Организационный момент – 2 мин.

2. Повторение изученного материала, устный диалог-опрос – 6 мин.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы совершим с вами путешествие во времени и узнаем как хранилась информация с древних времен до наших дней. (слайд 1)

Но сначала давайте повторим то, что изучали на предыдцщих уроках. И первый вопрос - напомните мне, пожалуйста, что изучает наука информатика?

Ответ: Информатика – наука о способах хранения, передачи и обработки информации.

Далее идёт фронтальный диалог-опрос учащихся с целью актуализации ранее полученных знаний (учащиеся сами подходят к интерактивной доске (или к компьютеру, если нет интерактивной доски) и выбирают правильные ответы – слайды 2-4):

- Перед вами 4 картинки с изображением ситуации, когда человек получает информацию при помощи органов чувств. Давайте назовем эти органы чувств.(1 – обоняние, 2 – слух, 3- зрение, 4 - осязание); А какого органа чувств здесь не хватает? (5 – вкус)(слайд 2)

- Какие бывают виды информации по форме представления? (числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация); (слайд 3) + попросить учащихся привести свои премеры представления информации.

- Приведите примеры передачи и получения информации? (сигнал светофора, школьный урок, дорожные знаки, разговор по телефону и др.);

- Назовите схему передачи информации? (источник информации – информационный канал – приёмник информации); (слайд 4)

- Можно ли потерять информацию? (да – забыть, потерять записи, стереть информацию с жёсткого диска и т.д.)

Учитель: Хорошо! На все вопросы вы ответили правильно, привели множество примеров. Спасибо!

3. Изучение нового материала – 20 мин.

Учитель: Давайте разберёмся как же человек хранил информацию в древности и какие способы хранения информации существуют в современном мире?

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока: «Носители информации» (слайд 5)

Человек всегда стремился сохранить и передать накопленные знания следующим поколениям. Волхвы и шаманы, сказители и певцы передавали свои знания в виде былин, сказаний, распевов. Но стихийные бедствия, войны, болезни, подчас уничтожали целые племена, а вместе с ними и накопленные знания. Люди всегда стремились зафиксировать наиболее важную информацию доступными им методами.

И сейчас я приглашаю вас совершить путешествие в прошлое и посмотреть как хранили информацию наши предки! Готовы? Тогда СТАРТ! (слайд 6)

Первую остановку мы сделаем в первобытном обществе. Тогда не еще не было письменности, но по наскальным росписям в пещерах мы можем судить о том, как охотились древние люди, как выглядили животные. (слайд 7) Но у рисуночного письма есть недостаток – неоднозначность прочтения. Да и камень – тяжёлый материал в обработке, а чтобы увидеть сам рисунок, надо совершить путешествие к этому камню, ведь его нельзя перенести на другое место. И люди стали искать новый способ передачи информации. Так появилась новая форма письменности – знаковая. (слайд 8) Место произвольных рисунков заняли значки, которые состояли из однотипных элементов: палочек, крючков и их пересечений. Каждому объекту, действию, ситуации соответствовала определенная комбинация этих элементов. Так появились иероглифы. (слайд 9) Иероглифическое письмо дошло до наших дней: на нём построены китайский, японский, корейский и другие языки.

Около трёх с половиной тысяч лет до нашей эры появился другой вид знакового письма – клинопись. (слайд 10) Материалом для письма служили глиняные плитки. (слайд 11) Записи делали по сырой глине бамбуковыми или деревянными палочками, после чего высушивали или обжигали. При надавливании палочка оставляла в сырой глине след в виде клина, отсюда и название письма – клинопись. Такие носители были ненадежными: глина – хрупкий материал.

Примерно за 3000 тысячи лет до нашей эры в Египте разработали технологию изготовления тонкого листа из стеблей высокого тростника – папируса. (слайд 12) Стебель тростника разрезали на узкие полоски, раскладывали на ровную поверхность, затем укладывали еще один слой в поперечном направлении и прижимали плоским камнем. После просушивания получался материал, похожий на бумагу – его тоже называли папирусом. Папирусы были очень длинные и их сворачивали в свиток (слайд 13)

Позже, уже во втором веке нашей эры, в Турции, в городе Пергам, был изобретён новый материал для письма – пергамент. (слайд 14) Изготавливали его из кожи животных. Её обрабатывали по специальной технологии и растягивали. Получался очень тонкий лист на котором писали. (слайд 15)

В XI-XV веках в Древней Руси писали на берёзовой коре – бересте. (слайд 16) На оборотной стороне коры писали царапающим предметом, а затем протирали сажей, углём или соком листьев растений, который затем окислялся и темнел. (слайд 17)

Перечисленные носители информации были либо дороги в изготовлении (папирус, пергамент), либо неудобны в использовании (береста).

Во II веке нашей эры в Китае изобрели технологию изготовления бумаги. (слайд 18) Но до Европы бумага дошла лишь к XI веку, а на Руси появилась только в XVI веке. (слайд 19) Свойства бумаги как носителя информации уникальны: она дешевле пергамента и папируса, так как изготавливалась из тряпья и древесины; она достаточно прочна и долговечна и бумага очень удобна для письма и рисования. Люди научились изготавливать книги, правда до середины XV века книги были рукописными. (слайд 20, картинка первая) Поэтому их было мало, стоили они очень дорого и доступны были не всем. Переплёты книг часто были кожаными и их урашали драгоценными камнями. Большая часть книг хранилась в монастырях, монахи с красивым почерком их переписывали, то есть копировали. Это был очень длительный и кропотливый процесс.

1440 году немец Иоган Гуттенберг построил первый печатный станок. (слайд 20, картинка вторая) На Руси книгопечатанье основал Иван Фёдоров в середине XVIвека. (слайд 20, картинка третья) Нам сегодня трудно представить, что даже с изобретением печатного станка, тиражи книг были ничтожными. Например, к концу XVIII века, при Екатерине II, в России издавалось 360 книг в год. До сегодняшнего дня печатный лист остаётся основным носителем информации.

Помимо носителей для рукописных записей и рисунков, существовали звуковые носители. Уже в XV веке появляются шарманки – механический прибор для воспроизведения мелодий. (слайд 21, картинка первая) Сначала это были большие и сложные стационарные ящики, но впоследствии шарманки стали миниатюрными и к XVIII веку этот музыкальный инструмент получил широкое распространение в Европе. Вспомните, в сказке «Золотой ключик или приключения Буратино» Папа Карло играл на шарманке. А в 1877 году американский физик Томас Эдисон изобрёл фонограф – звук записывался на носителе в форме дорожки, которая размещалась по спирали во вращающемся барабане. (слайд 21, картинка вторая) В конце XIX века на смену фонографу приходят грампластинки и грамофоны. (слайд 21, картинка третья) И на протяжении всего века грампластинка оставалась популярным звуковым носителем. Но уже в 20-х годах XX века был изобретен первый магнитофон, который также оставался популярным на протяжении всего XX века. А вот магнитная лента используется до сих пор.

В XX веке появляется носитель, который позволяет записывать не только звук, но и изображение - киноплёнка. Так рождается кино. (слайд 22, картинка первая) Позже появляется видеоплёнка и кино уже приходитк нам в дом. Появляется возможность просматривать кинофильмы дома на видеомагнитофонах. (слайд 22, картинка вторая)

А с середины XX века разрабатываются новые технологии, которые позволяют хранить информацию в двоичном, цифровом виде. А следовательно, появляются и новые носители. Все мы их хорошо знаем. И сейчас я предлагаю вам вернуться домой, в наше время и посмотреть на эти носители. Итак, ДОМОЙ! (слайд 23)

Вот эти носители – CD и DVD диски, флэш-память, карты памяти, жесткий диск. (слайд 23)

Слайд 24 – пока картинки совершают полный оборот, учитель рассказывает о ёмкости современных носителей.

Ребята, посмотрите! Всё, что здесь изображено – звук, фотографии, картинки, тексты, видео - всё это можно записать на современные носители информации. Это очень удобно. Приведу пример: один учебник 5 класса весит примерно 310 грамм. На один лазерный диск можно уместить столько информации, сколько содержат 1500 учебников, а значит, по весу это 465 килограмм! А диск весит около 15 граммов. Этот маленький пример показывает, что цифровые носители вмещают в себя в сотни раз больше информации, чем традиционные носители, о которых мы говорили сегодня. Но я верю, что печатная книга навсегда останется другом человека и никогда не уйдёт в прошлое. Но об этом мы с вами поговорим на другом уроке. А теперь давайте запишем в тетради определение носителя информации (слайд 25).

4. Первичная проверка знаний - 5 мин.

Пришло время ответить на вопросы.

Проводится фронтальный опрос и первичная проверка знаний (слайд 25).

5. Рефлексия – 9 мин.

Наш урок подходит к концу и предлагаю вам обсудить итоги урока:

  • На уроке я узнал…
  • Понял…
  • Больше всего меня заинтересовало…
  • Я давно хотел узнать…
  • На следующем уроке я хочу…

(слайд 26)

6. Домашнее задание – 3 мин.

Запись домашнего задания (слайд 27), выставление оценок.

Спасибо за урок! (слайд 28)

Примечание:В презентации использованы триггеры. На слайдах 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 22 для корректного отображения содержимого слайда необходимо производить щелчок по картинке – в этом случае будут продемонстрированы 3 иллюстрации, в противном случае (если произвести щелчок по слайду, вне картинки), презентация перейдет на следующий слайд.

В любом случае производим щелчок по картинке!

На слайде 24 все происходит автоматически, ничего запускать не надо.