Урок русского языка по теме "Правописание непроизносимых согласных" (Школа России). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • образовательные: формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными звуками, знакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными способом подбора однокоренных слов;
  • развивающие: развитие памяти, внимания, совершенствование логических операций (анализ, синтез, обобщение), совершенствование фонематического слуха;
  • воспитательные: воспитание прилежания и аккуратности, умение преодолевать учебные трудности, быстроты и точности действий.

ХОД УРОКА

Оформление доски

1. Орг.момент.

– Прежде чем начать наш урок, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. И в таком приподнятом настроении начнем наш урок.

– Для чего нам нужно знать русский язык?

– А в древности каждый ли ребенок мог ходить в школу?

– Мы с вами обладаем уникальной возможностью – ходитьв школу и получать знания.

2. Словарная работа.

– На доске группа слов.

завод
топор
мороз
сорока
ладонь
лопата

– Что можете о них сказать?

– Прочитайте эти слова орфографически.

– Теперь только девочки! Мальчики.

– А можно я добавлю в этот столбик слово ЛИМОН? Почему да? Почему нет?

– Кто составит самое красивое предложение из данных слов?

– Молодцы!

– Откройте тетради, запишите число.

– Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и запомните их. Я полоской закрою буквы. Запишите слова в тетрадь.

– Проверяем.

– Составьте предложение с одним из этих слов, используя прилагательное.

– Запишем это предложение в тетрадь.

3. Актуализация знаний.

На доске предложения.

Аллочка с Ильей (с) ели вкусный завтрак.
Пуш…стая белочка (с)прыгнула (с)ели.
Уч…ники (с)ели за парты.

– На что обратили внимание?

– В чем различие произношения этих слов?

Сели – [с] – мягк., согл., звук, [э] – звук произносим плавно.

Съели – буква е после ъобозначает два звука.

С ели – с – предлогам пишется отдельно, е – дает два звука.

– Когда мы пишем твердый знак?

– Для чего служит мягкий знак?

Задание на карточке.

Вставь пропущенные буквы.

Об…явление о с…брании, молодые дерев…я, об..яснение темы, под..емный кран, заб..ет шайбу, волч..и сл..ды, железнодорожный раз..езд, раз..единить провода, под..ем в гору.

Учащиеся сдают листы на проверку.

– Чтоб ошибок избежать
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Свое внимание к словам.

– На доске слова

Тяжелыйдверной поездкачестный почтовыйошибкавоздушный улыбка позвони

– Разделите на группы по орфограммам.

Тяжелый, дверной, почтовый, воздушный, позвонил – безударная гласная в корне слова.

Поездка, улыбка, ошибка – звонкие и глухие в корне слов.

– Какое слово осталось лишнее? (честный).

– На какую орфограмму слова из первого столбика?

– Как проверяем безударную гласную в корне слов? Подберите проверочные слова.

– На какую орфограмму слова из второго столбика?

– Как проверяем парные согласные в корне слов? Подберите проверочные слова.

– Почему слово честный нельзя подставить ни в один из столбиков?

– Здесь какая-то другая орфограмма. Эта орфограмма и подскажет тему нашего урока.

4. Постановка темы урока.

– Как вы думаете, какую тему начнем изучать сегодня на уроке?

Иногда согласные
Играют с нами в прятки,
Они не произносятся
Но пишутся в тетрадке.

– Как вы понимаете смысл словосочетания “непроизносимые согласные”?

5. Работа по теме урока.

– Дополните третий столбик словами с непроизносимыми согласными. ( слова записаны на доске: камыши, лестный, чайка, яростный, тростник, поздний)

– Как понимаете слово лестный?

– В словаре Ожегова Сергея Ивановича слово лестный означает – содержащий похвалу, одобрение. Дающий удовлетворение самолюбию. Например: лестное предложение.

– Кто из вас знает или догадался каким образом можно проверить написание непроизносимых согласных?

– Давайте проверочные слова к третьему столбику.

Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать не ясно вам.
Чтобы знать, что писать
Надо слово изменять.
И за звуком не понятным
Быстро гласную искать.

(Последние 4 строчки с детьми выучить)

Выполнить упражнение из учебника по теме урока.

– Как проверим непроизносимый согласный звук?

Задание на карточке.

Прочитайте стихотворение.

Здра…ствуй радос…ное со…нце,
Вес…ник летнего тепла.
Словно праз…ник к нам в оконце
Постучалась ты с утра.
Дай блес…нуть лучам прелес…ным.
Всю окрес…ность озари,
И шагай путем извес…ным
От зари и до зари.

– Как вы думаете, почему стоят точки в словах?

– По строчке читаем, вставляем букву, называем орфограмму и проверочное слово.

Выполнить упражнение из учебника.

6. Итог.

Обобщение.

– Чему новому учились на уроке?

– Как проверить написание непроизносимых согласных звуков?

Рефлексия.

– Выполнение какого задания вызвало затруднение на уроке?

– Каким образом вы справились с этим затруднением?

– Кто запомнил правило в стихотворной форме?

– Какое слово висело на доске весь урок, и мы к нему не обращались?

– Это словарное слово написание, которого нужно запомнить.

– Всем спасибо.

Домашнее задание.