Занятие по физкультуре у детей 4–5 лет "Наши умные помощники"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

  • дать представление о некоторых особенностях своего организма;
  • познакомить с особенностями работы носа, глаз, значением языка, ушей;
  • учить определять предметы по запаху, поупражнять в определении вкуса продуктов;
  • показать роль умных помощников (органов чувств) в познании окружающего мира и их значении для каждого человека;
  • воспитывать привычку здорового образа жизни, заботы о своем организме.

Материалы: игрушечные персонажи Слоненок, Заяц, Буратино, Змея; ширма и набор музыкальных инструментов, лист бумаги; зеркала на каждого ребенка; коробочки с запахами; тарелка с набором продуктов  для определения вкуса, салфетки и набор для канапе; магнитофон.

Ход занятия

– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительной стране, которая называется «Почемучия». Это страна науки, опытов и экспериментов. Хотите попасть в эту страну? Не боитесь, ведь возможно нас будут ожидать необычайные встречи, трудности и опасности? Ну , тогда отправляемся в дорогу. А поможет попасть нам в страну волшебный цветочек.

– Ты волшебный наш цветочек, вели сделать так, чтобы мы оказались в стране «Почемучии»! (звучит волшебная музыка, дети закрывают глаза).

– Ой, ребята, смотрите, кто это? (Слоненок).

– Как вы думаете, как его зовут? (Ответы детей).

– А я знаю историю про одного слоненка. Его звали слоненок – Большие уши. Когда начинался дождь, слоненок прикрывался ушами как зонтиком или крышей. Под этой крышей было сухо и тепло, даже если дождик превращался в настоящий ливень. Конечно, к слонику под его уши сбегались лягушата и зайчата, медвежата. Иногда к  слонику под его крышу прилетал воздушный шарик. Шарик был существом необычайно вежливым и добрым, но никак не мог понять, зачем слонику нужны уши. Чтобы спрятаться от дождя достаточно встать под большое дерево.

– А вы как думаете, для чего слонику нужны большие уши?

– А нам с вами? (Ответы детей).

– Давайте поиграем. Отвернитесь от меня и закройте уши руками (воспитатель называет имена детей). Я вас звала, а вы меня не слышали.  Почему? (Ответы детей).

– Сейчас еще раз отвернитесь, но уши не закрывайте. Я буду издавать разные звуки, а вы должны отгадать их.  (Воспитатель играет на ложках, звенит бубном, рвет лист бумаги и т.д.)

– Как вы угадали? Ведь вы не видели? (Ответы детей).

-Да, уши помогают нам слышать все  что происходит вокруг – это называется слухом. А вы знаете , что уши бывают  разные: длинные, короткие, с кисточкой.

– Что нужно делать, чтобы уши были всегда здоровыми и не болели? (Ответы детей ).

– А вы знаете, что можно делать массаж (полезные движения руками) для ушек?

Давайте я научу вас!

«Чтоб ничего не забывать
Здоровым быть, внимательным
Делайте себе массаж
Ушек обязательно!
Мы потянем ушки вверх,
Вверх, вверх, вверх.
Мы потянем ушки вниз,
Вниз, вниз, вниз.
В стороны потянем,
Тянем, тянем, тянем.
Здоровья прибавляем!
Во все стороны крути
Ушки ты старательно,
Внимательным и умным
Станешь обязательно!

– А сейчас мы отправляемся еще к одному другу. Но кто же нам поможет попасть туда? Смотрите, кто это? (Заяц.) Это не просто заяц – это ученый заяц. Он очень любит загадывать загадки. Вот и для нас он припас одну.

«Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят?» Отгадали что это? (Глаза.)

– Для чего нужны глаза? (Ответы детей.)

Посмотрите в зеркало, какого цвета ваши глаза? А мои? А сейчас поиграем еще раз. Возьмем  зеркала и на минутку превратимся в обезьянок. Покажите зеркальцу язычок. Хорошо, а сейчас закройте глазки и покажите снова язычок. Сколько раз  вы увидели в зеркало свой  язык? Почему?

– А вы знаете, ребята, что глаза могут выдавать настроение? Я сейчас одними глазами буду показывать свое настроение, а вы будете отгадывать.

– Зачем нужно беречь глаза? Что для этого нужно делать?

– А какие предметы помогают видеть глазам ?

Давайте поторопимся к другим нашим друзьям. А поможет нам наш волшебный цветочек.

– «Ты цветочек помоги и к друзьям нас приведи!» (Дети под музыку поворачиваются вокруг себя и идут к Буратино.)

– Кто встречает нас на пути? У него в руках стихи:

«Есть прямые носики,
Есть носики – курносики.
Очень нужен всякий нос
Раз уж он к лицу прирос.
Жарким летом на лужочке
Носик нюхает цветочки.
В огороде чует нос
Где чеснок и лук подрос.
В доме может так случиться
Носик тоже пригодиться.
Он найдет в шкафу варенье,
Где конфеты и печенье,
Апельсины кто принес?
Все пронюхает наш нос!»

– О чем говорится в стихотворении? Зачем нужны носы? (Ответы детей.)

– Давайте поиграем, зажмем носы и попробуем посидеть без дыхания. Сколько вы выдержали?

– А сейчас  откройте баночки и понюхайте. Что вы почувствовали? Кто вам подсказал это?

– Каких сказочных героев вы знаете, у которых  с необычные носы? (Буратино, Баба-Яга, Карандаш, Самоделкин – нос шурупчиком, Снеговик.)

– Что нужно делать, чтобы носы у нас были здоровыми? Я знаю, что еще можно помочь носику не болеть массажем. Давайте вместе сделаем его для наших носиков.

– А сейчас, мы отправляемся еще к одному другу. (Звучит волшебная музыка.)

– Ой, кто это лежит у нас на пути? Смотрите, как широко она раскрыла свою пасть! А что это у нее? (Язык.)

– А для чего нам нужен язык? (Ответы детей.)

– Давайте поиграем, прижмите язычок к  нёбу и попробуйте что – нибудь сказать. Получается? Почему? Да, язык помогает нам разговаривать.

– А сейчас змейка хочет с вами поиграть, она приготовила для вас что-то вкусное. Вы должны отгадать, что это с закрытыми глазами. (Дети с закрытыми глазами пробуют банан, яблоко, грушу и называют продукт.) Смогли отгадать, а ведь глаза у вас были закрыты!? Почему вы отгадали? На языке у вас есть пупырышки. Эти пупырышки называются вкусовыми сосочками, именно они помогают определить продукт на вкус.

– А вы знаете, что наш язычок может превращаться в настоящего волшебника? Например, сложиться в трубочку, в чашечку, дотянуться до кончика носа или превратиться в настоящие часики.

Сколько  интересного  мы узнали  у  наших новых друзей. Пора возвращаться в детский сад.

(Звучит волшебная музыка , волшебный цветочек возвращает детей в группу.)   

– Вот мы и в нашей группе! Присаживайтесь на стульчики после долгой дороги.  Давайте вспомним, что мы сегодня узнали.

Итог.

  • уши нужны для слуха;
  • глаза для зрения;
  • носы для дыхания и чтобы чувствовать запахи;
  • язык помогает разговаривать и чувствовать вкус еды.

– Все это – наши умные помощники и их нужно беречь, чтобы всегда оставаться здоровыми и жить долго. Посмотрите на экран и назовите:

  • полезные предметы для носа;
  • опасные предметы для глаз.

– Давайте беречь наших помощников! Наше занятие закончено. Вы молодцы! В следующий раз обязательно отправимся снова в эту интересную страну  Почемучию!