Советское государство в годы новой экономической политики (НЭП). Борьба за выбор путей развития страны

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)


Программно-методическое обеспечение: рабочая программа среднего полного общего образования по истории; “История России” 11 класс базовый уровень. Авторы: В.С. Измозик, С.Н. Рудник; мультимедийный учебник “История России ХХ век” часть 2 (1918-1940 г.г), Клио Софт (автор Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г.); История. Экспресс-курс подготовки к итоговой аттестации автор К.М. Северинов.

Цели и задачи урока:

Обучающая

  • дать учащимся представление о причинах социально-экономического и политического кризиса в 1920-1921 гг.;
  • выяснить сущность и основные элементы нэпа и административно-командной системы;
  • рассмотреть процесс становления НЭПа, цели и принципы, итоги и значение;
  • проанализировать, обобщить, оценить исторические факты, установить причинно-следственные связи между историческими явлениями того времени;
  • сформулировать определения исторических понятий;
  • дать сравнительную характеристику исторических событий а период существования нэпа, процессов, деятелей того времени;
  • сделать вывод о НЭПе.

Развивающая

  • развивать у учащихся навыки лекционной работы на уроке;
  • формировать у учащихся умение критически осмысливать информацию, анализировать её, находить ответы на вопросы, опираясь на различные исторические источники;

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к истории России, к предмету (история);
  • воспитывать чувство сопричастности к событиям времён существования нэпа;
  • формировать гражданскую позицию при характеристики исторической эпохи и исторических деятелей.

Оборудование:

  • интерактивная доска, мультимедийный проектор;
  • презентация к уроку;
  • учебник В.С. Измозик, С.Н. Рудник “История России” 11 класс;
  • памятка как работать с лекцией (см. приложение);
  • рабочая тетрадь.

Тип урока – школьная лекция по технологии УДО (уровневое дифференцированное обучение);

Форма работы:

  • индивидуальная;
  • коллективная

Данные, необходимые в ходе урока.

Основные понятия: НЭП, кооперация, продналог, политический террор, оппозиция

Исторические даты: март 1921 г. – Х съезд РКП (б); 30 декабря 1922г. – образование СССР; 21 января 1924 – смерть В.И. Ленина; 1921-1922 – голод в Советской России; 1923, 1924-1925, 1928-1929 – этапы внутрипартийной борьбы;

Исторические личности: В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин, Э.А. Преображенский, А.И. Рыков, М.П. Томский.

Домашнее задание:

  • параграф 17-18 учебник
  • Просмотреть и воспроизвести лекцию.
  • Дополнить содержание лекции сведениями из дополнительной литературы.
  • Знать даты, события, исторические личности, основные понятия темы.
  • Заполнить таблицу “Внутрипартийная борьба в СССР в 20-е г.г.” (самостоятельно составить)

Ход урока

Содержание школьной лекции

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Слайд 1

Сообщается тема, цели и задачи лекции.

Озвучивается план лекции. Слайд 2

  1. “Военный коммунизм” и его последствия.
  2. Причины перехода к НЭПу.
  3. Содержание и шаги НЭПа.
  4. Кризис НЭПа.
  5. Итоги и последствия НЭПа.

Обращение к памятке “Как работать с лекцией”.

Задание классу: Слайд 3

1. Законспектировать лекцию, используя опорные схемы в презентации.

2. Выяснить, какова связь между новой экономической политикой, борьбой за власть И.В. Сталина и формирование однопартийной системы.

II. Объяснение нового материала.

“Военный коммунизм” и его последствия.

  • Обстановка в стране Слайд 4-5
  • Объем промышленного производства упал до 12% от довоенного;
  • Нехватка сырья, простои в промышленности;
  • Деклассирование пролетариата;
  • Массовые крестьянские восстания;
  • Голод;
  • Эпидемии тифа, холеры, оспы;
  • Резко возросла преступность, детская беспризорность.

Слайд 6

События весны 1921 г. были расценены большевиками как серьёзный политический кризис, а “Кронштадтский мятеж”, по определению В.И. Ленина был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые, потому, что в нем соединилось стихийное недовольство крестьян с военной силой армии.

И недовольство это имело весьма зримые политические очертания, совпадающие с лозунгами социалистических оппонентов большевиков – меньшевиков и эсеров.

Кронштадт показал реальную возможность объединения этих трёх сил.

УРОКИ

  1. Необходимо менять внутриполитический курс, экономическую политику государства. Отказ от политики “военного коммунизма”.
  2. Необходимо идти на соглашение с крестьянством.
  3. Ужесточить борьбу со всеми оппозиционными политическими силами, вплоть до их уничтожения, чтобы никто, кроме большевиков не смог влиять на массы.

Причины перехода к НЭПу (1921-1922 гг.) Слайд 7

  • глубокий социально-экономический и политический кризис власти, массовые восстания в сельской местности, выступления в городах, в армии и на флоте;
  • крушение идеи “введения” социализма и коммунизма путём ликвидации рыночных отношений;
  • стремление удержать власть любой ценой;
  • спад революционной волны на Западе;
  • введение системы экономических мероприятий, сменивших политику “военного коммунизма” и являющуюся до известной степени её противоположностью - НЭП.

Слайд 8

Март 1921 г. Х съезд РКП(б). Резолюция съезда “О замене продразверстки натуральным налогом” означала переход к новой экономической политике.

Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы.

Сущность НЭПа: преодоление массового недовольства политикой “военного коммунизма”.

Главное содержание НЭПа – замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922-1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

Цели НЭПа: Слайд 9

  1. Восстановление хозяйства и поиск новых путей построения социализма;
  2. Создание внутриполитической стабильности, привлечение крестьян на сторону Советской власти;
  3. Преодоление кризиса власти.

ШАГИ: Слайд 10

Сельское хозяйство Слайд 11

  • отмена продразверстки;
  • введение натурального налога (объявляется заранее, накануне посевной).

Не может быть увеличен в течение года. Все излишки, оставшиеся после внесения налога, поступали в распоряжение крестьян.

Итог: Создан материальный стимул для увеличения производства с/х продукции; возвращение к свободной торговле. Слайд 12

2) Промышленность (многоукладность) Слайд 13-18

  • отмена декрета о поголовной национализации промышленности;
  • передача мелких, средних предприятий в частные руки;
  • крупные предприятия – аренда частным лицам;
  • создание концессий, привлечение иностранного капитала;
  • смешанные акционерные общества;
  • отмена принудительного труда;
  • введение рынка рабочей силы;
  • реформирование системы зарплаты (введена тарифная сетка);
  • денежная реформа, “золотой червонец”;
  • сохранение большей части промышленности в руках государства, “командные высоты”;
  • введение хозрасчёта, самоокупаемости;

Итог: Восстановление разрушенного промышленного производства, возрождение рабочего класса, оживление в развитии транспорта и торговли.

Социальная структура Слайд 19-20

  • изменение в образе жизни людей;
  • изменения социального положения (появление непманов, совбуров);
  • изменение численности рабочего класса, крестьянства, интеллигенции и т.д.

Итог: Улучшается материальное положение людей.

Политическая система Слайд 21-23

  • сохранение и укрепление авторитарной диктатуры;
  • завершение разгрома оппозиционных политических партий;
  • относительная демилитаризация общества;
  • сужение сферы непосредственного государственного вмешательства в общественную жизнь;
  • политические процессы над оппозицией.

Итог: Усиление монополии РКП(б).

Духовная сфера Слайд 24-27

  • насильственное внедрение в сознание марксистской идеологии;
  • реформирование системы образования (ограниченного доступа к образованию “бывших”);
  • введение в УК статей об ответственности за убеждения;
  • усиление борьбы с неграмотностью;
  • активизация антирелигиозной компании;
  • высылка за границу виднейших представителей интеллигенции.

Итоги: Преодоление неграмотности среди населения, создаётся новый слой советской интеллигенции, ужесточение идеологического контроля.

Вывод: В целом НЭП оценивался как переходный период, тактический ход, временное отступление для пути развития социализма.

НЭП – это господство экономических методов управления, развития конкуренции при сохранении контроля большевистского государства.

В политической сфере монополия власти большевиков не только сохранена, но и усилена. Отвергаются притязания профсоюзов на управление хозяйственной сферой. В.И. Ленин считал, в Советской республике не должна быть допущена политическая либерализация (многопартийность) .

Задание классу: Слайд 28

  • Для подтверждения сказанного просмотреть видеоролик “Нэп” и записать в тетрадь в форме таблицы социально-экономические итоги, выделяя положительные и отрицательные моменты.
  • Сравнить выполненную работу с образцом ответа представленного на слайде.

Прогнозируемый ответ:

Социально-экономические итоги: Слайд 29

положительные отрицательные
быстрое восстановление с/х, промышленности, транспорта;

возрождение торговли;

рост численности городского населения;

повышение производительности

труда рабочих;

повышение уровня жизни;

ускоренная социальная

дифференциация города,

появление “новой буржуазии”;

ускорение расслоения крестьянства;

нарастание экономической нестабильности;

регулярные экономические кризисы;

рост безработицы

Задание классу:

Проанализируйте данные и сделайте вывод о дальнейшей судьбе, существования Нэпа.

Прогнозируемый ответ:

Несомненным успехом НЭПа было восстановление разрушенной экономики. В то же время, отсутствие высококвалифицированных кадров стало причиной просчётов и ошибок.

Появление “новой буржуазии”, ускорение расслоения крестьянства, нарастание экономической нестабильности, и рост безработицы могли привести к регулярным экономическим кризисам, а значит к проблеме существования НЭПа.

Кризисы НЭПа и их причины Слайд 30

Задание классу:

Схему кризисы НЭПа и их причины зарисовать в тетрадь по ходу лекции

Альтернативы НЭПу Слайд 31

Точки зрения по поводу дальнейших экономических преобразований в СССР.

Е.А. Преображенский

Октябрьская революция произошла в стране, в которой не было создано необходимой промышленной базы для претворения в жизнь социальных программ коммунизма.

Все капиталистические страны создавали свою промышленность за счёт средств, полученных от эксплуатации колоний.

Социальную индустрию в нашей стране можно создать только за счёт эксплуатации “внутренней колонии” крестьянства.

Н.И. Бухарин

Война с крестьянством чревата последствиями для Советского государства пагубными последствиями, как экономическими, так и политическими.

Развитие экономики страны необходимо базировать на союзе с крестьянством, обеспечивая крестьянам возможность высокой производительности труда, организуя кооперативы, поддерживая формы рыночного обмена.

Эти точки зрения отражали противоречивую ситуацию в экономике. Слайд 32

  1. Стало зримо проявляться недовольство рабочих новым социальным неравенством, порождённым НЭПом.
  2. Предпринималась попытка более полно учесть интересы крестьянства.
  3. Нэп имел не только экономический смысл преобразований, но и политический, т.е. с кризисами Нэпа и путями выхода из них происходило формирование однопартийной политической системы.

Слайд 33

Вывод: НЭП – это не только экономика, но и политика.

Задание классу:

Используя материал параграфа, сделайте вывод об изменениях, произошедших в правящей партии в период НЭПа.

Прогнозируемый ответ:

Изменения в правящей партии в период НЭПа.

  1. Запрет фракций РКП(б).
  2. Учреждение поста генерального секретаря РКП(б).
  3. Усиление контроля партаппарата.
  4. Ограничение внутрипартийной демократии.
  5. Усиление борьбы в партруководстве во время болезни Ленина и после его смерти.
  6. Разгром сторонников “мягкого внутрипартийного режима”.
  7. Превращение ОГПУ в инструмент партийной власти и внутрипартийной борьбы.

Итог: Политическая оппозиция вне большевистской партии прекратила своё существование. В стране окончательно утвердилась однопартийная политическая система.

Предпосылки образования СССР, Слайд 34

Во-первых: перед раздираемым последствиями гражданской войны молодым государством остро стала проблема создания единой административно-территориальной системы. На долю РСФСР приходилось 92% площади страны, население которой в дальнейшем составило 70% новообразованного СССР. Оставшиеся 8% делили между собой республики Советов: Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация, которая объединила в 1922 году Азербайджан, Грузию и Армению. Также на востоке страны была создана Дальневосточная республика, управление которой происходило из Читы. Средняя Азия на тот момент состояла из двух народных республик - Хорезмской и Бухарской.

Во-вторых: в 1920–1921 гг. между республиками устанавливается военно-хозяйственный союз (объединялись наркоматы внешней торговли, финансов, военных и морских дел, путей сообщения, труда, почт и телеграфов).

В - третьих: в 1922 г. был заключен и дипломатический союз — подписан протокол о передаче РСФСР другими республиками прав защиты их интересов, вплоть до заключения и подписания от их имени договоров и соглашений с иностранными государствами.

В большинстве республик власть принадлежала национальным компартиям, входившим в состав единой РКП(б), что, несомненно, облегчало процесс их объединения.

В - четвёртых: к объединению стимулировали и экономические обстоятельства - исторически сложившееся разделение труда, веками складывавшаяся экономическая взаимосвязь районов.

В - пятых: сохранилась идея принадлежности к единому великому государству, которая преалировала в умах и настроениях народов, живших в бывшей Российской империи.

Сыграли свою роль и общность исторических судеб, миграции, перемешивание населения, смешанные браки, а также – мирная, преимущественно народная колонизация в России, отсутствие геноцида, необходимость совместного выживания возникших политических режимов во враждебном внешнем окружении.

Слайд 35-37

30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических республик.

31 января 1924 г. II съезд Советов СССР принял первую Конституцию СССР (она состояла из Декларации и Договора об образовании СССР). Конституция признавала республики суверенными государствами — с правом свободного выхода из Союза, внесения в свои конституции изменений в соответствии с Конституцией СССР.

Итоги и последствия НЭПа. Слайд 38

В целом в период существования НЭПа экономика развивалась динамично.

Для промышленности было характерно наличие различных общественно-экономических секторов: национализированной государственной промышленности, государственного капитализма, частнохозяйственного капитализма, мелкого кустарного и ремесленного производства. Эти уклады занимали различное место в экономической структуре и по-разному влияли на ход экономического развития.

В отличие от промышленности подъем сельского хозяйства начался не сразу. В 1921 г. имело место страшная засуха, последствия которой сказывались и в 1922 г. Постепенно негативные последствия были ликвидированы. В 1925 г. валовой сбор зерновых почти на 20,7% превысил среднегодовой сбор за пятилетие 1909-1913 гг. В ходе восстановления сельского хозяйства-произошли и структурные изменения: уменьшался удельный вес зерновых культур, но увеличивался-технических. К 1927 г. в целом довоенный уровень был достигнут и в животноводстве.

Расширились рыночные связи, усиливался процесс социальной дифференциации крестьянства.

За годы НЭПа произошло повышение реальной заработной платы рабочих, которая к 1925/26 г. в среднем по промышленности составляла 93,7% довоенного уровня. Однако тормозил рост уровня жизни в городе товарный голод, возникший в 1924 г. и продолжавшийся до конца 20-х гг., а также повышение цен на продукты промышленности и сельского хозяйства. Восстановление сельского хозяйства привело к росту доходов крестьянства. 

Несмотря на, казалось бы, значительные темпы экономического роста в годы нэпа, нарастало экономическое отставание России от передовых западных стран. Даже по официальным данным, в 20-е гг. бурными темпами прогрессировало отставание СССР от США, Франции, более медленными - от Германии, и лишь по отношению к Англии складывалась более благоприятная картина.

По мере завершения восстановительного периода обострялись присущие нэпу противоречия. Загрузка производственных мощностей потребовала значительных инвестиций для обновления машинного парка, создания новых производств. Причем речь шла о капиталоемких отраслях тяжелой индустрии с длительным сроком оборота капитала. Однако жесткая политика большевиков в вопросах уплаты дореволюционных долгов, компенсаций за национализированную собственность препятствовала притоку капиталов извне. Перелив же внутренних частнокапиталистических накоплений блокировался законодательным путем. Индустриальный рост требовал увеличения товарности крестьянского хозяйства (чтобы накормить растущие города, обеспечить сырьем промышленность, форсировать агроэкспорт с целью импорта оборудования), однако в деревне тормозилось развитие индивидуальных крупнотоварных хозяйств. Усиливалось противоречие между многообразием социальных интересов и большевистским авторитаризмом. Хозяйственно возрождающаяся деревня, крепнущий частнопредпринимательский сектор стремились обеспечить политические гарантии своих экономических интересов (требования "Крестьянского союза", политической либерализации и др.), что в условиях однопартийной системы создавало почву для усиления фракционной борьбы в ВКП(б).

Нарастал антагонизм между политикой и экономикой. В городе партию в основном пополняли рабочие от станка, не питавшие особых симпатий к нэпманам. В деревне важным источником пополнения рядов партийно-советского аппарата являлись "жертвы рынка" - разорявшиеся крестьяне. Вследствие этого можно представить "любовь" городских и сельских партсовфункционеров к нэпу.

Эти противоречия в конечном счете привели НЭП к гибели.

Со второй половины 1920-х годов начались первые попытки свёртывания НЭПа. Ликвидировались синдикаты в промышленности, из которой административно вытеснялся частный капитал, создавалась жёсткая централизованная система управления экономикой (хозяйственные наркоматы).

В октябре 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, руководство страны взяло курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию. Хотя официально НЭП никто не отменял, к тому времени она была уже фактически свёрнута.

Юридически НЭП была прекращена только 11 октября 1931 года, когда было принято постановление о ликвидации спекуляции со стороны частных торговцев.

III. Проверка заданий в классе. Подведение итогов урока. Слайд 39-40

1. Выяснить, какова связь между новой экономической политикой, борьбой за власть И.В. Сталина и формирование однопартийной системы.

2. Просмотр учителем конспектов лекций у пяти учеников после урока.

IV. Домашнее задание.