Урок русского языка по теме "Употребление причастий в речи". 7-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели:

обучающие:

  • выявить роль причастий в речи;
  • научить правильно употреблять причастия в речи.

Развивающие:

  • развивать мыслительную деятельность учащихся;
  • развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных.

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к родному краю.
  • воспитывать коммуникативность, самостоятельность.

Тип урока: урок формирования новых знаний, урок-исследование.

Форма урока: урок-практикум.

Основные методы: проблемный, исследовательский.

Урок разработан по технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”. Время проведения 90 минут.

Оборудование: компьютер, видеопроектор.

Дидактический материал: рабочая карта урока, карточки, презентация к уроку, выборочная презентация для школьников /слайды № 2,3,4,7,9, 17/.

Урок проходит в компьютерном классе.

Ход урока

I. Организационный момент /слайд № 2/.

Проверка настроения: прием “Мордашки” (у каждого ученика на рабочем столе 3 мордашки, нужно выбрать ту, которая соответствует настроению в данный момент).

Я вижу у всех настроение отличное, надеюсь вы сохраните его до конца урока.

II. Стадия вызова.

1. Работа с текстом /слайды № 3-4/.

Задания: прочитайте текст, заполните таблицу, определите тему, основную мысль, стиль, тип текста:

1. Тема текста

2. Основная мысль текста

3. Стиль текста

4. Тип текста

Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, вставьте буквы, обозначьте орфограммы
1.

2.

3.

4.

 

Тундра Кольского полуострова — это горы или возвышенности, заросшие ягельником и кустарниками. Карликовые заросли, засыпа(н,нн)ые снегом, и редкие деревья не являются преградой для северных ветров. Долгая зима на полуострове снежная и метельная. А летом тундра украше(н,нн)а серебристыми коврами ягельников, зелене..щими перелесками, голубе..щими блюдами озер, узорчатыми жилками ручьев и речек. А какие бурлящие на реках водопады! На Кольском полуострове нет ни одной крупной реки, на которой не шумел бы падун.

2. Проверка работы с текстом /слайд № 5/.

- Назовите тему текста. (Тундра Кольского полуострова.)

- Определите основную мысль. (Тундра прекрасна.)

- Есть другие варианты?

- Определите тип речи. (Описание.)

- К какому стилю речи относится текст? (Художественному.)

- Какое слово в тексте было для вас новым? (Падун.)

- Можно объяснить значение слова, исходя из текста?

- Обратимся к словарю Ивана Севастьяновича Меркурьева “Живая речь Кольских поморов” /слайд № 6/.

- Прочтём словарную статью.

- Запишите слово в словарь.

3. Оценка работы школьников. Самопроверка /слайд № 7/.

- Если вы сделали все задания верно, поставьте “5”, если есть 1 ошибка или неточность в определении темы текста, основной мысли и т. д., поставьте “4”, если 2 ошибки – “3”.

(Учащиеся ставят отметки в рабочие карты /слайд № 9/, 3 консультанта отмечают в таблице “Шкала затруднений”, какие задания вызвали затруднения; класс в это время проверяет, правильно ли вставлены пропущенные буквы /слайд № 8/.)

Учитель обращает внимание учащихся на шкалу затруднений /слайд № 10/, на которой отмечено количество ошибок:

Ряды тема основная мысль тип стиль
1 + 1 1 1
2 + + + 1
3 + + + +

- Кто допустил ошибку при определении основной мысли, типа текста, стиля? (Учитель даёт детям карточки домой для отработки данных умений.)

- С какими орфограммами вы работали, вставляя пропущенные буквы в тексте? (Н и НН в причастиях, гласная в суффиксах причастий). Правило.

- Назовите причастия, какую роль они играют в данном тексте?

4. Проведём лингвистический эксперимент: уберите причастия из текста /слайд № 4/. (Школьники выполняют работу на компьютере.)

- Как изменился текст? /Стал невыразительным, скучным /слайд № 11/.

III. Стадия осмысления содержания.

- Итак, тема нашего урока “Употребление причастий в речи”.

1. Педтехника “Мудрые совы” /слайд № 12, 13,14/.

Учащимся по группам для обработки предлагается распечатанный текст.

- Прочтите текст (1 ученик читает вслух.)

  • Задание 1 группе: найдите в тексте ту информацию, которая является для вас известной.
  • Задание 2 группе: найдите и запишите в тексте ту информацию, которая является для вас новой.
  • Задание 3 группе: постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста.

Текст

М.В. Ломоносов говорил о причастии: “Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу”.

Это свойство причастия заключать “в себе имени и глагола силу” широко используется в письменной речи, особенно в художественной литературе. Картины природы, портретные характеристики, внутренние переживания героев очень часто передаются писателями через причастия. Вот, например, картина прилёта лебедей, описанная И. Соколовым-Микитовым: “Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся на север с далёкого юга, стала кружить над заливом. Я видел освещённые зарёю распахнутые розоватые крылья, длинные вытянутые шеи, слышал их голоса... Ещё никогда не видел я такой чудесной, почти сказочной картины...

Разумеется, я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне дивные пушкинские сказки”.

Там, где нужны торжественность, величавость, там мы всегда встретим причастие:

Между городом и горою,
На которой лежат облака,
Мчится злая,
Любимая мною,
Несмолкающая река.
(А. Решетов.)

Но в обычной разговорной речи причастия, к сожалению, редки. Об этом писал ещё А. Пушкин: “Причастия... обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метет и пр., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом”.

2. Проверка выполнения задания /слайд № 15/.

- Какая информация в тексте была для вас известной?

- Какая информация в тексте была для вас новой?

- Основная мысль текста? (Выразительную краткость причастий необходимо использовать в своей речи).

Оцените работу членов группы, выставите отметки в рабочую карту /слайд № 9/.

3. Работа с офтальмотренажером /слайд № 16/.

IV. Первичное осмысление учебного материала.

1. Работа с карточкой: устраните речевой недочёт (повтор слова который), заменив его причастием /слайд № 17/.Школьники работают на компьютере.

Над светлым северным морем гудят ветра, которые отличаются друг от друга своими характерами. Налетит шапошник, закажет все пути-дороги одинокому баркасу, который плутает под низкими тучами. Подтянет полуночник, начнёт трясти зябь, которая лежит на волнах.

Из-за Мурманска сорвётся норд, который не любит шутить. Зато попутный поможет лодчонке, которую безжалостно гнал обедник.

2. Самопроверка /слайд18/. Выставление отметок в рабочую карту.

- Как изменился текст? /Стал образным, выразительным/.

Итак, используя причастия, нужно помнить правила их употребления /слайд 19/:

Зависимые слова должны находиться непосредственно рядом с причастием.

Определяемое слово – строго до или после причастного оборота.

Причастие должно быть согласовано с определяемым словом в роде, числе и падеже.

Причастия не имеют формы будущего времени.

От глаголов совершенного вида нельзя образовать причастия настоящего времени, так как они обозначают завершённое действие.

От непереходных глаголов нельзя образовать страдательные причастия, так как они обозначают действие, которое не может перейти на предмет.

V. Первичное закрепление.

1. Работа с упражнением, карточкой.

Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастий и причастных оборотов.

I вариант – упражнение в учебнике № 225 стр.83,

II вариант – карточка. Один учащийся работает у доски.

Карточка /слайд № 20/, для школьников карточка распечатана.

1. Убегавшие олени от человека-хищника нашли защиту у нового человека-хозяина.

2. Зимой олени уходят в горы, где снежный покров бывает тоньше сдуваемый ветром.

3. А летом оленье стадо опускается в лес на древние тропы, протопанных в ягельном бору.

4. Сотрудники заповедника, встретящие оленей после зимовки, оберегают дикое стадо.

5.  Неспешно идут в запряжке уставаемые за долгую зиму ездовые олени.

2. Взаимопроверка / I вариант - по ключу в учебнике, II вариант – слайд № 21/. Выставление отметок в рабочую карту /слайд № 9/.

3.Комплекс упражнений “Танцуйте сидя” /слайд № 22/.

4. Творческое задание /слайд № 23/.

Написать сочинение-миниатюру на тему “Первый снег”, используя словосочетания: падающий хлопьями, искрящийся на солнце, поражающий белизной, летящие снежинки, укрыта покровом (слайд 24).

Проверка выполнения задания: чтение мини-сочинений.

VI. Информирование о домашнем задании /слайд № 24/.

Выучите правила употребления причастий;

Напишите сочинение-миниатюру, используя причастия:

  • 1 вариант - на тему “Зимний отдых в сопках”;
  • 2 вариант - на тему “Жизнь северных зверей зимой”.

VII. Подведение итогов.

- Поставьте итоговую отметку за урок в рабочую карту /слайд № 9 /.

- Кто получил “5”, “4”, “3”?

VIII. Рефлексия /слайд № 25/.

Обучающиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда.

1. Самым интересным на занятии для меня было...

2. Я научился...

3. Теперь бы я хотел ещё узнать...

4. Мне понравилось...

5. Я хотел бы вам сказать...

6. Самым скучным на занятии было...

Литература.

  1. Пименова С.Н., Еремеева А.П., Купалова А.Ю., Лидман-Орлова Г.К. и др.: Русский язык: Практика. 7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ – 18-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2011.
  2. Чешко Л.А. Русский язык.-Москва,1990.
  3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – Санкт-Петербург, 2009.
  4. Благова Н.Г., О.И. Бычкова, Э.Б. Жижов, Родченко О.Д. Краеведение на уроках русского языка.- Мурманск, 1997.
  5. http://images.yandex.ru/ - картинки.

Слайд № 27 – фото из архива учителя.