Урок-презентация по литературе на тему "Поэтический мир русской природы в стихотворении А.С. Пушкина "Зимнее утро". 6-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели: знакомство с фактами биографии А.С.Пушкина (лицейские годы, период после ссылки в Михайловское); знакомство со стихотворением «Зимнее утро»; анализ стихотворения с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы; работа над выразительным чтением стихотворения.

Оборудование: учебник, портреты, связанные с жизнью и творчеством поэта, рисунки и картины с изображение зимней природы, использование мультимедийного проекта при выполнении заданий на ноутбуках (Презентация 1)

Эпиграф к уроку:

Великим быть желаю,
Люблю России честь.
Я много обещаю –
Исполню ли? Бог весть…
(А.С. Пушкин)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

– Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал – как человек и как художник – символом русской духовной жизни.

– Тема нашего урока: «Поэтический мир русской природы в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро». Сегодня мы поговорим о биографии Пушкина (лицейские годы, период после ссылки в Михайловское); познакомимся со стихотворением «Зимнее утро»; проанализируем стихотворение с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы; поработаем над выразительным чтением стихотворения (тема и цели урока выводятся на экран). Слайды 1 и 2

– Как же складывалось мировоззрение А.С.Пушкина? Как мужал его поэтический дар?

(доклад) Слайды 3-7

– Как Пушкин-лицеист относился к поэтическому опыту своих предшественников?

(доклад) Слайды 8-12

(В это время, как читаются доклады учащимися, на доску проецируются слайды с портретами, картинами, связанными с жизнью и творчеством А.С.Пушкина).

Работа с хронологической таблицей (проецируется на экран, а так же отображается и на ноутбуках учащихся). Слайд 13

Детство поэта 1799-1811
Лицейские годы 1811-1817
Жизнь в Петербурге 1817-1820
Южная ссылка 1820-1824
Михайловское 1824-1826
Возвращение из ссылки 1826-1830
Болдинская осень 1830
Петербург 1831-1833
Последние годы, дуэль 1834-1837

– Второй период жизни А.С.Пушкина, который мы затронем на уроке, - возвращение из ссылки. Именно в этот период было написано стихотворение «Зимнее утро». А чем же характеризовался этот период?

(доклад) Слайды 14-16

III. Звуковое оформление стихотворения.

– Слушаем стихотворение «Зимнее утро», прочитанное Заслуженным артистом России …

IV. Анализ стихотворения.

(Перед глазами учащихся стихотворение и задания к нему – на ноутбуках). Все задания нацелены умение анализировать текст и на отработку умений учащимися пользоваться знаниями, полученными на уроках информатики. Слайд 17

1 задание

– Вы внимательно прослушали стихотворение, а теперь найдите и укажите устаревшие слова красным, а диалектные желтым шрифтом:

  • Нега – наслаждение (устар.);
  • Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.);
  • Вечор – вчера (диал.);
  • Нынче – сейчас (устар.);
  • Озарена – освещена (устар.);
  • Велеть – приказать (устар.);
  • Запречь – запрячь, запрягать (диал.);
  • Предадимся – отдадимся (устар.).

– Каким настроением проникнуто это стихотворение? (бодрым, радостным, веселым.)

– На основе чего вы сделали такой вывод? (день чудесный, друг прелестный, длинная дорога и т.д.)

– Что значит хорошее настроение, как оно проявляется? (когда тебе хорошо, весело, когда ты радуешься.)

– В чем выражается это настроение? Как человек узнает о нем? Ведь он не может ходить и повторять «Мне весело и хорошо» или «Мне плохо и скучно» (настроение – внутреннее психическое состояние человека, которое не является постоянным и неизменным.)

– Попробуем доказать, что «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Можно ли в стихотворении выделить какие-либо части? О чем они? Прочитаем 1 строфу (радость, бодрость, восхищение природой.)

2 задание

– С помощью каких средств создается это настроение? Назовите слова эмоционально-окрашенной лексики, оценочные слова и выделите их курсивом (чудесный, прелестный, красавица.)

– О чем свидетельствует такая лексика? (о светлом настроении автора, о счастье, которое переполняет его душу.)

– Аврора. Что означает это слово? (миф. - Богиня утренней зари.)

3 задание

– Прочитаем 2 строфу. Как и почему меняется настроение? (воспоминания о вчерашнем дне, непогоде, о подавленном душевном настроении.)

– Найдите слова эмоционально-окрашенной лексики во 2 строфе и выделите их маркером бирюзового цвета (мутный, бледное, мрачный, печальный.)

– Как такой контраст погодных условий влияет на настроение?

– Такой прием называется антитеза. Запишем (антитеза – противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи.) Слайд 18

4 задание

– Прочитаем 3 строфу. Какой прием использует автор в этой строфе? (сравнение)

– Приведите примеры, но помните что сравнение может быть выражено оборотами со словами «как, будто, словно», а так же существительным в Тв.падеже

(луна, как бледное пятно; снег – великолепными коврами; звездою севера явись.)

– Почему автор использует этот прием? (передает восторг перед красотой природы, из-за чего создается ощущение мягкости, пушистости, роскошности снежных покровов.)

– Какими красками можно нарисовать картину, изображенную в 3 строфе? (чистый, прозрачный, голубой, зеленый, серебристый и черные штрихи.)

5 задание

– Прочитаем 4 строфу. Какие образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с какой целью? (однокоренные: блестя, блестит, блеском – ощущение праздника, нарядности природы; эпитет: «милый» встречается дважды – настроение радостного и немного печального умиления.)

– Прочитаем 5 строфу. Куда стремится лирический герой из уютной комнаты? (стремительный бег коня создает ощущение воли, свободы, восторга.)

– Прочитаем стихотворение еще раз. Слайды 19-21

– Что изображает поэт в стихотворении? (картину природы, пейзажа и через него свое настроение, чувства и переживания.)

V. Тестирование.

Тест дан на ноутбуках. Учащиеся отвечают на вопросы, ставя в нужном окошке галочку. Все ответы выводятся на экран ноутбука учителя уже с оценками. В конце урока учитель сообщает результаты тестирования, которые потом выставляются в журнал. (Приложение)

VI. Подведение итогов и дача д/з.

– Стихотворение, в котором изображаются картины природы, относят к жанру пейзажной лирики. Это не только тема поэзии, но и идеал природы – красоты, гармонии, целесообразности.

– Пушкин наполнил содержание пейзажной лирики размышлениями о сложных вопросах человеческой жизни, бытие: отношения между человеком и природой, соотношения природы и души человека, есть ли в лирике разумное, божественное начало или она стихийна и бессмысленна.

– В этом стихотворении он показал связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой.

– Зима не усыпляет, а бодрит, разбушевавшаяся стихия стремится к гармонии и восстановлению. Автор подчеркивает таинственное единство человека и природы: движение, красота природы пробудили лирического героя к жизни, к творчеству, к радости воспоминания.

Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть. Слайд 22.