Родительское собрание "Родительский дом – начало начал"

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23 МБ)


(Слайд 1)

В ходе собрания родители смогут: (Слайд 2)

  • определить влияние семьи на формирование личности ребёнка;
  • раскрыть понятие "социальный опыт ребенка";
  • рассмотреть, каким должен быть родительский дом, в котором растёт ребёнок;
  • осознать роль социального опыта семьи в воспитании детей.

Вопросы собрания

  • Что является главным фактором, влияющим на воспитание и здоровье ребёнка?
  • Что такое социальный опыт ребёнка?
  • Каким должен быть дом, в котором бы ваш ребёнок воспитывался гармонично развитой личностью и мог усвоить полезные привычки?
  • Как найти для ребёнка пути выхода из лабиринта вредных привычек?

Основные понятия

  • Родительский дом
  • Воспитание
  • Личность
  • Ценности
  • Пример
  • Привычка

СТРУКТУРА СОБРАНИЯ

Добрый вечер, уважаемые гости, учителя и родители! Уважаемые родители мы сегодня поговорим о семье. Главный фактор, влияющий на воспитание ребенка и на его здоровье, - это семья. Народная мудрость гласит: (Слайд 3)

  • “У доброго семени не бывает плохого племени”,
  • “Хочешь выбрать девушку в жены, познакомься с ее матерью”,
  • “Семья – ключ к счастью”,
  • “Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе”,
  • “На что и клад, коли в семье лад”,
  • “Счастлив тот, кто счастлив дома”

Об этом говорил Себастьян Брант - немецкий ученый, гуманист, поэт - в своем стихотворении, написанном более пяти веков назад. (Слайд 4) (Приложение 1)

Классный руководитель:

Уважаемые родители, задумайтесь: На ком лежит ответственность за воспитание детей? Какой совет дает нам автор этого стихотворения? (Родители отвечают на вопрос) Все мы родом из детства. Все – хорошее, и плохое – человек получает в семье. Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности.

Факторы, которые влияют на формирование личности ребенка, его социального опыта, специалисты условно подразделяют на три группы. (Слайд 5)

Первая – это социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, введение их в сложности и противоречия современного мира.

Вторая - это внутри – и внесемейная деятельность, по преимуществу бытовой труд.

Третья группа - это собственно семейное воспитание, некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий.

Эти факторы являются основой педагогики семейных отношений, той самой, о которой писал А.С. Макаренко в своей “Книге для родителей”.

“Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас не дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение...”

Ребенок копирует поведение взрослых. Дети видят и то, что мы хотим скрыть от них. Дети вольно и невольно перенимают опыт своих родителей.

РОЛИК: ДЕТИ ВИДЯТ, ДЕТИ ДЕЛАЮТ (Слайд 6)

В подтверждение сказанному и увиденному приведем исследования психологов, представленные в диаграмме. (Слайд 7)

Существует несколько факторов, влияющих на воспитание и психологическое здоровье ребенка. К ним относятся: школа, окружающая среда, средства массовой информации, генетика, ну и конечно же – самый главный фактор – семья.

Как происходит формирование социального опыта ребенка?

Каково влияние семьи на формирование личности ребенка? (Родители обсуждают ответы на вопросы ).

Родители приходят к выводу, что доминирующую роль в развитии личности ребенка играет социальный опыт, усвоенный им на протяжении всего детства под влиянием окружающих его взрослых людей (в первую очередь, родителей), во взаимодействии, в общении с ними, а также в процессе совместной активной деятельности.

Под влиянием этих факторов и формируется социальный опыт, под которым понимается результат действия, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным опытом – значит усвоить сумму сведений, знаний, навыков, образцов и владеть ими как способом деятельности и общения. Уважаемые родители, назовите мне, пожалуйста, несколько примеров (положительного) социального опыта, которые передали вам ваши родители? (психологи помогаю родителям, родители называют варианты)

  • Соблюдение норм гигиены
  • Умение убрать квартиру
  • Умение разговаривать по телефону
  • Умение встречать гостей
  • Умение ухаживать за животными
  • Уважительное отношение к старшим и др.

Далее родителям предлагается решить кроссворд, составленный из основных понятий темы. (Слайд 8)

Какие же ценности в вашей семье вы считаете самыми важными? Родители отвечают на вопрос.

Так каким же хотят видеть дети свой дом, в котором они живут, какие ценности семьи они называют? Дети отвечали, что в их семье считается ценностью.....

Анкетирование “Цветы” (Слайд 9) Получены следующие результаты.....

Взаимопонимание, уважение, любовь друг к другу, поддержка в трудную минуту;

  • Дружба, честность, здоровье и счастье;
  • Право на свое мнение
  • Жить все вместе, забота о детях
  • Отдых всей семьей
  • Поменьше ссор и конфликтов между родителями
  • Родные дети в семье
  • Жизнь
  • Не знаю

Родители понимают, что семейные ценности детей и взрослых могут быть разными в силу разного социального опыта. Задача родителей состоит в том, чтобы выстроить такие отношения в семье, создать такую атмосферу, чтобы в родном доме было всем хорошо. Гармония в семье может быть лишь тогда, когда все члены семьи слышат друг друга, понимают друг друга, терпеливы друг к другу, имеют семейные традиции, уважают старших, помогают младшим и т.д.

Работа в группах. Задание всем группам дается одинаковое. Родителям предлагается обсудить проблемные ситуации и дать словесный портрет Саши, Володи, Васи и Пети несколько лет спустя. (Приложение 2)

В ходе этой работы родители смогут осознать, что поведение родителей для ребенка всегда является примером для подражания. Поступки, представленные в ситуациях и подобные им, приводят к формированию девиантного поведения ребенка: недисциплинированности, лживости, лени, неуспеваемости, конфликтному поведению со взрослыми и сверстниками, курению, употреблению алкоголя и другим вредным привычкам.

Классный руководитель предлагает родителям отрывок из воспоминаний Натальи Долининой. (Приложение 3)

Вопросы для обсуждения:

  1. Что видела девочка в своей семье?
  2. Какой социальный опыт она получила от своих родителей?
  3. Каким человеком она выросла? (Предположим).

Каким же должен быть ваш дом? Какими запахами, звуками и красками должен он быть наполнен? Какой социальный опыт вы хотите передать своим детям? Вот множество вопросов, ответы, на которые могут дать только родители.

Родительский дом, семья являются самыми главными в жизни человека. Это истоки, от которых начинается течение жизни человека. Нравственное начало, заложенное в семье, человек пронесет по всей жизни. Группы получают одинаковое задание: (Слайд 10)

Из радуги постройте дом,
Основу заложите в нем:
Любовь, радушье и добро.
В нем будет радостно, светло.

Выполните работу в "архитектурном бюро" и "постройте" дом, в котором ваш ребенок рос бы личностью гармонично развитой, радовал вас, смог стать успешным, смог избежать формирования негативных личностных качеств.

Рисунки выполняются на ватманских листах. Для работы над рисунком можно использовать краски, фломастеры, рисунки детей, цветную бумагу, вырезки из журналов и т.д.

После выполнения работы каждая группа представляет презентацию дома. В презентации каждого проекта нужно сделать акцент на звуках, запахах, красках дома и представить его: "В нашем доме есть..." "В нашем доме нет..."

В нашем доме есть: В нашем доме нет:
Родители и дети, бабушки и дедушки

Любовь и дружба

Добрые друзья

Взаимопомощь и уважение

Домашние животные

Интересные увлечения

Семейные традиции

Трудолюбие

Праздники

Вкусная еда

Уют и тепло

Сюрпризы и подарки

Грязи и паутины

Дыма сигарет

Алкоголя и пьянства

Ругани, брани, скандалов

Лжи и обмана

Рукоприкладства

Лени и безделия

В вашем доме могут быть лабиринты, которые помешают строить “дом из радуги”, - это курение, алкоголь, нецензурная брань, скандалы. Эти факторы могут повлиять на вашего ребенка и способствовать формированию негативного социального опыта.

Как найти выход из лабиринта вредных привычек? Родителям раздаются лабиринты, из которых они должны найти верный путь. (Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7)

Давайте вспомним, как эти проблемы решали две очень всеми любимые семьи (Слайды 11-14) (Возможные варианты ответов: совместное проведение свободного времени, совместный просмотр фильмов, спектаклей, занятия спортом, формирование семейных традиций, здоровый образ жизни)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Какой социальный опыт вы хотите передать своим детям?

Результаты фиксируются и сравниваются с результатами ответа на вопрос: Какой социальный опыт передали вам ваши родители?

Существует ли преемственность поколений в передаче социального опыта?

Повлияло ли время на содержание знаний, умений и навыков, которые родители передают своим детям?

Что можно отнести к вечным семейным ценностям? (Слайд 15)

(Предложить участникам собрания вместе спеть песню “Родительский дом”)

Домашнее задание: Учитель раздаёт родителям текст неоконченной сказки "Курилка и Физкультурка" и предлагает завершить её вместе с детьми с той целью, чтобы дети сделали сами свой осознанный выбор, с кем дружить: с полезными или вредными привычками. Законченные варианты сказок дети принесут в школу и зачитают их на уроке, где будут обсуждаться плохие и хорошие привычки. К тексту сказки учитель рекомендует выполнить иллюстрации. (Приложение 8)

Первоисточники и интернет-ресурсы.

  1. “Ответственные родители” - Учебно-методическое пособие для проведения родительских собраний по профилактике табакокурения, под редакцией Е.В. Будилиной, М. Всероссийская образовательная программа “Мой выбор”.
  2. Н.И. Дереклеева. Справочник классного руководителя, М., “Вако”, 2002.
  3. Настольная книга классного руководителя. Издание второе, Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2002
  4. http://dom.inforico.com.ua
  5. http://www.youtube.com/watch?v=Ztab8ahTfeY
  6. http://www.youtube.com/watch?v=DsdsjzQUrWA
  7. http://www.youtube.com/watch?v=xnEHuSI956o
  8. http://www.youtube.com/watch?v=Ztab8ahTfeY
  9. http://poigraem.my1.ru/index/0-52