Интегрированный урок "литературное чтение + изобразительное искусство" "Иллюстрирование сказа П.Бажова "Серебряное копытце"". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: формирование умений словесного и художественного изображения главных героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце».

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • обобщить знания детей о составных частях книги и её создателях;
    • продолжить работу над произведением: выявить глубину восприятия текста путём тестирования, формировать умение обучающихся давать характеристики главным героям, опираясь на текст;
    • способствовать расширению словарного запаса;
  • Развивающие:
    • способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения по ролям;
    • способствовать развитию творческих изобразительных умений при иллюстрировании сказа; коммуникативных способностей каждого обучающегося;
  • Воспитательные:
    • способствовать воспитанию трудолюбия, нравственных качеств: доброты, заботы друг о друге на примере литературных героев.

Оборудование: книга и учебник с произведением П. Бажова «Серебряное копытце», презентация Power Point с аудиозаписью сказа, раздаточный материал с пословицами, шаблоны главных героев, альбомные листы, фломастеры.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

– Сегодня нас ждёт интересный и необычный урок. Он построен на основе двух учебных предметов: литературного чтения и изобразительного искусства. (Приложение 1. Слайд 1)

II. Актуализация знаний

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, вспомните, что скоро самый волшебный праздник. Назовите этот праздник. (Новый год)
– Что в нём волшебного? Что происходит в эти дни?
– Действительно, в новогодние дни происходят чудеса, исполняются самые заветные мечты.
– Давайте вспомним, в каком произведении, с которым мы познакомились на прошлом уроке, произошло чудо.
– Кто автор этого сказа? (Слайд 2)

III. Сообщение темы, цели урока

– Сегодня мы продолжим работу над произведением Бажова «Серебряное копытце». (Слайд 3) И каждый из вас сегодня на уроке почувствует себя волшебником, который творит чудеса. А чудом будет изготовление книги «Серебряное копытце», ведь книга является самым хорошим подарком.

IV. Закрепление

1. Тест

– Насколько вы помните материал предыдущего урока и внимательны были при чтении произведения «Серебряное копытце» мы узнаем с помощью теста.

(Тест по произведению на слайдах 4-5, дети ставят только в ответах необходимую букву.)

1. Где родился П.Бажов?

а) в Сибири;
б) на Урале;
в) на Камчатке.

2. Кем работал Бажов, перед тем, как стать писателем?

а) учителем;
б) строителем;
в) каменщиком

3. Сколько лет было Дарёнке?

а) 8;
б) 6;
в) 7.

4. Из скольких веточек были рога у козлика?

а) 5;
б) 2;
в) 6.

5. На какой ноге у козлика серебряное копытце?

а) левая передняя;
б) правая передняя;
в) обе передние ноги.

6. Какое полное имя было у Дарёнки?

а) Дарья Григорьевна;
б) Дарёнка Григорьевна;
в) Даша Георгиевна.

6. Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном лужке?

а) зелёные;
б) фиолетовые;
в) голубые.

7. Чем сказ отличается от сказки?

а) реальным описанием жизни героев;
б) волшебными событиями;
в) составными частями.

2. Взаимопроверка теста

– Поменяйтесь работами. За правильный ответ – ставьте «+», не правильный – «–» (Слайд 6).
– Подсчитайте количество «+» и поставьте отметку. (Слайд 7)
– Молодцы. Я вижу, что вы хорошо знаете содержание сказа.

3. Работа с пословицами

– Вам необходимо расположить слова в правильном порядке и определить, к кому из главных героев подходит данная пословица или поговорка. (Группы получают деформированные пословицы и вывешивают их в правильном порядке на доске, объясняя, к какому главному герою она подходит.)

1. Землю красит солнце, а человека – труд.
2. Каких только чудес не бывает на свете.
3. Жизнь дана на добрые дела.
4. Пчела мала, да и та работает.

4. Беседа по тексту

– Охарактеризуйте самого взрослого главного героя – Кокованю, используя в подтверждение своих слов текст.
– Опишите характер девочки Дарёнки.
– Как вы думаете, почему Дарёнке так хотелось увидеть чудо – Серебряное копытце?
– Опишите внешний вид кошки Мурёнки. Можем ли мы сказать, что у неё есть свой характер? Подтвердите словами из текста.
– Как жили наши главные герои?
– Как вы думаете, почему с главными героями всё-таки произошло чудо – Дарёнка и Кокованя увидели Серебряное копытце?

5. Чтение по ролям

– Найдите отрывок – диалог Коковани и Дарёнки, в котором Кокованя описывает Серебряное копытце. Читаем этот отрывок по ролям и определяем, чьё чтение было лучшим и почему.

Физкультминутка (Слайд 8)

V. Иллюстрирование книги

1. Беседа

– Прежде, чем работать над иллюстрированием книги, вспомним её основные составляющие части. Назовите их (обложка, форзац, титульный лист, страницы).
Выставка книг Павла Бажова представлена вашему вниманию. (Слайд 9)
– Какую информацию содержит обложка?
– Какая информация содержится на титульном листе?
– Люди каких специальностей создают книги?
– Каждый из вас сейчас будет художником. Какая получится книга, зависит от вас. Вспомните мультфильм, который мы смотрели на прошлом уроке, включите всё своё воображение – тогда наша книга будет как чудо!

2. Самостоятельная работа

– У каждого из вас в мультифоре есть страница с текстом, который надо будет прочесть, а затем проиллюстрировать. Вам в помощь даны шаблоны, которыми вы можете воспользоваться. Помните, вы должны работать быстро и старательно. В работе вам поможет аудиозапись сказа. (Слайд 10)

3. Показ книги

– Проверим, какое общее чудо у нас получилось. (Выходят сначала дети I ряда, строятся в линеечку и показывают свои страницы, затем дети IIи III ряда, учитель собирает страницы по порядку)
– Я сейчас все эти страницы скреплю степлером, и у нас получилась книга.
Оказывается, чудеса на самом деле бывают.
– Как вы думаете, кому мы можем подарить нашу книгу в качестве подарка к Новому году? (Младшим детям в детский сад, школьную библиотеку)

VI. Домашнее задание

– Придумать историю, которая могла произойти между Серебряным копытцем и кошкой Мурёнкой. (Слайд 11)

VII. Итог урока

– Чему нас учит сказ Бажова?
– С какими людьми происходят чудеса?
– Какой вид работы на уроке понравился больше всего?
– Спасибо за урок. (Слайд 12) Я думаю, малыши будут рады такому подарку к новому году.