Тренинг для учителей "Конфликты и способы решения"

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


(Слайд №1)

Один философ сказал: “...тот, кто умеет управиться с конфликтами путем их признания и регуляции, берет под свой контроль ритм истории..." (Г.Дарендорф) (надпись на доске) (Слайд №2)

Ход занятия

1. Оформление визиток.

Каждый участник готовит себе визитку, пишет, как он хотел, чтоб его называли во время тренинга.

2. Игра – приветствие. (Слайд №3)

Все участники рассчитываются на 1, 2, 3, 4.

Участники с № 1 складывают руки так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

№ 2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны;

№ 3 – кладут левую руку на левое бедро, правую – на правое колено, локти согнутых рук отведены в стороны;

№ 4 – держат сложенные крест – накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны.

После того как все участники примут исходное положение, тренер предлагает им по определенному сигналу поздороваться как можно с большим количеством присутствующих, коснувшись друг друга локтями – привет!

3. Знакомство с целями и правилами тренинга. (Слайд №4)

Сейчас я хотела бы вам напомнить тему, и цели нашей сегодняшней встречи.

Целью тренинга является:

  • осознание причин, механизмов и разновидностей конфликтов;
  • освоение методов поиска решений в конфликте;
  • использование конфликтной ситуации для личного роста;
  • овладение приемами общения в конфликте;
  • освоение приемов предотвращения конфликтов с близкими, знакомыми и малознакомыми людьми в повседневном общении.

Правила работы в группе:

  • искренность в общении;
  • принцип активности;
  • каждый участник говорит за себя, от своего имени;
  • прислушаться друг к другу, не перебивать друг друга;
  • общение между всеми участниками и ведущим по: И.О. - вы, И.О - ты, И. - вы, И. - ты.

4. Упражнение “Руки” (Слайд №5)

Ведущий просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

(По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится).

Обсуждение:

  • что вы чувствовали?
  • как вы себя чувствуете?
  • какие ощущения у вас возникли при выполнения задания?

В ответ на (агрессию) раздражение мы подсознательно начинаем сопротивляться, т.е. раздражение рождает конфликт, агрессию.

Если мы настроены недружелюбно по отношению к другим, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.

(Слайд №6) Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Так как все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении).

Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны. При этом в конфликтных ситуациях мы ведем себя по- разному.

5. Упражнение “На мостике”. (Слайд №7)

Сейчас мы с вами сыграем в одну игру, представьте себе, что вы стоите на краю пропасти, а вам очень нужно перейти на другой берег по этому мостику, но на другом берегу стоит тоже человек, которому так же как и вам необходимо перебраться на другой берег.

Группа делится на две команды. С каждой команды выходят по 2 участника, которые расходятся в разные концы комнаты, между ними рисуется узкая дорожка.

Задача игроков – пройти как можно быстрее на другую сторону. Тот, кто заступился за дорожку, считается упавшим в пропасть.

Выполнение упражнения начинается по команде ведущего.

Обсуждение:

  • Как вы себя чувствовали?
  • Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?
  • В реальных ситуациях, вы предпочитаете уступить или добиться определённой цели?
  • Какого стиля общения придерживался каждый из участников?

6. Упражнение “Толкалки” (Слайд №8)

Эта игра всем нам знакома с детства. Суть её очень проста.

Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга, вытянув вперёд руки , оперитесь ладонями на ладони партнёра. Далее по моей команде ваша задача сдвинуть своего противника с места.

Проигрывает тот игрок, который сойдет с места или хотя бы незначительно изменит положение своих ступней. После нескольких раундах игроки меняются партнёрами.

Обсуждение:

  • Как вы себя чувствовали?
  • Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?
  • В реальных ситуациях, вы предпочитаете уступить или добиться определённой цели?
  • Какого стиля общения придерживался каждый из участников?

7. Упражнение “Я свой” (Слайд №9)

Все кроме водящего, встаём в круг и берёмся за руки. Стоять нужно на близком расстоянии друг от друга лицом снаружи. Ведущий остаётся вне круга, его задача - доказать, что он свой, и попасть внутрь круга.

Ведущий может использовать разные способы:

1. Попытаться уговорить двух наиболее доброжелательных к нему игроков;

2. Попробовать силой или хитростью ворваться в круг;

Но эта задача может оказаться слишком трудно решаемой для кого-то из ведущих.

(Нужно сказать, что в группе почти всегда находится один два человека, которые теряются, оказавшись лицом к лицу с группой людей, которых нужно убедить что- либо сделать. Таким участникам сложно начать выполнение упражнения. Важно, чтобы и ведущий и группа оказали незаметную помощь таким игрокам).

Ведущему нужно следить за тем, чтобы никто не оставался за кругом больше одной минуты, так как это может привести к отказу.

(Слайд №10) Есть определенный выход из конфликтной ситуации, так называемые:

“Пути решения конфликтов”:

  1. Прежде чем реагировать на действие другого лица необходимо выяснить:
  2. Почему данный человек поступил так, а не иначе.
  3. Побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на открытое обсуждение конфликтной ситуации.
  4. Создать условия для работы конфликтующим людям, чтобы они длительное
  5. время не контактировали друг с другом.
  6. Не злоупотреблять официальной властью.
  7. Предупреждать и устранять межличностные конфликты (многие конфликты можно избежать, если вовремя остановить, лучший вариант это извиниться).
  8. Уметь учитывать интересы друг друга.
  9. Воспринимать критику своих коллег.
  10. Проявлять вежливость, тактичность, уважение по отношению друг к другу.
  11. Дисциплинированность в работе.

Можно обойти конфликт, если ответить улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, то всегда приятно, с шуткой, улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй, остроумной шуткой).

(Слайд №11) В конфликте, когда человек переживает сильные отрицательные эмоции, появляются проблемы с их выражением: стресс, повышение голоса, сердцебиение, ускоренное дыхание, побледнение, грубые слова, которые унижают другого.

Есть два вида утверждений, которые можно использовать во время конфликтной ситуации. Одним из наиболее эффективных средств выражения своих эмоций, есть понимания своих чувств и способность об этом сказать своему сопернику. Такой способ называется “Я-утверждение”. Такое утверждение улучшают взаимоотношения, напротив “Ты-утверждение” подрывают их и ведут к углублению конфликта. Используя “я-утверждение” мы концентрируем свое внимание на том, что мы сами думаем или чувствуем в конфликтной ситуации, при этом мы не предъявляем обвинение и не осуждаем других людей.

8. Упражнение “Другими словами” (Слайд №12)

В этом упражнении вам предлагается поработать над неконструктивными установками в общении с другими людьми, которые зачастую приводят к возникновению или еще большему усугублению конфликта. Обычно нас раздражает, а порой и просто выводит из себя, когда другой человек говорит нам фразы типа: “Ты должен…”, “Это твоя обязанность…”, “С тобой невозможно разговаривать…”, “Ты безответственный человек” и т.п.

Эти и подобные высказывания приводят к возникновению барьеров общения, увеличению напряжения. Поэтому очень важно особенно в конфликтной ситуации, отслеживать неконструктивные установки в общении.

Сейчас я вам раздам листочки с высказываниями, ваша задача перефразировать ряд неконструктивных утверждений в конструктивные. Например, “Ты должен принести мне книгу”. (Я была бы рада, если бы ты принёс мне книгу).

  • “Он должен заботиться обо мне”. (“Мне хочется, чтобы он заботился обо мне”);
  • “Ты не должна была ходить на ту вечеринку”. (“Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку”);
  • “Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала!” (“Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны”);
  • “Ты должна была предвидеть возможные трудности”. (“Мне хотелось, чтоб ты предвидела возможные трудности”); “Меня обидели!” (“Я предпочла обидеться”);
  • “Меня заставили”. (“Я не сумела отказаться”);
  • “Он – упрямый осёл”. (“Я не смог убедить его”);
  • “Он меня унизил”. (“Мне было неприятно”);
  • “Прекрати меня злить!” (“Я начинаю злиться”);
  • “Ты должна мне дать программу, книгу” (“Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу”).

Обсуждение: просто – сложно перефразировать?

Вывод: Успешное решение любой конфликтной ситуации, неизбежно связано со способностью прощать.

Во всех конфликтных ситуациях каждый человек контролирует исключительно свои действия и не может контролировать действия, реакцию других. Если вы не прощаете своего обидчика, то вредите лишь самому себе. Вы можете принять решение извинить вашего обидчика независимо от того, примет он ваше прощение или нет.

Прощение означает, что вы “отпускаете” свой гнев и не собираетесь мстить.

Избежать конфликт также можно согласием, и ответить на выпад (оскорбление, обвинение) не противостоянием, что только усугубит конфликт, а согласием, при этом не отступая от своей позиции, например: “Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обязательства!” - “Иногда я выполняю свои обязанности, иногда мне приходится их нарушать”.

9. Упражнение “Айм Сори” (Слайд №13)

“Многих конфликтов можно избежать, если вовремя остановиться, так, например, в нашей культуре, для того чтобы не доводить дело до конфликта, принято извиняться. Один человек берет на себя роль виновного и просит извинения, а второй отвечает ему: “Ничего страшного”. Англичане поступают еще проще, они не выясняют, кто был виноват, - извиняются обе стороны. Например, если в магазине кто-то нечаянно задел кого-то и попросил извинения: “ай сорри”, он услышит в ответ: “айм сорри”. Первое “айм сорри” означает: “Простите, что я задел вас”, второе “айм сорри” - Простите, что я встал на дороге в тот момент, когда вы проходили”. Если же кто-то умышленно задевает другого, потому что у него плохое настроение, он снова услышит в ответ “сорри”, что означает: “Извините конфликта не будет” или “Я очень сожалею, что у вас плохое настроение, но мне совсем не хочется ругаться с вами”.

По команде тренера все начинают свободно перемещаться по аудитории, стараясь не задевать друг друга. По определенному сигналу, каждый участник находит себе пару и ладонью, локтем или плечом легонько дотрагивается до плеча партнера. Оба участника пары извиняются любым способом: “сори, извините пожалуйста, простите, сожалею о случившимся” или на любом другом языке в любой другой форме. И т..д. (фразы : “Ах, что вы. Это я вас задела” “Нет, нет, это вы меня извините”, “Ну, что вы, какой пустяк, это вы меня простите” -в данном случае неприемлемы)

Обсуждение:

  • Что вы чувствовали когда задевали других?
  • Что вы чувствовали когда вас задевали?
  • В каких жизненных ситуациях можно использовать данный прием?
  • Трудно ли вам было извиняться?

Вывод: мы извиняемся не потому, что сделали что-то не так, а потому, что мы выше конфликтов, которые происходят из-за пустяков, потому что мы уверенны в своем поведении. Мы извинились или высказали свое сожаление о том, что случилось, и забыли. Мы сделали все, чтобы избежать конфликта, который нам не нужен. Мы остались в хорошем настроении, потому что держали себя на высоте.

Пословица: “В любом конфликте виноват тот, кто умнее”

10. Упражнение “Согласие” (Слайд №14)

Развитие конфликта зачастую напоминает снежный ком. Небрежно брошенная фраза перерастает в ругань с личными оскорблениями, навешиванием ярлыков и т.п. Это создаёт практически непреодолимые барьеры в общении, которые гораздо легче предотвратить, нежели разрешить конфликт на стадии их возникновения. Но тем не менее есть техники, которые позволяют в некоторой степени смягчить напряженность ситуации даже в том случае, когда одна или обе из конфликтующих сторон теряют контроль над собой, над своими эмоциями и словами.

Одна из таких техник состоит в том, чтобы найти в словах партнёра что- то, с чем можно согласиться, и ответить на его выпад (оскорбление, обвинение, приказ) не противостоянием, что только усугубит конфликт, а согласием, при этом не отступая от своей позиции. Например:

1.“Ты совсем с ума сошла!” - “Иногда может показаться, что я действую не как обычные люди”;

2.“Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обязательства!” - “Иногда я выполняю свои обязанности, иногда мне приходится их нарушать”;

3.“Прекрати разговаривать со мной в таком тоне!” - “Бывает, что мой тон кажется обидным для собеседника”;

4.“На нашей работе по – настоящему работаю только я!” - Да, вы действительно тратите много времени и сил на работу”.

Упражнение выполняется в парах. Сначала один участник нападает, а второй пытается перевести диалог в мирное русло, затем они меняются местами.

Возможно, проводить упражнение и в общем круге, тогда на фразу – стимул даётся сразу несколько вариантов ответов, что расширяет репертуар реакций участников.

11. Упражнение “Стулья и их тяжелая судьба” (Слайд №15)

Для проведения упражнения потребуется довольно большая аудитория: все члены группы должны иметь возможность свободно перемещаться по ней, таская за собой стулья.

Все участники получают (распечатанную на бумаге) одну из трёх инструкций:

1. Поставьте все стулья в круг. У вас 10 минут.

2. Поставьте все стулья около двери. У вас на это 10 минут.

3. Поставьте все стулья около окна. У вас на это 10 минут.

Инструкции распределяются между членами группы поровну, каждой из них должна следовать треть группы.

Инструкция: Все вы получили инструкцию, которой должны придерживаться. При этом вы не должны показывать ее текст кому – то другому.

По сигналу ведущего участники начинают выполнять свои обязанности.

Обсуждение:

1. Какие чувства вы испытывали во время игры?

2. Ощущали ли вы, что со своим стулом можно делать все, что хотите?

3. Как устанавливали отношения с коллегами, у которых были свои намерения?

4. Было ли противостояние, если да, как оно разрешалось?

5. Какова была реакция на применение физической силы или моральное давление со стороны коллег?

6. Обединялись ли коллеги с одинаковыми инструкциями в одну команду? Можно ли выделить лидеров в таких командах?

7. Считали ли вы, что инструкцию нужно выполнить во что бы ни стало, несмотря на противодействие других сторон?

8. Как можно применить этот опыт в реальных жизненных ситуациях?

12. Упражнение “Плюсы и минусы конфликта” (Слайд №16)

На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности, можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы. Многие из нас конфликты рассматривают чаще всего как негативное явление, которое приводит к нарушению взаимоотношений и другим отрицательным последствиям. Но нельзя забывать, что преодоление кризисов, в том числе конфликтных ситуациях, зачастую позволяют перейти на новый этап взаимодействия с другими людьми, на новый уровень восприятия окружающего мира и себя в нём. И сейчас мы с вами убедимся в этом при выполнении упражнения.

Разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда, описывают негативные последствия конфликтов. На работу группам даётся 10 минут.

Далее каждая группа оглашает свой список, а ведущий фиксирует его на листе ватмана или доске. Если у команды соперников возникают вопросы и замечания, то они могут их озвучить, после того как команда полностью закончит свой ответ.

(Слайд №17 ) Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и потребностей одного человека.

  • Конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, целей...
  • Конфликт - состояние, которое возникает , когда стороны имеют несовместимые стремления
  • Конфликт - это проявление несогласования интересов, несогласие между сторонами, когда каждая стремится сделать так, чтобы было принято именно ее позицию.

Основой конфликтов является отличие в миропонимании, представлениях о добре и зле, нежелании поставить себя на место другого человека, преодолев свой эгоцентризм... Конфликты существуют в любых отношениях. Это случается потому, что люди разные и по-разному реагируют на ситуации. Вместо того, чтобы стараться решить проблему, люди начинают спорить.

Конфликты бывают: (Слайд №18 )

  • межличностные
  • между личностью и группой
  • внутри группы
  • межнациональные
  • межгосударственные

Стадии конфликта:

  1. Рост напряженности в отношениях
  2. Открытое противоборство
  3. Решение конфликта
  4. Завершение открытого противоборства
  5. Нас сегодня больше интересуют межличностные конфликты.
  6. Они могут протекать в форме:
    1. соперничества - старание к доминированию
    2. спора - расхождений по поводу нахождения наилучшего варианта решения общих проблем
    3. дискуссии - обсуждение спорного вопроса

Различают две стороны конфликта: конструктивные и деструктивные. (Слайд №19)

Конструктивные конфликты:

  • Конфликт вскрывает “слабое звено” в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта);
  • Конфликт даёт возможность увидеть скрытые отношения;
  • Конфликт даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
  • Конфликт- это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное;
  • Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации;
  • Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Деконструктивные конфликты:

  • Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
  • Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально- психологический климат;
  • Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений;
  • Представление о победителях или побежденных как о врагах;
  • Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

13. Рефлексия (Слайд №20)

Что было полезно, интересно для вас. Может вы что- то узнали нового о себе или о члене коллектива?

Что бы вы хотели изменить в тренинге, если будет такая же тема?

(Слайд №21) Есть такая притча. Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.

Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ из человека. Он задувал ему под ворот, у рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково”. И, действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью.

Спасибо за работу, всего хорошего!

Литература (Слайд №22)

  1. Авидон И. Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. "Речь" Санкт - Петербург, 2008;
  2. Агеева И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. "Речь" Санкт - Петербург, 2007;
  3. Авидон И. Гончукова О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. "Речь" Санкт - Петербург, 2007;
  4. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. "Владос" Москва, 2004;
  5. Фопель К. Групповая сплоченность. "Генезис" Москва, 2010;
  6. Монина Г.Б. Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. "Речь" Санкт - Петербург, 2007.