Развитие общих способностей, предпосылок одаренности, посредством интеграции разных видов деятельности и разных видов искусства в ЦИПРе на игровых сеансах по изобразительной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


“Рождая в мир человека, нужно, подобно художнику, с первых дней его жизни воплощать его неповторимое лицо”.
(К. С. Станиславский)

В дошкольном возрасте следует говорить о неких общих способностях, которые универсальны, и не связаны с какой-то специальной деятельностью. И главная педагогическая задача в период дошкольного детства – это развитие общих способностей детей. Внешнее окружение, воспитание и среда, в которой развивается ребенок, либо подавляют его способности, либо помогают раскрыться этим способностям.

В нашем центре развития педагоги склоняются к тому, что одаренность – это интегративное свойство личности. Совместно со всеми педагогами творческой группы разработана концепция работы с одаренными детьми. http:ds1958.mskobr. ru

Если у ребенка есть способности, то есть предпосылки одаренности, значит он способен в будущем достичь успехов во многих видах деятельности. И все зависит от того, какие условия были созданы в дошкольном возрасте для развития предпосылок общей одаренности, для разностороннего развития личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и предпочтений. Развивающую среду мы строим таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность ребенка с учетом его склонностей, интересов и уровня активности, чтобы она стимулировала познавательную, эмоциональную и двигательную деятельность детей. Организуем эту среду таким образом, чтобы каждый ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело или занятие. Ведь каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее реализуются возможности и способности каждого ребенка и его первые творческие проявления.

Такую активную работу наш педагогический коллектив, конечно же, начинает уже с раннего возраста в Центре игровой поддержки ребенка. Основными формами работы с ребенком и семьей являются индивидуальные и групповые игровые сеансы. Игровые сеансы по изобразительной деятельности способствуют развитию мелкой моторики, сенсорики, развитию речи, психическому развитию. Малыши путем экспериментирования с бумагой, красками, пластилином и тестом начинают чувствовать цвет, получать эмоциональное впечатление от деятельности. Особое внимание уделяется развитию у детей познавательных навыков, любознательности, общительности, активности, стимулирующих общее творческое развитие ребенка.

Образовательная деятельность построена на интеграции разных видов деятельности (игровой, театрализованной, продуктивной) и разных видов искусств (изобразительное искусство, музыка и литература), которые объединены общей темой. Это способствует формированию у малыша целостного восприятия окружающего мира, развитию самостоятельности и инициативности при поддержке индивидуальности и творческого потенциала каждого маленького ребенка, что является началом, истоком формирования предпосылок одаренности. Эмоциональная отзывчивость малыша активно развивается через приобщение к изобразительному искусству, музыке, литературе, народной культуре.

Игровые сеансы по изобразительной деятельности включают в себя слушание звуков природы и классической музыки, детский фольклор, игровые ситуации, театрализацию, пальчиковые игры и дыхательную гимнастику, сюрпризные моменты, различные игры и продуктивная деятельность. Хочу предложить авторские игровые сеансы в Центре игровой поддержки ребенка с детьми раннего возраста.

Игровой сеанс по изобразительной деятельности в Центре игровой поддержки ребенка (ранний возраст).

Тема: “Пальчик – гуляет, пальчик – танцует”.

Задачи: знакомить с материалами (бумага, краски); учить двигаться под музыку; развивать внимание; закреплять знания о цвете; учить оставлять следы с помощью пальчика и краски.

Оборудование и материалы: бумага А3 по количеству детей, пальчиковые краски; карандаши для игры по количеству детей и родителей; диски с музыкальными произведениями: А. Вивальди “Весна”, П. И. Чайковский “Русский танец” (отрывок); запись звуков природы – пение птичек.

Сценарий игрового сеанса:

Дети раннего возраста входят вместе с мамами в студию изобразительного творчества. Игра “Приветствие”

(Звучит музыка: звуки природы – пение птичек и А. Вивальди “Весна” – начало.)

Педагог: Мы с нашими детками ходим, гуляем вместе с мамами по улице. Топ-топ ходим по дорожкам, топ-топ.

(Дети с мамами гуляют под музыку.)

Педагог: Вот как хорошо гуляем с детками, а теперь отдыхаем и слушаем птичек.

(Звучит музыка: природы – пение птичек.)

Педагог: Отдохнули наши детки, а теперь потанцуем.

(Звучит музыка: П. И. Чайковский “Русский танец” (быстрая) и дети с мамами выполняют разные танцевальные движения, отражающие характер мелодии.)

Педагог: Какие молодцы! И погуляли и потанцевали, и птичек послушали. А сейчас будут наши пальчики гулять и танцевать. Но сначала мы сделаем зарядку для пальчиков.

(Мамы с детьми садятся на стульчики, педагог раздает толстые карандаши с гранями.)

Игра: “Мы катаем карандаш”.

Цель игры: развитие мелкой моторики, внимания

Мы катаем карандаш
Разминаем пальчики.
Ты цветной приятель наш –
Девочек и мальчиков.

Педагог: Какие молодцы наши пальчики. Ура! Теперь они могут гулять и танцевать на полянке.

Возьмите мамочку за ручку и садитесь за столы, там для ваших пальчиков готова полянка. А чтобы было видно, как и где гуляет и танцует ваш пальчик, мы окунем его в краску (показываю). А теперь пальчик начинает гулять и ходить по полянке медленно под музыку. Вот так! (показываю) А теперь вы попробуйте.

(Звучит та же музыка, что и в игре: А. Вивальди “Весна”.)

Педагог: Устал пальчик, отдыхает и слушает птичек. (Звуки природы – пение птиц.)

А теперь наш пальчик потанцует, он будет прыгать, скакать под быструю музыку! Вот так! (Музыка: П. И. Чайковский “Русский танец”.)

Педагог: Вот какой наш пальчик молодец! Устал пальчик, испачкался! Вытрем наш пальчик. А теперь можно и поиграть!

(Дети выбирают игрушки по интересам и играют.)

Игровой сеанс по изобразительной деятельности в Центре игровой поддержки ребенка (ранний возраст).

Тема: “Веселое солнышко”.

Задачи: продолжать знакомить с материалами (бумага, краски) и инструментами для рисования – ладошкой; закреплять знания о цвете; учить детей делать отпечатки всей ладонью по кругу, развивать мелкую моторику, память, учить внимательно слушать музыку и двигаться под музыку.

Оборудование и материалы: бумага А3 квадратной формы с кругом желтого цвета в центре, пальчиковые краски (желтая); широкие кисти или валики для нанесения краски; нарисованное солнышко; зеркальца по количеству родителей; диски с музыкальными произведениями “Звуки природы – журчание воды, пение птиц” + П. И. Чайковский, В. А. Моцарт – Концерт № 19 для фортепиано, А. Вивальди “Времена года – лето”

Сценарий игрового сеанса:

Дети раннего возраста входят вместе с мамами в студию изобразительного творчества.

Игра “Приветствие”.

(Звучит музыка: “Звуки природы – журчание воды, пение птиц” + П. И. Чайковский). В помещении находится большое, красивое солнышко.

Педагог: Посмотрите, что это? (Показываю на солнышко.)

Дети с мамами: Солнышко.

Педагог: А какого цвета наше солнышко?

Дети с мамами: Желтого.

Педагог:

Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату,
Мы захлопаем в ладошки:
Очень рады солнышку!

Ура! Солнышко! (Все дети, педагог и родители хлопают в ладоши.)

Педагог: А сейчас мы поиграем с солнышком. У солнышка есть веселые друзья – солнечные зайчики. Где же они?

(Родители берут приготовленные зеркальца, пускают солнечные зайчики, а детки их ловят. Педагог читает стихи под музыку В. А. Моцарта – Концерт № 19 для фортепиано.)

Игра: “Солнечные зайчики” (проводится в солнечную погоду).

Цель игры: развитие ловкости, внимания.

Солнечные зайчики
Играют на стене.
Поманю их пальчиком
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей!
Вон он, светленький кружок,
Вот – левей, а вот правей,
Убежал на потолок!

Педагог: Как весело играть с солнечными зайчиками! Посмотрите, какое у меня круглое, желтое солнышко, а лучиков нет! (Показываю.) Надо нарисовать солнышку лучики. Давайте посмотрим на свои пальчики. (Растопыриваем пальчики) Они как лучики! Поэтому лучики мы нарисуем ладошкой, а мамы нам помогут. Садитесь вместе со своими мамочками за стол. Вот наша краска. Она желтая как солнышко! (Родители раскрашивают ладошки детей широкой кистью или валиком и помогают детям ставить отпечатки всей ладонью вокруг желтого кружочка.)

Педагог: Вот какое красивое солнышко у всех получилось: желтое, с лучиками. Наши ладошки потрудились, испачкались, вытрем их и немного поиграем.

(Звучит музыка: А. Вивальди “Времена года – лето”.)

Педагог: Солнышко желтое, яркое нам будет светить, а детки будут играть!

(Свободные игры по интересам.)