Дидактический материал к разделу "Основы ритмики, хореографии, сценического движения". Программа ДОД "Школьный театр"

Разделы: Внеклассная работа


Вводное занятие. Искусство классического танца. Основы классического танца. Система классического танца. Художественные выразительные средства танца. Музыкальная грамота. Понятия: вступление, окончание музыкального произведения, музыкального отрывка.

Азбука музыкального движения. Положение партнеров в паре. Знакомство с понятиями: точки зала (сцены) 1-8. Круг, колонна, линия (шеренга). Правый и левый повороты, движения по ходу танца, по ходу часовой стрелки, интервал.

Темпы: быстро, медленно, умеренно.

Правила техники безопасности при выполнении элементов акробатики и сценических трюков.

1. Перестроение в указанные (геометрические) фигуры. Хлопки, ходьба, бег в заданном музыкальном ритме. Начало и окончание упражнения вместе с музыкальным сопровождением.

2. Элементы ритмической гимнастики. Повороты и наклоны головы. Поднятие и опускание плеч. Наклоны корпуса. Вращение кистей и рук. Перекат на полупальцах. Сочетание подъема на полупальцы с последующим приседанием по 6 позиции.

Партерный тренаж. Положение сидя. Наклоны вперед вытянув руки. Наклоны вперед соединив стопы. Наклоны в стороны на широкой растяжке.

Положение на спине, позвоночник всеми точками касается пола. Сокращение и вытягивание стопы по 6-й и 1-й позициям, лежа на спине, ноги вытянуты в коленях. Упражнения для развития мышц брюшного пресса и спины.

3. Элементы классического танца. Упражнения выполняются лицом к станку в стороны по 1-ой позиции. К концу учебного года – “крестом” Позиции ног 1-я – 3-я. Позиции рук 1-я – 3-я. Деми плие. Батман тандю. Батман тандю жете. Ронд де жамб пар терр. Батман релеве лент на 45гр. Гранд батман жете. Релеве лицом к станку. Па де бурре. Положение ноги сюр ле ку-де-пье (условно). Прыжки тамп соте по 1-ой позиции (условной). Шанжман де пье по 3-ей позиции (условно).

4. Танцевальные элементы. Поклон. Положение рук: опущены в низ, за платье, ладони на поясе, в кулачки, в общем круге, в парном танце.

Танцевальные шаги: простой (па марше), на высоких полупальцах, на пятках, с высоким подниманием колен, с подскоком, бег.

Танцевальные движения: боковой приставной шаг с выносом ноги на каблук, боковой галоп, притоп двойной, тройной, боковой шаг с ударом (“припляс”), “ножницы”, “маятник”, “ковырялочка”, “елочка”, “гармошка”, “вальсовая дорожка”.

5. Элементы сценической акробатики. Миксер. Пружина. Тележка. Гусиный шаг. Собачка. Кошка лезет под забор. Кувырок вперед. Кувырок назад. Кенгуру. Кузнечик. Лягушка.

Тренировочные упражнения разминки.

“Миксер”. Исходное положение: стоя, прямые руки со сжатыми кулаками вытянуты вперед. Вращаем кулаками на себя, работает запястье. Затем к вращению кулаками подключаем вращение локтями в ту же сторону. Работают запястья и локти. Далее присоединяем к запястьям и локтям плечевые суставы. Таким образом, три пары суставов – запястья, локти, плечи работают одновременно в одном направлении. Далее упражнение выполняется в том же порядке, но в противоположном направлении.

“Пружина”. Исходное положение: стоя, прямые руки вытянуты в стороны – вверх, ладони, находящиеся чуть выше плеч, смотрят вверх, пальцы натянуты. Ладони максимально далеко отводим назад пружинящими движениями.

Вариант. Наклониться вперед. Прямые руки за спиной собраны в “замок”. Пружинящими движениями отводим прямые руки вверх.

Кошка лезет под забор”. Исходное положение: встать на четвереньки. Зафиксировав ладони на месте, оттянуть корпус назад. Представим себе воображаемую щель под забором и попытаемся в нее пролезть. При этом нужно следить за тем, чтобы ладони и колени оставались на месте, а корпус перемещался как можно ближе к полу, но при этом не ложился на него. Упражнение заканчиваем прогибом спины, положив бедра на пол. Затем выполняем все в обратном порядке. Упражнение выполняется на 8 счетов. Для того чтобы усложнить упражнение, после каждого движения можно делать остановки, говоря “стоп”. В момент команды “стоп” выполняющий должен замереть в том положении, в котором его застала команда. Продолжительность этих остановок будет зависеть от физической подготовки детей.

“Тележка”. Упражнение выполняется в паре. Один – тележка, а другой – тот, кто ее везет. Тележка опирается на руки и подает свои ноги партнеру. Затем пара передвигается вокруг матов (тележка – на руках). При этом необходимо следить за тем, чтобы пальцы тележки смотрели по направлению движения. Пройдя круг, партнеры меняются ролями.

“Собачка”. Наклонить корпус вперед и опереться на руки так, чтобы руки и ноги оставались прямыми. В таком положении пройти вокруг дорожки из матов.

“Гусиный шаг”. Присесть, спина прямая, ладони лежат на затылке. В таком положении пройти вокруг дорожки из матов. Затем выполнить упражнение спиной по ходу движения.

Элементы акробатики.

“Кувырок вперед”. Выполняется на мате. Исходное положение: сгруппироваться – согнув колени, наклонить туловище вперед так, чтобы колени достали до плеч, голова находится между колен. Руки выпрямить, ладони положить на край мата. Затем, согнув локти и разгибая колени, переворачиваться через голову: последовательно положить на мат затылок, лопатки, поясницу. Если тело будет согнуто, получится мягкий перекат, а ученик, выполняющий кувырок, окажется сидящим на мате с согнутыми коленями. Впоследствии надо стараться выполнять упражнение так, чтобы голова не касалась пола.

“Кувырок назад”. Кувырок назад – сложное упражнение, поэтому необходимо, чтобы педагог умел выполнять его сам или хотя бы проконсультировался с учителем физкультуры. Подойти к мату, повернуться к нему спиной и принять положение группировки. Тело должно быть компактным: спина круглая, колени согнуты и прижаты к груди, голова опущена к коленям, подбородок прижат к груди, руки обнимают голени. Сохраняя исходное положение тела, необходимо опрокинуться на спину; последовательно приземляясь на таз, поясничную часть спины, лопатки. Если опрокидывание будет достаточно быстрым, а тело останется компактным, то туловище поднимется сначала над головой, а затем окажется за ней, таким образом, тело обязательно перевернется назад через голову. Здесь необходима помощь рук: надо отпустить голени и упереться ладонями в мат в тот момент, когда тело опирается на шею и затылок. Чтобы облегчить нагрузку на затылок, можно оттолкнуться от мата. Это позволит ребенку встать на стопы, а не на колени.

“Кузнечик”. Тоже название прыжка. Исходное положение: ноги на ширине плеч, корпус прямой, руки расслаблены, висят вдоль корпуса. Присесть, оттолкнуться двумя ногами и прыгнуть как можно дальше, При этом руки делают широкий мах так, что в прыжке тело вытягивается от кистей рук до пяток. Приземлиться также на две ноги. В этом упражнении важно избегать прогибов спины в момент прыжка. Тело должно быть натянуто как струна.

“Лягушка”. Исходное положение: согнув колени, наклонить туловище вперед так, чтобы колени достали до плеч, голову наклонить, руки вытянуть вперед по направлению движения Оттолкнувшись двумя ногами, прыгнуть на руки так, чтобы ноги опустились позже, и оказаться в исходном положении. Основные ошибки при выполнении упражнения: толчок ногами может быть слишком сильным, в результате чего выполняющий упражнение может упасть вперед; упор руками может быть слишком слабым, это повлечет падение на колени.

“Каскад”. Упражнения “Кенгуру”, “Кузнечик” и “Лягушка” являются подготовительными к выполнению “Каскада”. Так называется сочетание прыжка вперед-вверх и обычного акробатического кувырка. Техника его состоит из трех последовательных движений: отталкивания, полета и приземления с кувырком.

Положите один на другой четыре мата, за ними вплотную еще один мат. Разбежавшись, надо оттолкнуться одновременно двумя ногами в направлении вперед-вверх; в полете выпрямить ноги, наклонить голову и туловище; приземлиться на руки. В этот момент сгруппироваться, сделать кувырок и подняться. После приземления и группировки необходимо остановить инерцию движения вперед, т. е. опереться на руки.

Чтобы сделать упражнение правильно, необходимо научиться отталкиваться двумя ногами. После отталкивания и полета надо опустить вниз руки и плечи. При приземлении руки должны коснуться пола раньше ног, тогда, согнув локти, можно удобно опуститься на лопатки (а не на затылок и шею) и безопасно перевернуться.

“Каскад” нужен актеру не только как упражнение на координацию, помогающее преодолеть страх перед прыжком. Он применяется в различных приемах борьбы без оружия. В технике “Каскада” есть следующие опасные моменты: если делать его медленно и недостаточно высоко подпрыгнуть, можно упасть плашмя, или, оказавшись в вертикальном положении вниз головой, опуститься не на руки, а на шею или другую часть тела. Если же сильно оттолкнуться, можно упасть не на руки, а на спину, что довольно опасно. Отработка оптимальной скорости крайне необходима в данном упражнении. Достигается она только с помощью тренажа – повтора. Убедившись, что техника верна, надо убрать верхний мат, затем второй и третий. Далее следует начать увеличивать амплитуду каскада, для этого поставить какое-то препятствие, например скамейку или стул, чтобы увеличить продолжительность полета в длину и высоту.

Сценические падения.

“Падение вперед согнувшись”. Исходное положение: стопы стоят параллельно друг друга, руки подняты вверх, пальцы сцеплены. Исполнитель ударяет сам себя в живот.

Последовательность падения: в момент удара сгибается вперед, приподымаясь на носки, слегка согнув колени. В этом положении поворачивает правую стопу пяткой наружу и, наклоняя голову и плечи вперед начинает падать, расслабляя тело так, чтобы на мат последовательно легли наружная сторона правой голени, правая сторона бедра, правый бок, голова. В момент падения руки отводятся влево.

“Падение назад через спину”. Исходное положение: исполнитель стоит спиной к мату, ставя левую стопу на край мата, носок развернут налево.

Последовательность падения: перенеся вес тела на левую ногу и приподняв правую вперед – вверх, поднимает вверх прямые напряженные руки, а подбородок прижимает к груди. Опирается на наружный край левой стопы, наклоняет голову вперед и, постепенно сгибая колено и расслабляя мышцы левой ноги, приземляется на мат наружной частью левой голени, затем левой стороной бедра и боком, так чтобы не удариться крестцом. При этом поднятые руки должны оставаться в таком положении до конца приземления. Как только левое плечо коснется мата, правая нога ложиться на пол и исполнитель мгновенно переворачивается на спину. Руки, расслабляясь, ложатся тыльной стороной кисти на пол и одновременно мягко опускаются на затылок. Важно чтобы правая нога, создающая противовес падающему телу, опустилась, как только легли плечи.