Занятие "Путешествие по тундре"

Разделы: Внеклассная работа, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: формирование целостного взгляда о растительном и животном мире тундры и участие человека в ее изучении и сохранении жизни на ней.

Задачи:

  • Познакомить обучающихся с особенностями растительного и животного мира тундры.
  • Расширить представление о деятельности людей по охране природы.
  • Воспитывать любовь к окружающему миру.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие по тундре.

Скажите, пожалуйста, что вы знаете о тундре (проверка домашнего задания, мини-сочинений «Что я знаю о тундре»)

На Севере России, в Сибири, раскинулись тундровые просторы трех полуостровов: Ямальского, Гыданского и Тазовского. Их омывают воды Обской губы и Карского моря.

Слово «тундра» произошло от финского «тунтури», что значит «безлесная равнина».

Слайд «Тундра»

Чтобы отправится в путешествие нам необходимо выбрать вид транспорта. Как вы думаете, на каком транспорте легче путешествовать по тундре?

Сначала полетим на вертолете и посмотрим на тундру с высоты.

Слайд «Вертолет над тундрой»

Звучит стихотворение о вертолете.

Чтец:

Мы глядим во все глаза:
Из металла – стрекоза!
У нее забавный вид:
На спине не крылья – винт:
Как невиданный цветок,
лопасть-это лепесток.
Вот цветок из лопастей
Закрутился. Все быстрей,
Превращаясь в светлый круг!
«Стрекоза» качнулась вдруг
И взлетела в небеса!
Вот какие чудеса!
Начинается полет.
До свиданья, вертолет!
Прокопий Явтысый

II. Основная часть.

Теперь необходимо определить наш маршрут. (Работа с картой) В какой части планеты расположена тундра? Назовите, где мы находимся.

Слайд «Карта России». 

Тундровая зона простирается на севере нашей страны непрерывной полосой от Кольского полуострова до Чукотки. Южная граница тундровой зоны совпадает с полярным кругом. В Восточной Сибири она резко отодвинута к северу, а на крайнем востоке, напротив, спускается далеко к югу, доходя до побережья Охотского моря. В соответствии с особенностями рельефа и почвы различают тундры болотистые, песчаные, каменистые, равнинные, горные.

Звучит песня «Увезу тебя я в тундру»

Внимание, внизу стойбище оленей. А вот и чум.

Давайте мы с вами выберем место для посадки.

Природа тундры разнообразна, красива, поэтому мы должны гордиться нашим Ямалом.

Слайд «Растения тундры»

Климат тундры суровый: зима длится 6-8 месяцев, часты морозы, доходящие до -500 С, сильные холодные ветры, переходящие в снежные бури. Лето в тундре короткое и холодное. Заморозки бывают даже в самый разгар лета, а снег ложится иногда уже в августе.

Из-за сурового климата в тундре обитает сравнительно мало видов растений и животных.

Слайд «Отличия растений тундры»

Чем отличаются растения тундры от обычных растений?

Отличие тундровых растений от обычных:

  • короткие корни, т.к. многолетняя мерзлота;
  • растения низкорослые, т.к. сильные ветры;
  • многие стелются по земле, т.к. у поверхности земля теплее;
  • короткий период цветения и созревания плодов, поэтому растения тундры долгую зиму переносят либо в семенах, либо вообще не замерзая;
  • мелкие листья.

Слайд «Ребусы»

Задание: «Отгадай ребусы»

Слайд «Животные тундры»

А теперь пересядем на оленьи упряжки.

Чтец:

Эй, беги, беги, олень,
Через тундру веселей!
Пусто горит весенний день
Ярким солнцем, эйя-эй! Хэй! Хэй!

Куропатка. Улетай
С нашей тропки поскорей!
В заполярный едем край,
Едем быстро, эйя-эй! Хэй! Хэй!

Едем мы уже полдня.
У меня в руке хорей.
Гость на нарте у меня-
В сердце радость, эйя-эй! Хэй! Хэй!

(Повторяя за педагогом, дети выполняют физкультминутку )

Слайд «Загадки о животных»

Всю зиму до самого лета
В наряд белоснежный одета.
Глаза, как зеленые блюдца,
Не плачут и не смеются.
При солнце таится и спит,
Во тьме на охоту летит (сова).

По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове.
Рогами защищается-
От врагов спасется (олень).

Ночью очень чутко спит,
Оленье стадо сторожит,
Волков отгоняет
И на охоте помогает (собака).

Кто в жестокую пургу
Роет норку в снегу,
В снежок зарывается,
От холода спасается? (куропатка).

Слайд «Угадай кто это»

Задания для определения зверей по описанию.

  1. Эти животные – обитатели Крайнего Севера. Живут они по берегам Ледовитого океана, на его островах и огромных пространствах океана, покрытые льдами. Масса достигает 700 кг, а длина туловища превышает порой 205 м. Питаются они главным образом тюленями, ловят и рыбу (белый медведь).
  2. Серые небольшие мышевидные грызуны. Окраска у некоторых из них желтоватая с темными и светлыми пятнами. Очень интересно они проводят свой день. Один час кормятся, два часа спят. Ими питаются многие животные тундры (лемминги).
  3. За бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенную реакцию в народе ее прозвали «пернатой кошкой». Как и кошки, питается грызунами. В тундре таким является лемминг. Отличается от своей лесной сестры окраской перьев: они у нее белого цвета.
    Размах крыльев – до 160 см, вес – 2,5 кг. Нападает на куропаток и даже ловит рыбу (сова).
  4. Одно из немногих животных способных переносить сильные морозы и снежные ураганы. У него очень плотная шерсть на подошвах, особенная густая зимой. Очень острое обоняние помогает ему находить мелких зверьков даже под толстым слоем снега толщиной более 3-х метров. Белая шерсть делает его незаметным на снегу (песец).
  5. Это удивительно красивая птица: совершенно белая с черными концами крыльев, красным клювом и красными ногами. Гнездится только в России и только в двух местах – в тундре на севере Якутии и на болотах в низовьях Оби (стерх или белый журавль).

Педагог читает, а дети угадывают о ком идет речь. При отгадке проектируется фото животного.

Слайд «Экологическая страничка»

Ребята, пока мы с вами путешествовали по тундре, вы заметили, что там, где были люди, осталось много мусора: это и бутылки, вышедшая из строя техника, бочки из-под топлива и другое. То есть одним словом можно сказать, что тундра в опасности, ее нужно спасти.

Для того, чтобы спасти ее, вы должны знать главные беды тундры, знаете ли вы их?

Дети перечисляют беды.

  • От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают. Для их восстановления потребуются годы.
  • На многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое.
  • Местность загрязняется нефтью во время ее добычи.
  • Большой вред животному миру тундры наносит и незаконная охота – браконьерство.

Знать проблемы мало, надо уметь их решать. Какой путь вы выбираете?

Рисование рисунка – плаката в защиту тундры.

Защита плаката

III. Подведение итогов занятия.

Вопросы для повторения:

  • Как переводится слово тундра?
  • Покажите на карте России тундровую зону.
  • С какими животными тундры вы познакомились?
  • Чем отличаются растения тундры от других растений?
  • Какие опасности грозят для тундры?
  • Чем мы можем помочь тундре в ее беде?

Педагог: Итак, наше путешествие закончилось. Сегодняшнее занятие хочется закончить словами местного поэта Леонида Лапцуя.

Будь милостив к природе, человек!
Берешь – бери не более чем нужно.
Тогда и звери свой клыкастый век
С тобой, разумным, скоротают дружбе.
Подарите потомкам землю,
Непорочную, как вначале.

IV. Релаксация.

Педагог предлагает детям проанализировать свое настроение. На выходе висит картина: на одной половине нарисовано солнышко – день, на второй половинке нарисованы луна и звезды – ночь. Уходя, каждый воспитанник должен наклеить на ватман человечков:

  • если настроение веселое, приклеивают на ту сторону, где день;
  • если грустное, то где ночь.