Интегрированная компьютерная интеллектуальная игра "Хочу все знать!"

Разделы: Химия, Биология, География, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Интеллектуальная игра направлена на развитие в детях познавательных интересов, тесно связывается с учебным процессом. Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Чтобы формировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

Интеллектуальная игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. Интеллектуальная игра - одна из форм досуговой деятельности, оказывающей на человека определенное просветительное и воспитательное влияние. Игра – это коллективная форма воспитания, формирует чувство ответственности, внедряет демократические принципы.

Цели интеллектуальных игр:

  1. Поднять престиж знаний, способствовать интеллектуальному развитию личности.
  2. Воспитывать личность через развитие интереса к знаниям и разнообразные интеллектуальные игры.

Задачи:

  1. Формирование приемов умственных действий.
  2. Развитие образного и логического мышления.
  3. Развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и конструктивных умений.
  4. Развитие речи.
  5. Формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения.

Педагогический эффект игры заключается в следующем:

  1. Игра моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности.
  2. Создает условия для взаимодействия и взаимопомощи.
  3. Сплачивает, рождает, хотя и временную, общность.
  4. В кругу игры законы и нормы повседневной жизни не берутся в расчет.
  5. Игра, хотя осуществляется в рамках правил, создает простор для фантазии, импровизации.
  6. Игра полностью отвечает принципу единства познания и реакции. Наряду с удовольствием, наслаждением от самой игры, человек получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других.
  7. В игре можно проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения.
  8. Особенную пользу игра приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация.
  9. При формировании команд необходимо учитывать уровень учащихся внутри группы и между ними, чтобы распределить равномерность сил.

У игры свои правила, в ее финале должен выявиться победитель, и интеллектуальная игра не исключение. Но необходимо сделать так, чтобы финал был увенчан максимальной концентрацией положительной энергии. Это будет стимулом для дальнейшего изучения предмета и первым шагом к началу следующей игры. Нужно постараться, чтобы большинство участников игры были отмечены поощрительными призами, дипломами.

Привожу пример такой интеллектуальной игры. Особенность её в том, что она интегрирует три предмета: географию, химию, биологию и проводится с использованием мультимедийного проектора.

Цели: Повысить познавательный интерес к изучению географии, биологии, химии, расширить общий кругозор обучающихся, научить учащихся пользоваться химией как средством получения знаний по другим учебным предметам, подчеркнуть значение знаний в повседневной жизни, способствовать развитию интереса к предметам, создавать ситуацию успеха у обучающихся.

Компьютерная интеллектуальная игра может проводиться между командами и отдельными игроками, даже индивидуально – один на один с компьютером. Игра состоит из 5 блоков – тем: «Элементы», «Загадки», «Факты», «Мир камней», «Вещества».

Правила для командной игры: Команды ходят по очереди. Команда называет тему и выбирает вопрос, указывая количество баллов. Ведущий открывает вопрос. Вопрос обсуждается в течение 1 минуты. Дается ответ, который вскрывается ведущим. Если правильный ответ, команда получает соответствующее количество баллов, если неправильный – с команды снимается это же количество баллов. Игра заканчивается, когда заканчиваются все темы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Правила индивидуальной игры: Игрок сам выбирает темы, вопросы, наводя мышку на количество баллов. Открывается вопрос. Игроком выбирается ответ. Открывается слайд с результатом. Игрок сам подсчитывает свои баллы.

Темы и вопросы для игры.

Элементы

  1. 24 солдатика были совершенно одинаковыми, а 25 солдатик был одноногий. Его отливали последним, и металла немного не хватило. Какого металла не хватило? (Серебро, олово, золото)
  2. Живая материя содержит сотые доли процента этого элемента, но они исключительно важны. Так как он входит в состав хлорофилла – зелёного пигмента растений, первичного приёмника солнечной энергии. С поглощением света хлорофиллом начинается один из важнейших природных процессов – фотосинтез. (Магний, кальций, цинк)
  3. Это серебристо-белый лёгкий, мягкий металл. Его соли окрашивают пламя в карминово-красный цвет, что сделало их одной из добавок в пиротехнические составы. Красные гроздья праздничных салютов, тревожный огонь сигнальных ракет, следы, прочерчиваемые в небе трассирующими пулями – всё это «росчерк» соединений этого металла – «металла красных огней» - так назвал его академик А. Ферсман. (Алюминий, стронций, серебро).
  4. Ядовиты все растворимые соли этого элемента. При хроническом отравлении малыми добавками солей больной испытывает слабость, расстройство сердечной деятельности. У него воспаляются слизистые оболочки, происходит выпадение волос. (Радий, кадмий, барий)
  5. Многие морские беспозвоночные служат концентраторами его. Особенно богата им устрица, в которой содержание его достигает 0,7% (в сухом веществе). Из наземных растений его много в грибах: лисичках и маслятах. Недостаток его в почве приводит к замедлению роста растений. (Кальций, натрий, цинк)
  6. Она участвует в круговороте веществ. Имеются микроорганизмы, потребляющие её для питания. Дальше от бактерий к водорослям, от водорослей к моллюскам, травоядным рыбам, хищным рыбам, рыбам, мигрирующим из рек и озер в моря и океаны. Высокое её содержание было обнаружено в промысловых рыбах – морском лососе и океаническом тунце. Был наложен запрет на потребление их в пищу. (Ртуть, сурьма, платина).

Мир камней.

  1. Единственный драгоценный камень, состоящий из одного элемента. Это кристаллический углерод. Название, возможно, происходит от греч. «адамас» (непобедимый, непреодолимый) или от арабского «ал-мас» (персидское «элма») — очень твердый. Назовите этот камень. (Изумруд, рубин, алмаз)
  2. Наиболее ценная и лучше других изученная разновидность берилла. Используется в ювелирном деле с античности. Этот камень стал камнем-талисманом мусульман. В Европу его привезли арабы. Его называли «перуанским камнем». (Изумруд, аметист, корунд).
  3. Минерал, драгоценный камень, разновидность берилла. Это талисман верной любви, оберегающий дружбу и сохраняющий справедливость. Когда-то считалось, что он укрепляет сердце, помогает при заболеваниях легких, кожи и нервной системы. (Рубин, сапфир, аквамарин).
  4. Драгоценная разновидность корунда Al2O3. Синий цвет природного камня обусловлен присутствием железа в двух- и трехвалентной форме, желтый — примесью трехвалентного железа, оранжевый — главным образом примесью хрома, в фиолетовом присутствуют железо, хром и иногда титан. (Аквамарин, сапфир, аметист).
  5. Разновидность кварца. Цвет обусловлен структурной примесью Fe. В Китае из светлых камней вырезали флаконы и мелкие шкатулки. В Древней Греции и Риме из него вырезали геммы, печатки и мелкие изделия. В средние века он высоко ценился на Востоке и в Европе, где считался предпочтительным для украшений предметов церковного обихода и одежды священников. (Рубин, аметист, изумруд).
  6. Этот камень считался чрезвычайно счастливым и оздоравливающим камнем. Во время Великой Отечественной войны его использовали для лечения раненых по методу доктора Брагиной. При этом улучшался состав крови, быстро снижалась температура, ликвидировались отёки, ускорялось заживление ран. (Сердолик, кварц)

Загадки.

Два животных дружат так,
Что в честь их назвали знак.
Неметалл он, сероват;
Крыс, мышей морить мастак.
Стоматологи у нас
Очень ценят этот знак. (Мышьяк, сурьма, ртуть).

Смог снаружи показать
Электронов целых пять.
И судьбою не обижен,
Аллотропии привычен:
Красный, белый, чёрный цвет,
В рыбе главный элемент. (Фосфор, кальций, железо).

Металл сей знаменит,
Он людям известь дал.
И что здесь говорить –
Активнейший металл. (Магний, кальций, натрий).

В живых клетках и глубинах
Жизнь даёт гемоглобину.
Мужественный он металл,
Но в побочной группе сам.
А особо гордость личная –
Из него же сталь отличная! (Железо, кальций).

Без него мы жить не можем,
Он всегда нам всем поможет.
Он находится везде –
И на суше и в воде.
Кто же скажет мне из вас,

Как зовётся этот газ? (Водород, азот, кислород).

Металл тяжёлый, и тем хорош,
Что его рентгеном не возьмёшь.
Лучи умеет поглощать,
Людей здоровье защищать. (Магний, свинец, медь).

Вещества.

  1. Самое удивительное, самое распространённое, самое необходимое вещество. Самый ценный минерал на планете, без которого невозможна жизнь. По-латински – «аква», по-гречески – «гидро». Как называется это вещество? (Оксид железа, вода, углекислый газ).
  2. Эти химические соединения – химическая основа современной промышленности строительных материалов. Они входят в состав извести, цемента, бетона. А с «малотоннажного» применения этих соединений каждый начинает свой день. Основу наших зубов также они составляют. Из них состоит скорлупа яиц. Морские организмы строят свой скелет из этого соединения. (Карбонат кальция, силикат натрия, сульфат железа).
  3. Какое из полезных ископаемых называют съедобным минералом? (Хлорид калия, хлорид натрия, карбонат натрия).
  4. Её применяют для производства минеральных удобрений, в металлургии, для очистки нефтепродуктов, в производстве моющих средств, взрывчатых веществ, лекарств, солей, эмали и красок, искусственного шелка, в качестве электролита для свинцовых аккумуляторов. (Азотная кислота, соляная кислота, серная кислота).
  5. Это бесцветный газ с резким запахом, который нельзя вдыхать продолжительное время, так как он ядовит. При его испарении из окружающей среды поглощается много тепла, поэтому его применяют в холодильных установках. Водный раствор его используют в медицине. (Аммиак, сероводород, оксид азота).
  6. Это бесцветный газ, тяжелее воздуха, хорошо растворим в воде. Раствор его в воде – бесцветная, дымящаяся на воздухе жидкость несколько тяжелее воды. У людей и животных она содержится в желудочном соке, создавая барьер для микробов, попадающих в желудок, способствует перевариванию пищи. (Аммиак, сероводород, хлороводород, оксид азота).

Факты

  1. Минерал, встречающийся не часто. Из него делают украшения, посуду, деньги. Издревле применяют для получения «святой воды». Такую воду пьют на больших океанских кораблях, в космосе космонавты. Малиновый звон колоколов достигается добавкой его в колокольную медь. Мы встречаемся с ним каждый день, глядя в зеркало. (Золото, медь, серебро).
  2. Камень плодородия, в котором находится очень ценное вещество – фосфат. На химических заводах размалывают и получают фосфоритную муку. Её рассыпают в поле и земля даёт в три раза больше хлеба, яблок, винограда, арбузов. В нашей стране добывают на Кольском полуострове. Как называется горная порода? (Галенит, апатит, фосфорит).
  3. Все вы знаете, что лён – растение, волокна которого используются для изготовления прочных тканей. А что называют «горным льном»? Это силикат, не содержащий алюминия. Из него изготавливают огнестойкие ткани, картон, фильтры, брезенты, защитные костюмы (для пожарных), бумагу, строительные материалы (например, шифер) и др.. (Кремнезем, силикагель, асбест).
  4. Оно служит людям с незапамятных времён. Топоры, копья, щиты, лопаты, кольчуги, гвозди – всё это из него. Из него варят чугун и сталь. Было время, когда он считался редким. В египетских гробницах находили золотые украшения, украшенные его кусочками. Но постепенно люди научились отыскивать его на земле. Как называется горная порода? (Боксит, железняк, апатит).
  5. Это аллотропная модификация одного из газов. Это газ бледно-фиолетового цвета с сильным запахом. Применяют его для обеззараживания питьевой воды. Его слой защищает жизнь на Земле от ультрафиолетовых лучей Солнца. В природе он образуется при электрических разрядах или окислении органических смолистых веществ. Примесь его в воздухе даёт ощущение приятной свежести, которое можно почувствовать во время грозы. Он содержится в воздухе сосновых лесов и морского побережья. (Азот, кислород, озон).
  6. В переводе с греческого – «безжизненный», хотя без него жизнь на Земле вообще бы не существовала. Он обязательно входит в состав белка, из которого состоит всё живое. Назовите этот химический элемент. (Азот, углерод, кальций).

Подведение итогов игры.

Подсчёт баллов. Награждение.

Дорогие ребята! Благодарю вас всех за активное участие в проведении игры.