Здоровьесберегающие логопедические технологии в работе с дошкольниками

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Экономические, экологические, социальные процессы, напряженный характер современной жизни оказывают негативное влияние на здоровье населения, создают усложненные условия развития и функционирования детей.

По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только 15 % детей рождаются здоровыми, у остальных отмечаются те или иные патологии.

Насущная проблема современной коррекционной педагогики (сохранение физического и психологического здоровья детей с нарушениями речи, нормализация двигательной активности и гиподинамии, коррекция недостатков просодической, эмоциональной стороны речи и успешная социализация детей с дефектами речи) поставила передо мной задачу поиска комплексной системы, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его психофизического здоровья.

Успешная коррекционно-логопедическая работа и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга, они взаимосвязаны, т.к. хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей.

Мои наблюдения показали, что работоспособность, качество усвоение учебной программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья ребенка.

Раскрывая понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии», считаю важным подчеркнуть, что речь идет не о какой - то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранении его здоровья.

Я хотела бы сегодня раскрыть основные здоровьесберегающие технологии логопедического направления, которые могут использовать в своей работе воспитатели, потому что оно является ведущим.

Упражнения на развитие мелкой моторики.

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук была подтверждена связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности движений рук.

В научно-методической литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рожденственская), с дизартрией (Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова), с заиканием (Л.И.Белякова, Н.А. Рычкова).

Профессиональная пальчиковая гимнастика очень полезна, разнотипна, но скучна для детей. Особый интерес у детей вызывает пальчиковый игротренинг, где педагоги используют мозаику, пластилин, семена, мелкие орешки, камешки, шестигранный карандаш, круглые аптечные резиночки, веревочки, спички, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки.

Практика показывает, что в настоящее время в основном используются традиционные приемы для развития тонких движений пальцев рук (упражнения на их сгибание и разгибание, сжимание кулачков и лишь изредка на растяжение и почти никогда на расслабление, способствующие дополнительному повышению тонуса пальцев рук). Недостаточно используются игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными движениями развивают резервные возможности головного мозга.

Упражнение на расслабление мышц рук.

«Кулачки».

Для расслабления мышц рук детям предлагается с силой сжать кулачки и подержать их в таком состоянии, затем разжать их и дать почувствовать это состояние.

Руки на столе,
Кулачки сжаты,
Крепко с напряжением
Пальчики прижаты.
Пальчики сильней
Сжимаем -
Отпускаем, разжимаем.
Знайте девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики.

Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж и самомассаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Существуют следующие приемы массажа или самомассажа: легкие прикосновения, давление, поглаживание и постукивание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. При проведении массажа и самомассажа часто применяют мягкие щетки, мячи массажеры, сухие бассейны, песок, крупу, рисование с помощью пальцев рук или ног (пуантизм).

В практике используют три комплекса самомассажа рук: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук.

1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

Кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Ребром ладони правой руки имитировать « пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони. То же – для другой руки.

2. Самомассаж ладоней.

Фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки, затем поменять руки.

3. Самомассаж пальцев рук.

«Теплые ручки» растирать и разминать пальцы рук от кончиков пальцев и обратно.

Высокой эффективностью и простотой обладает Су-Джок терапия. Применение Су-Джок терапии может сохранить здоровье.

В Су-Джок терапии хорошо зарекомендовали себя различные инструменты: массажные кольца, роликовые массажеры, комбинированные массажеры, массажные шарики.

Использование данных инструментов для массажа одновременно с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию грамматического строя речи способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для целенаправленной оптимальной речевой работы с ребенком.

Дети поочередно надевают на каждый палец эластичное массажное кольцо и прокатывают по нему, при этом проговаривая потешку или стихотворение пальчиковой гимнастики.

При проведении игр по развитию лексико- грамматических категорий «Один - много», «Один, два, три, четыре, пять», «Скажи ласково», «Скажи наоборот» и.д. педагог может воспользоваться роликовым массажором. Во время ответа ребенка педагог прокатывает роликовым массажером по ладошке малыша.

Особое внимание необходимо уделять дыхательным упражнениям, которые улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, элиминируют многие соматические нарушения, снимают стрессы, способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом.

Существуют следующие дыхательные упражнения:

  • для воспитания навыков правильного полного вдоха;
  • для воспитания навыков правильного полного выдоха;
  • для воспитания навыков выдоха со звуком и слогом;
  • для формирования навыков носового дыхания.

Технику дыхательных упражнений стоит осваивать в положении лежа, сидя на стуле, стоя, в движении.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Дыхательные упражнения можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений для глаз и языка.

Дыхательное упражнение в сочетании с упражнением для глаз.

Закройте глаза. Вдох, открыть глаза, выдохнуть закрыть глаза. Продолжать, вдыхая при свете, выдыхая в темноте.

Дыхательное упражнение в сочетании с упражнением для языка.

«Фокус». Рот приоткрыть, язык чашечкой высунуть вперёд и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

Эффективным приемом является подключение к дыхательным упражнениям аудиальной, визуальной и сенсорных систем: во время дыхательных упражнений прослушивать музыку, «надувать» цветные шарики в животе; « выдыхать» солнечный свет и золотистую энергию.

Произнесение звуков при выдохе имеет различное функциональное назначение. Так, пропевание звука « А-А-А» на выдохе необходимо для снятия стресса; «И-И-И» – для улучшения работы сердца; «Н-Н-Н» – для проверки энергетической проходимости всех отделов позвоночника.

Для формирования артикуляционных укладов, а также различных мышц речевого аппарата используется традиционная артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции.

Ежедневные занятия традиционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. А.В. Ястребова и О.И. Лазаренко предложили использовать в работе с детьми нестандартный метод выполнения артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствуют развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления.

Традиционное артикуляционное упражнение «Открытый рот».

Цель: выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт, губы сомкнуты.

На счет «один» открыть рот на расстоянии ширины 2-3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать рот в таком положении под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Упражнение с элементами энергопластики.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Широко открыли ротик -
Получился «бегемотик».
А затем закрыли рот-
Отдыхает бегемот.

Описание движений кисти пальцев и руки.

Исходное положение – кисть руки находится горизонтально до уровня солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем и согнуты в нижних фалангах, ладонь направлена вниз.

На счёт «один» большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются вверх. Удерживаем кисть под счет от 1 до 10. Затем вернуть в исходное положение и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Методика логоритмических упражнений без музыкального сопровождения Е.А. Алябьевой представляет особый интерес для логопедов и воспитателей, не владеющих музыкальными инструментами. Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки.

Данная методика предлагает практический материал для развития у детей дошкольного возраста чувства ритма, темпа, для расширения их словарного запаса и автоматизации звукопроизношения.

Машина.

Би-би-би (Дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой.)
Гудит машина
Тук-тук-тук (Ритмично хлопают руками.)
Мотор стучит
Едем, едем, едем, едем, (Ритмично потопывают ногами.)
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу (Потирают ладони.)
Они шуршат.
Быстро крутятся колеса (Делают ритмичную «вертушку руками.)
Та-та-та –
Вперед спешат.

Также Е.А.Алябьева предлагает методику «Расскажи стихи руками».

«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.

Совместные действия с взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

Мы – шоферы.

Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли.
Вправо, влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер.
Мы шоферы – хоть куда!

Для профилактики зрительного утомления и развития зрения в работе используются: методика Ковалева В.А, зрительно-восстановительные комплексы упражнений Иванова Н.Н.

Моторика глаз является неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности и прежде всего – учебной. Для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения. Глазодвигательные упражнения очень полезны, т.к. тренируют мышцы, управляющие движением глаз; активизируют кровообращение; снимают умственное утомление; способствуют развитию зрительного восприятия; улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости; совершенствуют координацию в горизонтальной плоскости; повышают устойчивость вестибулярных реакций; способствует улучшению координации движений глаз и головы; улучшают упругость век; стимулируют централизованное, дистанционное и периферическое зрение, предупреждают косоглазие; тренируют способность глаза фокусировать; усиливают координацию глаза; стимулируют сокращение и расслабление зрачков.

В зрительно-восстановительные комплексы упражнений (по Иванову Н.Н) входит: отработка движений по четырем основным (вверх, вниз, вправо, влево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру; движения глаз по траектории лежащей восьмерки; движения глаз по траектории горизонтальной восьмерки; движения глаз с опорой на план схему зрительно-двигательной траектории (тренажер «Краски-глазки»); движение глаз по контуру воображаемой фигуры; «стрельба глазами»: вправо-влево, вверх-вниз; «написание» глазами цифр; «написание» глазами букв; «написание» глазами имен; «рисование» глазами пружины; упражнения для отдыха глаз.

Методика профилактики зрительного утомления и развития зрения у детей Ковалева В.А. включает в себя: специальные упражнения для глаз, массаж специальных зон на лице, набор из трех тренажеров «Видеоазимут», «Ракетка-2», «Дорожка».

При помощи тренажера «Видеоазимута» непрерывно отрабатывают движения по четырем основным (вверх, вниз, вправо, влево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям).

Тренажер «Ракетка-2» используется для тренировки возможностей человека видеть от себя в глубину.

Тренажер «Дорожка» заменяет функции тренажера «Ракетка-2» и вносит новый элемент – сведение и разведение глаз.

Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений Сиротюк А.Л.

Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей его мозга.

Кинезиологические упражнения.

Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Добываем огонь. С напряжением прокатывать палочку между соединенными ладонями.

Уголек на ладони. Подбрасывать шар на ладони попеременно левой и правой рукой. Затем подбрасывать два шара двумя руками одновременно.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа по данным направлениям способствует комплексному преодолению речевых нарушений и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных и психических процессов. Создание условий для оптимального физического и нервно-психического развития на логопедических занятиях обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.

Литература:

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. - М: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. - СПб: ООО «Издательство» ДЕТСВО-ПРЕСС», 2011.
  3. Бирюков А.А. Самомассаж для всех и каждого. - М, 1987.
  4. Иванова Н.Н. Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с нарушениями зрения. // Дефектология. - 1998, №4.
  5. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. - СПб, 1998.
  6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М, 1999.
  7. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001.
  8. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. - М: АРКТИ, 2008.
  9. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. Учебное пособие. - М. 1999.