Урок на тему "Во что верили славяне". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: вера


Задачи:

  • познакомить учащихся с верой славянского народа, с богами, духами, в которых верили славяне;
  • развивать познавательные интересы учащихся, навыки взаимопроверки, оценивания;
  • воспитывать уважительное отношение к людям других вероисповеданий;
  • прививать навыки групповой работы.

Оборудование: таблица «Жизнь древних славян», «Библия», карточки с новыми словами, проектор, презентация, конверты с заданиями для групповой работы, чугунок, лапоть, игрушка домовой, учебник, тетрадь с печатной основой.

Ход урока.

1. Актуализация знаний

- Кто такие – славяне? (ответы детей)

-Что мы узнали о наших предках на прошлых уроках? (ответы детей)

2. Новый материал

- Характеристика славян была бы неполной, если бы я не рассказала вам, во что верили славянские народы.

Итак, тема урока: «Во что верили славяне» (презентация слайд 1)

Словарная работа.

- На доске вы видите карточки со словами. Это новые понятия, которые встретятся нам сегодня на уроке. Я надеюсь, что в конце урока вы сможете сами объяснить значения данных слов.

Карточки:  

  • язычники
  • духи
  • заговоры
  • храм
  • монастырь
  • христианство

- Вся жизнь наших предков была связана с природой – лесом, рекой, землёй. А природа таила в себе много непонятного. Славяне не могли объяснить, почему грохочет гром во время бури, сверкают молнии, поражая людей и животных, почему день сменяется ночью, а зима – летом.

(презентация слайд 2)

Бедствием для людей были засухи и наводнения, болезни. Всё, что происходило в природе, в самом человеке, они приписывали таинственным силам.

- Славяне были язычниками, то есть верили во многих богов. (презентация слайд 3)

<Приложение 1>

(презентация слайды 4-11)

- Славяне считали, что хороший урожай, здоровый скот, благополучие в доме, долгая жизнь человека – всё это зависит от воли богов и духов. Злых духов надо задабривать, склонять на свою сторону. Для этого славяне молились духам и богам, угощали их хлебом, мясом и даже убивали для них (приносили им в жертву) животных.

- Итак, (презентация слайд 12)духи – это невидимые существа. Их никто не видел, а только слышал о них. Но представляли их в образе, близком к человеческому.

Групповая работа.

Каждая группа получает конверт с заданием <Приложение 2> <Приложение 3>

Задание: Соотнесите изображение с описанием духа.

3. Физминутка.

Если я называю старинную одежду, обувь или головной убор, вы делаете приседание; если современную – прыжок.

Тулуп, лапти, бейсболка, кокошник, сарафан, кроссовки, валенки, онучи, сапоги.

Проверка групповой работы (выступление представителей групп) (презентация слайд 13-19)

- Итак, славяне верили в разных богов и духов. Но в X веке всё изменилось. В 988 г. князь Владимир Красное Солнышко (отец Ярослава Мудрого) (презентация слайд 20) ввёл на Руси

новую религию – христианство. Люди стали верить в одного Бога – Иисуса Христа.

Введение новой веры положительно отразилось на всей жизни русского государства: на Руси возникла азбука, появилась письменность. Стало развиваться строительство: в разных местах страны возводились храмы и монастыри (презентация слайд 21)

- Найдите значения этих слов в толковом словарике в конце учебника.

- Итак, христианская вера утвердилась на Руси. Что же это за вера? Люди верили, что на землю приходил Спаситель. Рассказы об этом передавались друг другу. Потом их записали, и получили они название «Евангелие», что по-гречески означает «добрая весть»

Евангелия входят в священную книгу христиан – Библию (показ). В них повествовалось о земной жизни Иисуса Христа – Сына Божьего. Он жил в 1 веке на Востоке в Палестине. Иисус ходил по стране и своими рассказами внушал людям веру в возможность навсегда избавиться от

страданий и горя, учил добру и справедливости. В короткое время в его учение поверило много людей.

Христианство учит человека быть добрым, честным, справедливым, терпеливым, мириться со своими болями и бедами, помогать бедным и несчастным, уважать власть государства.

Но, кроме христианства, в мире существует ещё две крупные религии – ислам и буддизм. (презентация слайд 22)

Несмотря на различия в названиях, в обрядах, праздниках, любая религия воспитывает в человеке нравственность, обязывает быть честными, справедливыми, добрыми, любить другого человека как самого себя. Поэтому каждый человек должен с уважением относиться к чужой вере, быть терпимым к людям других религий.

4. Закрепление.

Тетрадь с печатной основой № 2, с. 16-17 (кроссворд), с.17 № 37 (взаимопроверка, оценивание).

5. Итог урока.

- А теперь вернёмся к новым словам, которые мы прочитали в начале урока. Попробуйте объяснить значение каждого слова.

Оценивание работы учащихся.

6. Домашнее задание.

  1. Учебник с.120 - 122.
  2. Нарисовать любое божество.