Урок обобщения и систематизации знаний в форме викторины по экономике

Разделы: Классное руководство, Экономика


Введение

Учебно-воспитательная работа преподавателя специальных дисциплин должна носить профессионально-направленный характер. С целью повышения интереса к глубокому изучению профильных дисциплин, творческого развития личности, привития элементов исследовательской культуры преподаватели нашей предметно-цикловой комиссии наряду с традиционными формами активно применяют дополнительные, нетрадиционные формы обучения и воспитания студентов.

Одной из эффективных форм профессионально-направленной деятельности преподавателя можно считать организацию тематических викторин.

Викторину можно провести как заключительное занятие-повторение в конце семестра или учебного года или как внеклассное мероприятие. В последнем случае ее можно провести как внутри группы, так и с привлечением студентов из нескольких групп.

Проведение тематической викторины является одной из нетрадиционных форм обучения.

Особенности занятия-викторины заключаются в том, что эта форма работы

  • является игровой формой контроля знаний умений;
  • пробуждает и активизирует интерес студентов к изучаемым дисциплинам;
  • развивает творческую мыслительную деятельность;
  • обеспечивает 100%-ную активность студентов;
  • учит сравнивать, анализировать, выдвигать гипотезы, объяснять, что является первыми шагами профессионально-направленной деятельности будущего специалиста;
  • способствует выработке способности к психологической совместимости в группе (команде), толерантности, творческому контакту с членами команды;
  • способствует развитию таких качеств личности как конкурентоспособность, желание победить;
  • и другие.

Рассмотрим ниже наиболее оптимальную процедуру проведения викторины как заключительного занятия– повторения по дисциплине «Экономика» в группах первого курса.

Цели:

Образовательные:

  • обобщение и закрепление знаний, полученных в ходе изучения дисциплины;
  • проверка и контроль знаний пройденного материала.

Развивающие:

  • развитие навыков быстрого нахождения правильного решения (ответа);
  • развитие умений и навыков анализировать, объяснять, обобщать, делать самостоятельные выводы;
  • развитие творческой мыслительной деятельности.

Воспитательные:

  • выработка способности к психологической совместимости в коллективе, толерантности, творческому контакту с членами коллектива;
  • привитие интереса к выбранной специальности.

Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид занятия: занятие-викторина с элементами компьютерной презентации.

Метод занятия: самостоятельная работа.

Межпредметные звязи: математика, информационные технологии в профессиональном образовании.

Оснащение:

  • персональный компьютер;
  • экран;
  • мультимедийный проектор.

Подготовительная работа.

Для проведения викторины необходимо провести следующую работу среди студентов:

  1. Выбрать ведущих (1–2 студентов).
  2. Сформировать две (можно три) команды.
  3. Познакомить участников с правилами проведения викторины.
  4. Определить членов жюри и счетной комиссии.

Сценарий занятия

1. Вступительное слово преподавателя (ведущего). (Приложение 1, Слайд 1, 2)

2. Презентация командами своего названия, девиза и эмблемы.

3. Начало игры.

Игра начинается с блиц-опроса. (слайды 3–17, правильный ответ спрятан под знаком вопроса)

Право выбора первого вопроса викторины (слайд 18) остается за командой, ответившей правильно на большее количество вопросов.

В процессе игры команды состязаются, стремясь первыми ответить на вопрос и набрать максимальное количество баллов. (слайды 19–35).

Команда выбирает номер вопроса. Ведущий его зачитывает и засекает время: на обдумывание ответа дается одна минута. Если по прошествии минуты команда не дала ответа или дала неправильный ответ, то право отвечать переходит к другой команде. Так происходит смена «лидера».

В ходе занятия преподаватель исполняет роль консультанта по спорным вопросам (ситуациям), которые могут возникнуть во время игры.

Ниже представлен примерный перечень вопросов.

Вопросы блиц-опроса:

  1. Что изучает экономическая наука? (Поведение людей в тех или иных хозяйственных ситуациях).
  2. Соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности. ( Конкуренция)
  3. Ценная бумага, удостоверяющая долевое участие в собственности и дающая право ее владельцу на получение дивидендов. (Акция)
  4. Всеобщий эквивалент, с помощью которого можно оценить стоимость чего-либо. (Деньги)
  5. Предоставление средств в долг на условиях возвратности, платности и срочности. (Кредит)
  6. Предоставление имущество во временное пользование другими лицами на договорных условиях, за плату. (Аренда)
  7. Финансово-кредитное учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами, ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, предприятиям, гражданам и друг другу. (Банк)
  8. Разница между выручкой от реализации товаров и затратами на их изготовление и продажу. (Прибыль)
  9. Факторы производства (Труд, земля, капитал)
  10. Неспособность должника платить по своим обязательствам из-за отсутствия необходимых средств. (Банкротство)
  11. Постоянный перенос стоимости основного капитала в течение ряда лет на стоимость готовой продукции. (Амортизация)
  12. Ситуация на рынке, когда одна фирма полностью контролирует предложение определенного товара. ( Монополия)
  13. Основной финансовый план государства. ( Государственный бюджет)
  14. Залог недвижимого имущества для получения денежной ссуды. (Ипотека)
  15. Форма делового сотрудничества крупного и малого бизнеса, в рамках которого небольшим компаниям предоставляется право использовать фирменную торговую марку предприятия– гиганта. (Франчайзинг)

Вопросы викторины:

  1. Для чего люди создали экономику? (Экономическая наука позволяет людям, фирмам, государству лучше предвидеть последствия своих решений).
  2. Почему рыночную экономику называют "миром компромиссов"? (Рыночный механизм заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, чтобы добиться выгоды для себя самого. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца – он может получить товар, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену).
  3. Что такое экономические блага и чем они отличаются от даровых благ? (Средства удовлетворения человеческих потребностей, доступные людям в объеме меньшем, чем объем этих потребностей. Даровые блага – блага, имеющийся объем которых больше потребностей людей ).
  4. Почему людям все время приходится делать выбор в сфере экономики? (Из-за ограниченности ресурсов относительно потребности в них).
  5. Почему туристические агентства изменяют цены путевок в зависимости от сезона года? (От сезона года зависит спрос на путевки. Рынок всегда стремится к состоянию равновесия: при росте спроса сбалансировать рынок удастся при более высокой, чем прежде, цене и наоборот.)
  6. Почему внедрение ресурсосберегающих технологий в развитых странах означает для стран, обладающих большими запасами полезных ископаемых, возможность сокращения доходов? (Внедрение ресурсосберегающих технологий ведет к сокращению спроса и, следовательно , к снижению цены на нефть, что, в свою очередь, ведет к сокращению доходов стран-экспортеров.)
  7. Означает ли возникновение избытка предложения какого-либо товара то, что он никому не нужен? Ответ обоснуйте. (Нет не означает: избыток (затоваривание) – это ситуация, возникающая на рынке, когда при существующем уровне цены продавцы предлагают к продаже больший объем товаров, чем покупатели готовы купить при такой цене.)
  8. Почему и как государство противостоит монополизации рынков? В каких случаях неизбежно возникновение естественных монополий? (Чем выше степень монополизации рынка, тем менее совершенно работает его механизм, и потому государство стремиться защитить конкуренцию, ограничивая власть фирм-монополистов. Естественная монополия возникает и существует по объективным причинам, в отраслях, где экономически оправдано крупномасштабное производство или там, где целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс.)
  9. Означает ли возникновение дефицита какого-либо товара то, что он всем крайне необходим? Ответ обоснуйте. (Нет не означает: дефицит – это ситуация на рынке, когда покупатели при существующем уровне цены готовы купить больший объем товаров, чем продавцы при такой цене согласны предложить к продаже.)
  10. Каковы главные способы увеличения прибыли предприятия? (Сокращение затрат на производство и сбыт товаров, а также правильное установление цен на них.)
  11. Почему в качестве денежного товара лошади менее удобны, чем золотой песок? (По сравнению с лошадью золотой песок является более универсальным и удобным денежным товаром и имеет.)
  12. Почему хранить сокровища в форме кладов невыгодно? (Хранение сокровищ в форме клада ведет к потерям, которые порождаются обесценением денег в результате роста цен и упущенной возможностью получения дохода от вложения их в коммерческие операции.)
  13. Почему индустриализация в любой стране ведет к сокращению сельского населения? (Индустриализация ведет к росту спроса на рабочую силу в промышленном производстве, которое развивается в городах, а значит дает возможность получать более высокий заработок.)
  14. Почему заработная плата работников одних и тех же профессий в крупных городах выше, чем в маленьких? (Взаимодействие спроса и предложения на рынке труда подчиняется общим закономерностям рыночных процессов: в крупных городах выше спрос на рабочую силу, а значит и выше плата за труд.)
  15. Если профсоюзы добиваются повышения заработной платы, кто от этого страдает? (Рост заработной платы сужает экономические границы занятости и ведет к росту цены товаров для покупателей, если величина прибыли в цене не снижается.)
  16. Почему рост пенсий не может опережать рост заработной платы? (Пенсия выплачивается пенсионными фондами, средства которых формируются за счет отчислений, рассчитываемых от расходов на оплату труда.)
  17. Почему социальные государственные программы могут приводить к ослаблению трудовой активности населения? (Такие программы часто порождают иждивенчество. Кроме того, расширение масштабов социальной поддержки требует усиления налогообложения предприятий и наиболее активных и состоятельных членов общества. А это может создать угрозу для развития страны в целом.)

Критерии оценки (максимальное количество баллов).

  1. Правильный ответ на вопрос – 1 балл.
  2. Презентация названия команды, эмблемы, девиза –5 баллов.

Подведение итогов викторины.

  • В ходе проведения викторины жюри периодически подводит промежуточные итоги.
  • По завершении викторины объявляется окончательный итог.
  • И команда-победитель, и команда-соперник награждаются поощрительными призами.

Список литературы.

  • Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2012
  • Котерова Н.П. Основы экономической теории: учебник. – М.: «Академия», 2011
  • ru.wikipedia.org/wiki/Экономическая теория
  • www.alleng.ru/edu/econom1.htm