Обобщающий урок-путешествие по теме "Имя существительное"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Задачи:

образовательные:

  • обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • формировать умения и навыки, необходимые в практической деятельности;

развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление, речь и воображение;
  • учить умению сравнивать, сопоставлять, находить оптимальные решения;
  • развивать мотивацию учебной деятельности;

воспитательные:

  • укреплять интерес к родному языку;
  • учить умению работать в парах, группах;
  • воспитывать уважение друг к другу, самостоятельность, коммуникабельность.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • демонстрационный экран;
  • презентация;
  • карточки для устного диктанта и проведения физминутки;
  • тесты по теме “Имя существительное”.

План

- Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю всех присутствующих совершить путешествие по телевизионным передачам, в ходе которого мы повторим все, что изучили по теме “Имя существительное”.

Итак, “По следам телевизионных передач”.

- Прочитаем девиз урока: “Повторенье – мать ученья”.

Урок проходит в непривычной обстановке, много гостей, поэтому от вас требуется максимум внимания и сосредоточенности. Если возникнут вопросы, поднимите руку. И еще! Не забывайте о правильной осанке.

- Итак, “пока все дома”, начнем. Откройте тетради, запишите число.

- Как вы думаете, какой я должна задать первый вопрос на сегодняшнем уроке?

- Конечно, что такое имя существительное?

- Какие еще вопросы следует задать по данной теме?

- Очень хорошо! Молодцы!

- Перед вами отрывок из стихотворения кузбасского поэта Г. Юрова “Кузбасс и Россия”, прочитайте его, пожалуйста, про себя, а затем выразительно вслух.

“Шумят, как и прежде, леса вековые,
Плывут облака не спеша...
Кузбасс и Россия, Кузбасс и Россия,
Вы - сердце мое и душа!”
Г.Юров.

- Назовите существительные.

- А теперь попробуйте объединить их в группы по каким-либо грамматическим признакам.

По каким же грамматическим признакам можно объединить данные существительные?

Работаем в парах: проверьте записи друг друга, обсудите их.

Пара, первой закончившая работу, выходит к доске.

- Проверим.

- Почему одни существительные пишутся с большой буквы, другие - с маленькой?

- Правильно! Какие же существительные относятся к собственным, а какие – к нарицательным?

- Следующее задание предлагает вам совершить невероятное: существительные нарицательное превратить в собственные. Это возможно? Кто желает к доске?

 -  Перед вами эти слова.

Спорт, орел, земля, лакомка.

- А свои примеры?

- Название следующего слайда очень серьезное: “Человек и закон”. Значит, задание должно быть выполнено по правилам, без ошибок.

- Перед вами 6 строчек существительных. В каждой – одно лишнее, т.е. не подходит по какому-либо грамматическому признаку. Вы должны найти это существительное и записать без него.

Край, поселок, тайга, дом.
Родина, природа, лес, улица.
Кия, Чебула, Мариинск, Кемерово.
Сибирь, Русь, береза, осень.
Кемерово, река, Томь, Чебулинка.
Усманка, Алчедат, Дмитриевка, Усть-Серта.

- Сколько склонений у имен существительных?

- “Дежурная часть” просит назвать их “приметы” и привести примеры существительных разных склонений, используя географические названия Кузбасса.

Например:

1 склонение 2 склонение 3 склонение
Чебула Чумай Томь

Чья пара назовет больше и без ошибок?

- Из этой передачи мы узнаем много нового и интересного. Попробуем применить свои знания на практике.

Подберите к данным существительным существительные-синонимы первого склонения.

  • Мир
  • Родина
  • Друг

- А к этим – существительные-антонимы второго склонения.

  • Плюс
  • Счастье
  • Подъем

- Когда у существительных после шипящих пишется мягкий знак?

- Класс делим на две команды: мальчики и девочки. Обе команды выходите к доске и слушайте задание.

По всему классу висят карточки с существительными с шипящей на конце (мягкого знака нигде нет!). Команда мальчиков собирает карточки с существительными без мягкого знака, девочки - с мягким знаком. Члены команды, выполнившие всё первыми и без ошибок, получают пятёрки.

Начали!

- Почему мы пишем о НиколаевкЕ, но о СибирИ? Что нужно знать, чтобы правильно писать окончания существительных?

- Устный диктант.

К деревне, нет собаки, по крыше, на сирени, без драки, на печи, у печки, в роще, в поселке, о лесе, в моркови, о площади, о площадке, в кране.

- Теперь будем сами режиссировать т.е. составлять новые слова.

При помощи каких частей слова мы получаем новые слова?

- Из данных существительных образуйте однокоренные существительные, отвечающие на вопрос кто?

Лыжи. Грибы. Футбол. Баян.

Полученные существительные разберите по составу.

- “Поле чудес” предлагает вам волшебное задание: из букв одного существительного составить несколько. Но есть условие: из существительного – только существительные.

Слово это: с к л о н е н и е.

Чья пара запишет больше существительных?

- Устное подведение итога по таблице.

Чебула

- А теперь нужно будет письменно сделать полный морфологический разбор существительных, выбрав их из следующего предложения:

“Кузбасс – жемчужина Сибири”.

  • 1 ряд разбирает существительное 1-го склонения,
  • 2 ряд - существительное 2-го склонения.

- И вот приближается ваш “звездный час”: подведение итога, выставление отметок.

Но перед этим, как заключительный этап, вы должны выполнить небольшой тест. На выполнение - 2-3 минуты.

Тест “Имя существительное”

1. Имя существительное обозначает:

а) признак предмета;

б) предмет;

в) действие предмета.

2. Название городов, улиц пишется:

а) с маленькой буквы;

б) с большой буквы;

в) берется в кавычки

3. Имя существительное изменяется:

а) по падежам;

б) по лицам;

в) спрягается.

4. Согласен ли с таким утверждением:

день – 3 склонение?

ночь – 2 склонение?

дядя – 1 склонение?

5. У существительных не бывает окончания -е:

а) в 1 склонении;

б) во 2 склонении;

в) в 3 склонении.

6. У существительных с шипящей на конце Ь знак пишется:

а) пишется в женском роде;

б) никогда не пишется;

в) пишется всегда.

- Выставление оценок.