Урок литературного чтения. А.Погорельский "Черная курица, или Подземные жители"

Разделы: Начальная школа


Содержание данной сказки однозначно подсказывает выявить и осмыслить её нравоучительный смысл, поэтому главной целью данного урока является.

Воспитательные цели:

  • Формировать у учащихся представления о нормах человеческого общения и поведения.
  • Формировать положительно-значимые качества личности (трудолюбие, честность, коммуникативность) на примере сказка Погорельского и обсуждение поступков и действий мальчика Алёши.
  • Воспитывать культуру речи, уважительное отношение ко мнению одноклассников.

Образовательные цели:

  • Научить детей систематизировать и обобщать знания по сказке А.Погорельского “Чёрная курица, или Подземные жители”.
  • Привить навыки составления литературной характеристики главного героя Алёши.
  • Осмыслить нравоучительный сюжет (чему учит сказка).

Развивающие цели:

  • Развивать критическое мышление учащихся.
  • Развивать речь, расширить словарный запас учащихся.
  • Развитие мыслительных операций: синтез, анализ, обобщение.

Оформление.

  • Портрет А. Погорельского
  • На доске: “титульный лист” сказки, слова-архаизмы, слова, характеризующие поведение Алёши.
  • За правильный ответ выдаются зёрнышки.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие.

II. Постановка цели

- Ребята, у нас сегодня необычный урок, мы отправимся в сказку Антония Погорельского “Чёрная курица или подземные жители”

Мы встретимся с мальчиком Алёшей и обсудим, какая с ним произошла загадочная история.

- Но сначала мы кратко познакомимся с автором этой удивительной сказки (слайд №1 - 3) Презентация.

III. Работа с текстом

Итак, я хочу пригласить вас в сказку.

(открываем титульный лист)

Петербург. 1829 год. Мы оказались на Васильевском острове, в первой линии, перед нами двухэтажное здание.

- Что это за здание? (пансионат)

- Ребята дайте определение слову “пансионат”

(школа с общежитием для учеников) – (Слайд №4)

Ребята давайте найдем в нашем “путеводителе” по сказке – это в тексте описание пансионата, зачитать (стр. 4-5)

- Какие вам встретились незнакомые слова?

(дортуары, сени) – дать им определение

дортуары – спальные комнаты, сени – прихожая, коридор.

- А какие ещё незнакомые слова вам встретились в тексте?

(Шандал – подсвечник, рукомойник – умывальник)

Эти слова, ребята, вышли из нашего употребления и называются устаревшими словами или архаизмами.

Наш путь по сказке продолжается, и вот он наш главный герой сказки мальчик Алёша, ваш ровесник. Какой он зачитаем его описание (стр. 5-6)

Давайте сейчас вспомним, какая с ним произошла история.

Проведём это в форме блиц опроса, за каждый правильный ответ вы получаете символ этой сказки – зёрнышко.

  1. Почему Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)
  2. Что было его утешением в часы одиночества? (чтение книг, игра с курочками во дворе)
  3. Какую курочку Алёша любил больше всех? (Чернушку)
  4. Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)
  5. Чего испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней кровати, и из-под неё вышла курочка)
  6. Как Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая, и отбивалась от рыцарей)
  7. Куда привела курица мальчика? ( в подземное царство)
  8. Кем оказалась Чернушка в подземном царстве? (главным министром)
  9. Какое желание загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча его)
  10. Какой предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)
  11. Какое условие поставил король Алёше? (никому не рассказывать про подземелье)
  12. Как отнёсся к Алёшиному желанию король? (он удивился, что Алёша оказался таким ленивым)
  13. Какие диковинные звери содержались в зверинце подземных жителей (мыши, барсуки, кроты)

Физкультминутка

Парами взяться за руки.

Мир, мир, мир везде, мир в тебе и мир во мне.

Свет, свет, свет везде, свет в тебе и свет во мне.

IV. Практическая работа.

Ребята мы продолжаем путешествовать по сказке.

Итак, Алёша получил волшебное зёрнышко, и жизнь его изменилась, да и он сам изменился. Давайте дадим характеристику Алёше до получения зёрнышка, и после получения зёрнышка (работа в тетради)

На доске находятся пронумерованные слова, распределите эти слова в два столбика

До получения зёрнышка

1. Добрый

3. Ласковый

5. Общительный

12. Скромный

10. Застенчивый

9. Любознательный

После получения зёрнышка

2. Жестокий

4. Упрямый

11. Непослушный

6. Самолюбивый

7. Гордый

8. Дерзкий

Самопроверка. Показываю правильный вариант ответа (Слайд № 5)

Давайте сделаем вывод, почему из послушного, доброго, ласково мальчика Алёша превратился в упрямого, непослушного, дерзкого.

Вывод: Ему нечем было заняться, от безделья Алёша начал шалить, грубить, хулиганить.

Недаром народная мудрость гласит: Скучен день до вечера, коли делать нечего! (на доске)

Ребята, наш путь по сказке подходит к концу, а какая концовка у любой сказки? – добро побеждает зло!

Еще раз вспомним страницы этой замечательной сказки. Посмотрите иллюстрации к сказке и напишите, к какому эпизоду они относятся (работа по рядам)

Закрепление (приём “толстых и тонких вопросов”)

Новое: “Тонкие” вопросы – это односложные вопросы: да/нет

“Толстые” вопросы – это вопросы – рассуждения.

- Встречали ли мы в какой-нибудь волшебной сказке подобное зло? (Heт)

- О каком зле, или каких злых героях мы читали? (Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и тому подобное). В сказках зло, как правило, олицетворено или опредмечено

- Пробовал ли мальчик бороться с этим злом? (Да)

- Каким образом? (Иногда Алёше всё же становилось стыдно, его мучила совесть. Значит, в его душе шла борьба между добродетелью и пороками).

- Что победило? (Победило добро, Алёша сам себя наказал: он несколько дней мучился. От этих мучений здоровье его подорвалось, и, когда однажды к нему во сне опять пришла Чернушка и между ними произошла сцена прощания, Алёша упал в обморок и несколько дней пролежал без памяти с сильной горячкой. После того как Алёша выздоровел, он опять старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Значит, добро победило, победило в душе Алеши.)

Вспомните, как был наказан Алёша. Какое наказание было для него самым тяжёлым?

Вывод: добро победило зло, Алёша стал прежним послушным мальчиком.

Давайте найдём это в тексте и зачитаем (стр. 54-55, 58-59)

Вот и закончилось наше путешествие по сказке.

V. Домашнее задание

“...Алёша стыдился об этом говорить...”

А вам когда – нибудь стыдно было за свои поступки

Напишите ответ на вопрос

Какой выход из этой ситуации нашли вы?

VI. Рефлексия Ребята, сегодня на уроке многие из вас получили волшебные зёрнышки, вы тоже можете попытаться загадать желание, напишите, какое желание вы загадали на зёрнышко. Опишите его, но прежде подумайте, к каким последствиям это может привести.