Урок русского языка по теме "Бессоюзное сложное предложение". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: бессоюзное сложное предложение


Цели урока:

  • Создание условий для самостоятельного поиска и «открытия» знания.
  • Формирование общего понятия о бессоюзном сложном предложении.
  • Ознакомление учащихся со всеми знаками препинания в сложном бессоюзном предложении (блоковое преподнесение материала)
  • Включение учащихся в разные типы деятельности (предметный, деятельностный, метапредметный)

Тип урока: объяснение нового материала с использованием ЭОР; деятельностный подход с элементами мыследеятельностной педагогики (задачной формы обучения на уроке).

Форма работы: коллективная, самостоятельная индивидуальная.

Техническое оборудование: интерактивная доска, компьютерный класс

Что умеют учащиеся (средства, необходимые для  работы):

  1. Выделять грамматические основы предложений.
  2. Различать простое и сложное (союзное  и бессоюзное) предложение.
  3. Квалифицировать ССП и СПП.

Что должны освоить учащиеся:

  1. Понятие бессоюзного сложного предложения.
  2. Научиться различать характер смысловых отношений между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения.
  3. Выразительно произносить конструкции, уделяя значительное внимание интонации.
  4. Правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
  5. Работать в интерактивном режиме.
  6. Самостоятельно добывать информацию, вырабатывать навыки коммуникации и рефлексии.

Какие способы действия осваивают учащиеся:

  1. Устанавливать смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения путем подстановки сочинительных и подчинительных союзов (прием сравнения с синонимичными сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями).
  2. Усвоить, что в устной речи знаку тире соответствует интонация повышения голоса, двоеточию – предупредительная интонация, запятой – перечислительная.

Ход урока

Задание 1. Направлено на актуализацию способа различения сложного союзного и бессоюзного предложений, выделения грамматической основы в предложении. С этой целью выполняется электронное задание. (Рис.1)

рис.1

Рис. 1

Учитель: По какому признаку различаются сложные бессоюзные и сложносочиненные предложения? Чем связаны части бессоюзного предложения?

Ученики: С помощью интонации.

Задание 2. (Задание – «ловушка») – предлагается расставить и объяснить знаки препинания в сложном предложении:

Уж небо осенью дышало1,
Уж реже солнышко блистало2,
Короче становился день3,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась4,
Ложился на поля туман5,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу6: приближалась
Довольно скучная пора7;
Стоял ноябрь уж у двора8.

Ученики подчеркивают грамматические основы предложений, выясняют, из скольких частей состоит это предложение, чем соединяются простые предложения. Приходят к выводу, что все 8 предложений связаны с помощью интонации, значит, это бессоюзное сложное предложение, части которого надо разделить  запятыми.

Ученикам не хватает знаний, чтобы поставить двоеточие между 6 и 7 и точку с запятой между 7 и 8 предложениями. Поэтому учитель задает уточняющий вопрос: «Все ли предложения будем разделять запятой?» Ученики чувствуют «подвох» в вопросе учителя и ищут «сбой». В своих размышлениях они выходят на 6-8 предложения.

Учитель: Подумайте, все ли простые предложения в составе бессоюзного сложного одинаковы или между ними есть различия?

Версии учеников о различиях:

  • разные позиции подлежащего и сказуемого;
  • степень распространенности предложений;
  • в бессоюзном сложном предложении простые разделяются не только точкой, но и другими знаками (тире или двоеточием);
  • разные смысловые отношения между предложениями.

Для выявления способа решения проблемы выполняется электронное задание «Какие смысловые отношениями между частями сложных бессоюзных предложений?».  

рис.2

Рис. 2

Учитель: Попробуем теперь определить смысловые отношения между  простыми предложениями в нашей конструкции.

Ученики: Между 1-6 предложениями передается одновременность явлений (временная связь), между 6 и 7 –  связь другая.

Учитель: Какая? Как можно определить отношения между частями этого предложения?

Ученики (как правило!) догадываются, что можно подставить союзы, и по ним станет связь ясна. Между 1 и 6 предложениями можно вставить союз и , а между 6 и 7 – легко подставляется союз потому что, который указывает на причину. Получается сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Убираем союз – получаем сложное бессоюзное предложение с причинным отношением между его  частями.   

Учитель:  Какие еще различные смысловые оттенки в СПП могут передавать союзы?

Ученики:  Союз когда – время, если – условие, так как – причина и т.д.

Для дальнейшего обсуждения и закрепления темы выполняется электронное задание «Какие отношения между частями сложного бессоюзного предложения в этих пословицах и поговорках?» (рис.3)

рис.3

Рис. 3

Информация служит подтверждением выводов учеников и сообщает о разных знаках препинания в бессоюзном предложении. В частности, если связь причинная, то ставится двоеточие. В нашей конструкции между 6 и 7 ставим именно такой знак.

Подсказка учителя: Между 7 и 8 предложениями поставим точку с запятой. Это тема следующего урока.

Рефлексия на данном этапе урока

Учитель: Почему в предложении в первый раз  неправильно расставили знаки препинания?

Ученики: Не учли смысловые отношения между частями в бессоюзном предложении.

Учитель:  Как  преодолели затруднения?

Ученики: 1) выделили грамматические  основы, 2) определили границы предложений,3)смысловые отношения между их частями. Для этого вставили между предложениями сочинительный или подчинительный союзы, потому что бессоюзные сложные предложения, как оказалось, синонимичны ССП или СПП. Таким образом был отрефлектирован способ постановки знаков препинания в сложном бессоюзном предложении.

С целью отработки усвоения этого способа ученикам предлагается выполнить задание (рис. 4 и рис. 4 а)

рис.4

Рис. 4

рис.5

Рис. 4 а

Задание 3. Прочитайте предложения (проецируются на экран, знаки препинания не расставлены). Возможна ли в них постановка разных знаков препинания?

Взойдет солнышко, все оживет.

Взойдет солнышко: все оживет.

Взойдет солнышко – все оживет.

Ученики читают предложения, пытаются  уловить разную интонацию, донести разный смысл предложений. После интонирования приходят к выводу, что знаки препинания будут зависеть и от интонации, с которой читается предложение:

1-ое предложение – интонация перечислительная, она требует запятой.

2-ое предложение – предупредительная интонация с понижением голоса в первом предложении – ставится  двоеточие.

3-е предложение – интонация легко повышается в первом предложении и понижается во втором – тире. (О знаках препинания сообщает учитель).

Учитель: Что же еще диктует необходимость постановки определенного знака препинания в бессоюзном сложном предложении?

Ученики: Интонация, которая, как и пунктуация, меняется от смысловых отношений между предложениями.

Таблица (рис.5) проецируется на экран.

рис.6

Рис. 5

Задание 4. Стилистический эксперимент. Выполнение упражнения  №194 учебника.

После попыток сделать замену в тексте приходим к выводу, что при использовании союзных предложений ослабевает экспрессивно-выразительная сторона речи, замедляется темп.

Рефлексия. Итоги урока

Учитель: Что сегодня узнали нового на уроке?

Ученики: Узнали о сложном бессоюзном предложении,  что между его частями ставятся точка, точка с запятой, двоеточие, тире.

Учитель: Какие затруднения возникали в ходе урока?

Ученики: Как определить, когда ставится тот или иной знак.

Учитель: Что помогло выйти из ситуации? Какой способ действия?

Ученики: Определение смысловых отношений между частями предложения путем подстановки сочинительных и подчинительных союзов и с помощью интонации.

Учитель: Бессоюзные сложные предложения широко распространены и в художественных произведениях, и в разговорной речи. Особую сжатость и выразительность придают бессоюзные конструкции стихотворной речи. В пословицах и поговорках они помогают кратко и сжато выразить различные смысловые отношения между предложениями.

Д/з: Подобрать пословицы, поговорки, афоризмы, строки из стихотворений, представляющие собой бессоюзное сложное предложение.

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении

Практический, электронный

Электронное задание

http://fcior.edu.ru/card/28837/znaki-prepinaniya-v-slozhnom-bessoyuznom-predlozhenii.html

2

Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении

Практический, электронный

Электронное задание

http://fcior.edu.ru/card/28837/znaki-prepinaniya-v-slozhnom-bessoyuznom-predlozhenii.html

3

Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении

Практический, электронный

Электронное задание

http://fcior.edu.ru/card/28803/znaki-prepinaniya-v-slozhnom-bessoyuznom-predlozhenii.html

4

Интерактивная таблица "Сложные бессоюзные предложения" (N 110840)

Практический, интерактивный

Интерактивный текст с заданием и комментарием

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f3e2e556-556a-4604-aae0-0cd654ddcffd/?interface=pupil&class=51&subject=8

5

Урок 27. Бессоюзное предложение и знаки препинания в нем

Информационный мультимедиа

Таблица

http://fcior.edu.ru/card/13835/urok-27-bessoyuznoe-predlozhenie-i-znaki-prepinaniya-v-nem.html