Путешествие за "золотым руном" Андрея Белого

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: Дать представление о личности и творчестве поэта, показать особенности его поэтики.

Оборудование:

  • Презентация.
  • Тексты стихов А.Белого.

Методы: опрос и составление схемы, лекция учителя с элементами анализа стихов.

План урока.

1. Опрос по теме “Символизм”.

2. Лекция учителя

1). Семья Бугаевых.

2). Влияние Соловьевых. Просмотр видеоролика о “Симфониях”.

3). Аргонавты.

4). Поэзия. Просмотр видеоролика по стихотворению “Воспоминание”.

5) Анализ стихотворения “Посвящение”.

6). Духовное возрождение Белого. Прослушивание звукофайла со стихотворением “Асе”.

7). Занятия антропософией.

8). Васильева. Кучино.

3. Закрепление изученного. Разгадывание кроссворда “Символизм”.

Ход урока

1. Опрос по теме “Символизм”. (Слайд 2).

На предыдущих уроках мы с вами знакомились с творчеством поэтов-символистов.

1). Назовите особенности нового направления в литературе начала 20 века символизма.

(Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы)

2). На какие группы разделились символисты? Назовите представителей каждой группы?

(В последнее десятилетие 19 века “старшие символисты” Дмитрий Сергеевич Мережковский, Валерий Яковлевич Брюсов, Николай Максимович Минский (Виленкин), Константин Дмитриевич Бальмонт, Федор Кузьмич Сологуб (Тетерников), Зинаида Николаевна Гиппиус, Мирра Лохвицкая (Мария Александровна Лохвицкая) и др. Идеологами и мэтрами старших символистов стали Д. Мережковский и В. Брюсов. "Старших символистов" нередко называют импрессионистами и декадентами.

В первое десятилетие 20 века появились “младосимволисты” Ф.Сологуб, Андрей Белый Александр Блок, Сергей Соловьев, Эллис (Лев Львович Кобылинский), Вячеслав Иванович Иванов. Предтечей и мэтром младосимволистов стал В. Соловьев, теоретиком А.Белый),

3). Как понимали символизм представители каждой группы?

(Старшие символисты понимали символизм как литературную школу. Московское крыло, сгруппировавшееся вокруг Брюсова, задачи нового течения ограничивало собственно литературными рамками. Петербургское крыло во главе с Мережковским считали важными религиозно-философские поиски. Для младосимволистов это направление было целостным мировоззрением, способом творческой перестройки жизни).

2. Лекция учителя с элементами анализа стихов.

1). Семья Бугаевых.Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством теоретика младосимволизма, творчеством поэта и писателя Андрея Белого (1880-1932). (Слайд 3). Настоящее его имя Борис Николаевич Бугаев. Он вырос в семье профессора Московского университета, декана физико-математического факультета Николая Васильевича Бугаева. (Слайд 4). Они арендовали квартиру в доме почетного гражданина, приват-доцента Московского университета Рахманова на Арбате, где сейчас находится музей–квартира Пушкина. Здесь бывала вся профессорская Москва. Николай Васильевич интересовался и философией, и психологией, историей и политикой, увлекался шахматами, был яростным спорщиком, сочинял шутливые стихи и даже написал либретто оперы “Будда”. К Бугаеву заходил даже Лев Толстой. Профессорский мир детства во многом определил дальнейшую судьбу Бори. Он учился в знаменитой частной гимназии Льва Ивановича Поливанова, а потом поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Начало отцовское – интеллектуальное, начало матери – лирическое. Мать с отцом были необычной парой. “…чувствами я разрывался между ними. Трудно найти двух людей, столь противоположных, как родители…сила мысли и ураганы противоречивых чувств…безвольный в быте муж науки… и переполняющая весь мир собою, смехом, плачем, музыкой, шалостями и капризами мать…Я был цепями, сковавшими их…” (А.Белый. На рубеже двух столетий). Александра Дмитриевна, урожденная Егорова, была натурой эмоциональной, порывистой, артистичной, играла на рояле. Недаром потом Борис напишет художественные произведения с необычным ритмическим строем, которые назовет “симфониями”. Увлечение поэзией и эмоциональность Бори – от матери. И восприятие прекрасного тоже. (Слайд 5). С балкона столовой, обращенной окнами в Денежный переулок, юный Боря Бугаев зачарованно наблюдал зори и закаты над куполами старого Новодевичьего монастыря, видел в них символы и знамения наступающего преображения мира, грядущего Царства Духа.

2). Влияние Соловьевых В 1994 этажом ниже в доме поселилась семья Михаила Сергеевича Соловьева, сына знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева (Слайд 6) и родного брата философа Владимира Соловьева, а сын их - Сергей Соловьев - стал поэтом-символистом и лучшим другом Бори. “С 1987 года Соловьевы стали мне моей второй родиной”, - пишет Белый. Именно у Соловьевых ему был придуман псевдоним в честь высокочтимого на Руси апостола Андрея Первозванного и Белый - значит “чистый, идеальный”, цвет апокалипсиса. Именно Соловьевы оценили талант Бори Бугаева и помогли выпустить в 1902 году первую книгу “Симфонию (2-ую драматическую) ” (Слайд 7 ), которую он посвятил своей первой Музе Клавдии Михайловне Морозовой ( Слайд 8).

В 1899-1900 философия и поэзия Вл. Соловьёва и философско-поэтическое творчество Ф. Ницше стали для Белого знаменем в поисках нового мироощущения, в неопределенных предчувствиях новой эры, мистического преображения всего сущего. В сходном, “преобразовательном” смысле воспринимает Белый также А. А. Фета, Ф. М. Достоевского, позднего Ибсена, музыку Э. Грига. Этот философско-эстетический базис определяет собственные творческие искания Белого в индивидуальном жанре “симфоний” — лирической ритмизованной повествовательной прозы с зыбким сюжетом и сквозными темами, ориентированными на законы музыкальной композиции и позволяющими передавать “душевную созвучность окружающего мира во всех его сторонах, частях и проявлениях”.

(Слайд 9). Просмотр видеоролика передачи по каналу “Культура” “Жена, облеченная в солнце. Андрей Белый. Библейский сюжет” из 9.13 мин смотреть 7.19 мин.) о “Симфонии 2 драматической”, посвященной М.К.Морозовой.

http://video.yandex.ru/users/mor-vikt2008/view/2171/user-tag/%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%
D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%
20%D0%B2%20%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B5/

В 1900 написана “Северная симфония (1-я, героическая)” изображающая условно-фантастический мир, ассоциирующийся с западноевропейским средневековьем. В 1901-1902 Белый пишет “третью симфонию” “Возврат”, в которой “ложное”, “бессмысленное” земное противопоставляется “вечному”, “космическому”. В 1902 начинает работу над “четвертой симфонией”.

3). Аргонавты. В 1901-1902 Белый знакомится с B.Я. Брюсовым (от которого получает уроки литературного мастерства), Д. С. Мережковским и 3.Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонтом, литераторами, близкими к издательству и альманаху “Гриф”. Отношение Белого к символистскому окружению двойственное: являясь приверженцем “нового” искусства, он не приемлет “декадентского” мироощущения с “теургических”, соловьевских позиций. Религиозно-мистические искания сближают Белого с Мережковским и 3. Гиппиус, он публикует статьи в их религиозно-философском журнале “Новый путь”. Статьи программного характера печатает также в журнале “Мир искусства” (“Формы искусства”, “Символизм как миропонимание”), отстаивая в них представление об “истинном” символизме, несущем в себе начала грядущего универсального, теургического творчества, объемлющего всю полноту преображенного бытия. Сходные идеи разделялись сплотившейся вокруг Белого группой единомышленников (в основном студентов Московского университета), составившей (осенью 1903) кружок “аргонавтов”: Эллис, А. С. Петровский, В. В. Владимиров, С. Соловьёв, М. И. Сизов и др. Членов кружка объединяет стремление к “жизнетворческой” мифизации бытия, человеческих отношений, художественной деятельности. Один из предметов поклонения “аргонавтов” — юношеская лирика Блока: Белый способствовал созданию в Москве круга “блокистов” еще до публикации первых стихотворных циклов Блока.

“Годами зари” назвал Белый начало 1900 г.г. В музее-квартире Белого представлена “Линия жизни” (Слайд 10) - оригинальная схема-диаграмма духовной биографии писателя, рисующая периоды творческих взлетов и падений с подробным указанием того, какие учения и идеи, а также какие люди оказывали на него влияние в разные годы. Она была им нарисована в 1927 году.

4). Поэзия. В 1904 году выходит первый сборник стихов “Золото в лазури” (Слайд 11), предметом поклонения Белого становится солнце: “Солнцем сердце зажжено. Солнце к вечному стремительность. Солнце - вечное окно В золотую ослепительность”. Посвящено это стихотворение Константину Бальмонту, автору книги “Будем как солнце”, вдохновившей Белого на создание цикла, который открывает сборник. Миф о золотом руне Белый преобразует в символическое иносказание о жизненных целях своего поколения рубежа столетий. В стихотворениях цикла выражена программа “аргонавтов”. В сборнике будущее выступает в обличьях, масках старины (“Старина в пламенеющий час, обуявшая нас мировым...”), прежнего счастья, образов прежней культуры. В кульминационной части “Багряница в терниях” в центре – образ распятия. В Христе видит Белый возрождение мира. Вокруг Солнца – образы дорогих поэту людей – отца и Соловьевых, и даже сам он себя видит распятым на кресте. В этом сборнике звучит его отрицание жизни (“Жизнь мрачна и печальна, как гроб”), слово озлобленно и презрительно.

Но уже в следующем сборнике рядом с образом пророка появляется образ безумца:

“Стоял я дураком в венце своем огнистом,
В хитоне золотом, скрепленном аметистом,-
Один, один, как столб, в пустынях удаленных,-
И ждал народных толп коленоперклоненных”.

Так удивительно быстро происходит духовный рост поэта.

В 1904 году Блок приезжает в Москву, и Соловьев их знакомит. Оба в восторге друг от друга. 1905 год – начало нового периода, прошедшего под знаком сначала идиллической, затем драматически-надрывной, а под конец безысходно-трагической любви Белого к жене Александра Блока. (Слайд 12). Весной 1906 происходит разрыв, и Белый уезжает в Мюнхен, а затем в Париж. Разрыв происходит и творческий – с Блоком-поэтом, который на смену Прекрасной Даме выводит образ Незнакомки и “Балаганчика”, что претит и Белому, и Соловьеву.

Личная трагедия усугубляется общественной – революцией 1905 гола в России. Он видит Россию не в свете соловьевских зорь, а сквозь призму лирики Некрасова. Некрасову посвящен сборник “Пепел” (1908) - вершина творчества Белого. Сожжены и светлые зори младосимволистов, подернута пеплом страждущая русская земля. Здесь уже не “золото в лазури”, а “свинец облаков, зловещие кабаки, просторы голодных губерний”:

“Роковая страна, ледяная,
Проклятая железной судьбой-
Мать Россия,о родина злая,
Кто же так подшутил над тобой?”

Самосжигание лирического Я до пепла происходит в сборнике “Урна”(1909). Героиня многих стихов сборника Л.Д.Блок, отвергшая поэта.

(Слайд 13). Просмотр видеоролика “Андрей Белый. Воспоминание”

Посвящается Л.Д.Блок. Читает: Boris Vetrov, Музыка: Anselme Pau, Видеоряд: olgiya

(3 мин.6 сек.) video.yandex.ru/users/4611686020326956373/view/37494781/

5). Анализ стихотворения “Посвящение”(1915)

Я попросил у вас хлеба — расплавленный камень мне дали,
И, пропалённая, вмиг, смрадно дымится ладонь…
Вот и костёр растрещался, и пламень танцует под небо.
Мне говорят: “Пурпур”. В него облеклись на костре.
Пляшущий пурпур прилип, сдирая и кожу, и мясо:
Вмиг до ушей разорвался чёрный, осклабленный рот.
Тут воскликнули вы: “Он просветлённо смеётся…”
И густолиственный лавр страшный череп покрыл.

Какие символистские образы вы увидели в стихотворении?

(символический образ пророка, как в античной литературе, у Пушкина и у Лермонтова; образы огня, хлеба, лавра; контрастные цвета - красный и черный; аллитерации р-р-р, асоансы а-у)

6). Духовное возрождение Белого. С 1909 в мироощущении Белого обозначается переход от пессимизма и “самосожжения” к исканию “пути жизни”, “второй заре”. Эти настроения отразились в стихах 1909-1911 — книга “Королевна и рыцари” (1919). (Слайд 14).

Духовному возрождению Белого способствовало сближение в 1909-1910 с начинающей художницей Анной Алексеевной Тургеневой (Асей), которая становится его фактической женой [гражданский брак оформлен в Берне (Швейцария) 23 марта 1914]. Прослушивание звукового файла “Белый. Асе”. Читает Шевченко. ( Слайд 15).

Одновременно с прекращением “Весов” (1909) Белый, Метнер и Эллис организуют издательство “Мусагет” — центр символизма религиозно-философской, культурологической направленности; к ближайшему участию в “Мусагете” Белый привлекает Вяч. Иванова и Блока (с которым вновь сближается в 1910). В “Мусагете” выходят книги Белого “Символизм” (1910) и “Арабески” (1911) (Слайд 16) — итог его деятельности как критика и теоретика литературной школы за 1900-е гг.

С декабря 1910 по апрель 1911 Белый с женой совершает заграничное путешествие (Сицилия — Тунис — Египет — Палестина), открывает для себя новый культурный мир, в котором ищет живые духовные ценности, противопоставляя их одряхлевшему “европеизму”. Восточное путешествие знаменует один из наиболее светлых и творчески продуктивных периодов в жизни Белого. Литературный итог его — два тома “Путевых заметок”

По заказу издательства “Мусагет” в 1914 году Белый пишет роман “Петербург”. “Петербург” — одно из высших достижений русского символизма; действие его разворачивается на фоне событий революции 1905-1907 и вбирает в себя проблемы исторической судьбы России, подводит символические итоги “западного” периода ее развития. В романе Белого находит свое развитие “петербургская” тема русской литературы, воплощенная в творчестве Пушкина, Гоголя, Достоевского. Сочетая высокий пафос с комедийно-травестийными мотивами, лирико-исповедальные интонации с сатирическим гротеском, вскрывая в необычном аспекте психологию героев, Белый создает принципиально новый тип прозаического повествования. Петербург выступает как символ города противоречий между Востоком и Западом, это противоречие приведет страну к трагедии.

7). Занятия антропософией. В апреле-мае 1912 Белый с женой живет в Брюсселе, в мае 1912 в Кёльне они встречаются с Р. Штейнером — создателем антропософского религиозно-мистического учения — и становятся его приверженцами. В антропософии Белый видит системное воплощение духовных идеалов, достижение искомой гармонии между мистическим и научным познанием. С марта 1914 до августа 1916 Белый в основном находится в Дорнахе, близ Базеля (либо в соседнем Арлесгейме), где участвует под руководством Штейнера в строительстве антропософского центра — “храма-театра” Гетеанума. (Слайд 17). Занятия антропософией (и связанной с ней проблемой внутреннего самопознания человека) поощряют углубленное внимание Белого к автобиографической теме. С октября 1915 по октябрь 1916 он пишет роман “Котик Летаев”, в котором воскрешены и осмыслены его собственные младенческие переживания, первые восприятия мира. Роман должен был начать серию автобиографических произведений (впоследствии продолжен романом “Крещеный китаец” 1921).

8). Васильева. Кучино.В 1916 году Белого призывают на военную службу, он приезжает в Петербург и получает отсрочку. Белый сближается с Клавдией Николаевной Васильевой. Здесь он встречает Февральскую, а затем Октябрьскую революцию. Как и Блок, он воспринимает ее романтически.

В 1921-1922 г.г. он расстается с Анной Алексеевной Тургеневой, с которой был близок 14 лет. В 1921 году умирает его лучший друг Блок. В этом же году уходит из жизни его мать Александра Дмитриевна Бугаева

За вольнолюбивые мысли отец лишил сына наследства, поэтому квартира матери после её смерти перешла к чужим людям. Три года Белый скитается по друзьям, чужим квартирам, пока ему не находят в 1925 году дачу на станции Кучино, в доме Ливандовских, а затем дачу Шиповых. (Слайд 18).Этот дом сохранился до наших дней. В 1994 году на доме была установлена мемориальная доска, а в 2005 году открыта музейная экспозиция, филиал краеведческого музея г.Железнодорожный.

В 6-томном собрании сочинений мы нашли 15 стихотворений, написанных в Кучино. Из этого следует, что шестилетний отрезок жизни здесь благотворно действовал на его творчество, учитывая тишину, чудесную природу и другие условия.

Чем являлось для Андрея Белого подмосковное Кучино можно понять, перечислив только самое значительное из написанного им здесь.: возобновил работу над романом “Москва” В нем он в фантасмагорической форме описал свою жизнь в доме на Арбате и гротескный и суховатый образ отца.(Слайд 19), позднее перерабатывал его в драму; написал книгу путевых очерков “Ветер с Кавказа”; воспоминания о Рудольфе Штейнере; (Слайд 20) второй том романа “Москва”; начинал работу над первым томом грандиозной мемуарной трилогии “На рубеже двух столетий”, ставшей своего рода энциклопедией русской жизни начала 20 века; уж не говоря о литературоведческих статьях, переписке, которую он вел на протяжении всей своей жизни с огромным числом братьев по перу и различных адресатов. (Слайд 21)

В конце концов из-за бытовых неурядиц Борис Николаевич и Клавдия Николаевна в апреле 1931 года уедут из Кучино и будут жить сначала у Иванова-Разумника в Петербурге, затем в Москве на Плющихе. Летом выезжают в Коктебель к писателю Волошину. Последней книгой Белого будет монография о ритмике стиха и поэтике “Мастерство Гоголя”. Умер Белый из-за психологических причин. В 1934 году. В некрологе писатели поставили его имя рядом с классиками русской и мировой литературы, за что партийные инстанции осудили некролог.

В настоящее время в центре “Мемориальная квартира Андрея Белого” и в центральной библиотеке г.Железнодорожный (Слайды 22,23) проводится большая работа по изучению жизни и популяризации творчества поэта, писателя, философа и литературного критика Андрея Белого.

3. Закрепление изученного. Кроссворд “Символизм” (Слайд 24).

Использованная литература.

  1. Андрей Белый. Александр Блок. Москва.\ Сост. М.Л.Спивак, Е.В.Наседкина, А.Э.Рудник,М.Б.Шапошников. – М.: ОАО “Московские учебники и картолитография”, 2005.
  2. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки пот русской литературе.20 век.11 класс.1 полугодие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО, 2004.
  3. Записи с экскурсии на дачу Шиповых в Кучино.
  4. kvartira-belogo.guru.ru