Материалы внеклассного мероприятия к 400-летию освобождения Москвы от поляков (Смутное время)

Разделы: Внеклассная работа


Начало 17 века - смутное время на Руси. Законного царя нет. Лжедмитрий I, Лжедмитрий II… В стране хозяйничают поляки, литовцы, шведы. Святое место – Троице-Сергиева Лавра выдерживает с сентября 1608-го по январь 1610 года осаду тридцатитысячной польско-литовской армии. На стенах Лавры бьются схимники, монахи. Обороной монастыря командует сам Патриарх Гермоген. Он запрещает русскому православному народу присягать польскому королю. Но вот Гермоген схвачен. Он медленно угасает от голода в мрачном подземелье Чудова монастыря. Поляки входят в Москву.

И тут Сергий Радонежский поднимает крест за Россию. Он благославляет на ратный подвиг неизвестного нижегородского мясника.

Кузьма Минин был простым торговцем и никогда не помышял о том, чтобы быть во главе народа, борющегося за освобождение России. Но осенью 1611 года он увидел во сне преподобного Сергия Радонежского и услышал: “Собирай казну, собирай людей и веди их на Москву”. Трижды повторялось это видение. На третью ночь преподобный Сергий сказал: “Для того чтобы ты удостоверился в истинности этого видения, ты заболеешь”. И Сергий поразил Минина болезнью. И вот Кузьма Минин продает свою лавку, собирает жителей Нижнего Новгорода. Они признают его своим вождем. Его – не князя, не полководца, даже не человека знатного рода – простого торговца мясом. Ополчение Минина подходит к Троице-Сергиевой Лавре. И случилось это 18 августа, в тот самый день, когда преподобный Сергий давал благословение князю Дмитрию на Куликовскую битву!

Теперь русское войско благославляет архимандрит Дионисий. Много часов проходит мимо него ополчение – каждого архимандрит осеняет крестом и окропляет святой водой. Дует сильный ветер, и всадники с трудом удерживаются в седлах – словно какая-то сила не пускает их в Москву. Последними подходят под благословение князь Пожарский и гражданин Минин. В это самый миг ветер переменился и подул в сторону Москвы. Войско, как на крыльях, полетело к столице.

В битве за Москву гражданин Кузьма Минин сражался в первых рядах. Когда ополчение идет на битву, поляки слышат боевой клич русских: “Сергиев! Сергиев!” Так каждый воин давал знать, что он – из ополчения Сергиевой обители, Ученик Сергия Радонежского. И когда польские войска слышали этот клич, они отступали, потому что знали, что такую рать им не одолеть никогда.

В октябре 1612 года Москва была освобождена. Бесславно закончились для поляков и второй набег королевича Владислава, и новая осада Лавры. Только на дверях Троицкого собора остался след от польского ядра, который можно видеть и сейчас.

Россия всегда питалась идеалами, воплощенными русскими святыми. В России нет ни одной церкви, где не было бы чудотворной иконы Богоматери.

С именем Богородицы, с заступничеством ее икон (Владимирской, Казанской, Иверской, Донской и многих других) связываются в национальном самосознании русских такие значительные события истории, как Куликовская битва, изгнание поляков из Москвы в 1612 году, война 1812 года, победа Красной Армии под Москвой в 1941 году. Почитание Богородицы поддерживает в народной душе любовь, нежность, целомудрие, жертвенность.

Неоценима помощь Казанской Божьей Матери России. Первый раз это случилось в Смутное время. Предстояла решающая битва за Москву. Нужно было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый город, отбить многочисленное войско литовского гетмана Хоткевича, подошедшего к столице. Отряд ополченцев, пришедший к Минину и Пожарскому из Казани, принес икону Казанского образа, которая побывала в боях, и от нее совершались чудеса.

Князь Дмитрий Пожарский не хотел разрушат Москву, и все ополчение молилось перед иконой, прося сохранить город. Молитвы были услышаны: 22 октября 1612 года русские, призвав на помощь Царицу Небесную, пошли на приступ и взяли Китай-город, куда вместе с войском вошла и Казанская икона. Поляки капитулировали. 25 октября ополчение под звон колоколов, с Казанской иконой впереди войска, вошло в Кремль.

В 1812 году именно перед иконой Казанской Божьей Матери молился М.И. Кутузов в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Казанская Божья Матерь пришла на помощь России в 1941 году, в самом начале Великой Отечественной войны. Митрополит Гор Ливанских Илия (Салиб) имел видение Божьей Матери, которая объявила ему, что Ленинград будет спасен, если Казанскую икону из Князь-Владимирского собора с крестным ходом обнесут вокруг города.

Митрополит связался с представителем Руссой православной Церкви и с советским правительством. Казанскую икону вынесли из собора и пронесли по осажденному городу. И город выстоял. В январе 1943 года блокада была прорвана.

Чудотворная икона была отправлена в Сталинград, где перед ней непрерывно служились молебны и панихиды. Казанская Богородица помогала нашим войскам в Кенигсберга (ныне Калининград).

Киев – мать городов русских- был освобожден в день празнования Казанской иконы.

В 1947 году И.В. Сталин пригласил митрополита Гор Ливанских Илию в Россию. Правительство наградило владыку Сталинской премией за помощь России во время войны. Но от премии Илия отказался, сказав, что монаху деньги не нужны. И сам внес 200 тысяч долларов на помощь детям-сиротам. Из Москвы митрополит приехал в Ленинград, где во Владимирском соборе после вечерней службы был возложен драгоценный камень на Казанскую икону – дар митрополита Илии.

“Я молился за Ваш город, - говорил в проповеди своей Владыка,- и благодарен Господу, что Он удостоил меня побывать здесь, молиться вместе с вами. Я увидел веру, увидел, что Божья Матерь не оставила своих чад”. Говорил он через переводчика, но почти все в храме плакали.

Предстательство Пресвятой Богородицы и небесная помощь да будет всегда на нашей Святой Руси.

Использованная литература:

  1. Материалы Международной конференции “1100 лет под Покровом Божьей Матери”, проведенной 13 октября 2010 года в городском поселении Деденево Дмитровского района Московской области в Спасо-Влахернском монастыре. МОО “Союз православных женщин”. 2011 г.
  2. Д. Орехов. Святые места России. Санкт-Петербург. 2000 г.
  3. Д. Орехов. Святые иконы России. Санкт-Петербург. 2002 г.