Африка. Географическое положение

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели:

  • Образовательная: познакомить учащихся с физико-географическим положением Африки. Рассмотреть влияние ФГП на природу материка.
  • Развивающая: научить давать характеристику географического положения по плану. Продолжить формировать умение работать с картой, анализировать, делать выводы.
  • Воспитательная: привить интерес к предмету. Заинтересовать изучаемым материалом.

Задачи:

  • Совершенствовать умения учащихся работать с различными географическими источниками;
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи
  • Закреплять умение самостоятельно характеризовать особенности ГП.

Материальное обеспечение (наглядность. ТСО) : презентация, карта Африки, атласы, раздаточный материал – план «Географическое положение Африки».

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: урок с применением презентации созданной в PowerPoint.

Методы работы: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация мультимедийной презентации), практические (работа с картой). 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Учитель: Мы сегодня приступаем к изучению материка Африка. Тема урока «Африка – географическое положение» . Слайд 1.

Учитель: Африка – это материк контрастов. Слайд 2.

У каждого человека есть определенное представление об этом материке. С одним из них я и хочу вас познакомить. Слайд 3.

Синее море! Белый пароход!
Говорят, что в Африке, лето круглый год.
Говорят, что в Африке, круглый год жара.
В самом центре Африки золота гора!
Говорят, что в Африке, злой шаман живет.
Носит он сандалики задом наперед.
Говорят, что в Африке, слон и бегемот
В полдень- спят под пальмами,
В полночь пьют компот.
Говорят, что в Африке,
Много разных стран,
Отвези нас в Африку, грозный капитан!

Сегодня мы с вами совершим путешествие в Африку, точнее, вокруг Африки. И начнем мы с изучения географического положения материка.

Вопрос: Как вы думаете, почему именно с географического положения?

Предполагаемые ответы: Ребята должны ответить, что именно географическое положение влияет на климат, растительный и животный мир материка.

Учитель: Как и любое явление в географии, мы будем характеризовать географическое положение по плану. Слайд 4. . Этот план у вас на листочках на столах. Это опорный конспект. С которым мы и будем работать. В правую колонку будем записывать ответы.

В заключении мы должны будем ответить на проблемный вопросСлайд 5.

«Как географическое положение влияет на природу материка?»

Итак, приступаем.

Вопрос: Какой первый пункт плана?

Предполагаемый ответ: Площадь материка.

Записываем – Африка – 2 материк по площади. Занимает 1/5 суши. Слайд 6.

Учитель: Второй пункт – отношение к экватору, нулевому меридиану и тропикам. Слайд 7.

Задание: Подумайте и ответьте на этот пункт.

Предполагаемые ответы: экватор пересекает Африку посередине, нулевой меридиан в западной части, северный тропик – в северной части, южный –в южной.

Учитель: следующий пункт плана? Слайд 8.

Предполагаемые ответы: В каких полушариях расположен материк. И ответ – во всех –северном, южном, западном и восточном.

Учитель: Пользуясь атласом определите крайние точки, их координаты и заданные параметры расстояния. Слайд 9, 11.

Предполагаемые ответы: Слайд 10,12.

  1. Северная - м. Бен-Секка 37ºс.ш. 10ºв.д.
  2. Южная - м. Игольный 34ºю.ш. 20ºв.д.
  3. Западная - м. Альмади 15ºс.ш. 17ºз.д.
  4. Восточная - м. Рас-Хафун 11ºс.ш. 52ºв.д.

Размеры материка

1) Расстояние с севера на юг по 20 меридиану в градусах и км

32 + 37 = 69 (градусов)

69 х 111 = 7659 (км)

Расстояние с запада на восток по 10 параллели в градусах и км

15 + 52 = 67 (градусов)

67 х 109,6 = 7343,2 (км)

Учитель: Далее мы рассматриваем элементы береговой линии (слайды с 10 по 33). Работая со слайдами и атласом ребята определяют, что за объекты появляются на каждом слайде (10, 12, 14, 16, 18,20, 24, 26, 28, 30, 32) и после этого узнают краткую информацию об объекте (11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25 , 27, 29, 31, 33) .

Учитель: А теперь давайте закрепим наши знания. Слайд 34. Учитель показывает цифры на слайде.

Предполагаемые ответы: ребята называют объекты, которые рассмотрены ранее.

Учитель: работаем с карой течений.

Задание: По карте выпишите, какие течения омывают Африку и как они влияют на климат? Слайд 35.

Предполагаемые ответы: Холодные –Бенгельское, Сомалийское и Канарское –иссушают климат и охлаждают. Теплые –Мозамбикское, Гвинейское и Южно- пассатное – утепляют и увлажняют.

Учитель: Следующее задание: По карте выпишите – какие материки и с какой стороны от Африки находятся. Слайд 36.

 

Ребята отвечают: Ближе всего расположена Евразия с северной и северо-восточной стороны. Остальные материки –далеко –С.Америка и Ю.Америка с запада, Австралия – с востока, Антарктида – с юга.

Учитель: Итак, мы рассмотрели все пункты плана.

Теперь возвращаемся к нашему проблемному вопросу Слайд 37.

Как влияет физико-географическое положение на особенности природы материка? Поскольку мы с вами только учимся делать выводы, я облегчила вам работу –посмотрите на эти фразы и вставьте пропущенные слова. Слайд 38.

Учитель: Давайте вместе проверим записи. Слайд 39.

  1. т.к. пересекает экватор, то на части территории климат жаркий и влажный, животные и растения теплолюбивые, реки незамерзающие.
  2. т.к. пересекают тропики – в этих местах климат жаркий и сухой, много пустынь, со скудной растительностью и отсутствием рек.

3. Задание на самоподготовку: Слайд 40.

  1. выучить конспект;
  2. уметь показывать по карте все объекты ГП;
  3. нанести на контурную карту все объекты ГП;
  4. определить координаты крайних точек и расстояние с с- ю по 20 в.д. и з-в по 10 с.ш..

4. Подведение итогов урока. Выставление оценок.