Открытый урок литературы по повести А.Платонова "Юшка" "Великая сила любви". 7-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (273 кБ)


Урок традиционный с применением ИКТ и элементами здоровьесберегающей технологии.

Урок состоит из нескольких этапов.

Первый этап – мотивирующий деятельность учащихся. Такой методический приём помогает обучающимся сконцентрировать своё внимание, способствует формированию вопросов, которые смогут направить анализ в нужное русло, и поставить цели урока.

Второй этап – анализ текста заставляет обучающихся углубиться в текст рассказа и из него, выискивая ключевые слова, подойти к анализу общего мотива и теме урока.

Творческая работа на уроке позволяет каждому обучающемуся реализовать свои способности,  через цветовую гамму передаётся отношение к главному герою, позволяет глубже осознать идейный смысл рассказа.

Словарная работа, которая направлена на ознакомление обучающихся лексических значений новых для них слов.

На протяжении всего урока присутствуют здоровьесберегающие компонетны: зарядка-релаксация, чтобы снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала. Групповая работа, когда класс делим на условные группы с учетом типологических особенностей обучающихся. При формировании групп учитывается личностное отношение детей  к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета.

При помощи ИКТ удержание внимания обучающихся, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, при этом то, что происходит на экране требует ответной реакции обучающихся и носит мобилизирующий характер.

Цель: вызвать сочувствие к герою рассказа «Юшка»; дать импульс к размышлениям о любви ко всему живому и прежде всего о любви к людям, развивать навыки анализа текста.

Задачи:

  • Обучать формированию навыков литературоведческого анализа произведения, обеспечить повторение и закрепление таких понятий как сострадание, милосердие, гуманизм, нравственность.
  • Развивать мыслительные процессы: выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать воображение, используя задания творческого характера;
  • Воспитывать на примере литературного образа суметь увидеть собственные внутренние качества, прочувствовать характер героя.

Ход урока

Слайд 1

I. Оргмомент.

(Представление учителя)

Сегодня на уроке продолжим работать с произведениями необыкновенного человека и яркого писателя Андрея Платонова.

Обратите внимание, что сегодня мы вновь работаем по группам. В каждой группе есть консультант, который будет оценивать и отслеживать вашу работу на протяжении всего урока и результаты заносить в оценочный лист. В конце урока на основе его данных будет выставлена оценка за работу

А сейчас, прежде чем приступить к анализу прочитанного вами дома рассказа «Юшка», послушайте стихотворение замечательного русского поэта Сергея Есенина и ответьте на вопрос

– Какое качество хотел увидеть Господь в людях?

(Любовь к ближнему, сострадание, доброту)

II. Начало, мотивирующее деятельность.

Слайд 2. (звучит тихая музыка, читает ранее подготовленный ученик стихотворение С. Есенина)

Шёл Господь пытать людей в Любови.
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве,
Жамкал дёснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь какой убогой,-
Знать от холода качается, болезный».

Подошёл Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй…маленько крепче будешь».

Вопросы классу:

  1. Обладал ли старый дед из стихотворения С.А. Есенина этими качествами? (Да)
  2. Кого из героев прочитанной повести напоминает старый дед? (Юшку)
  3. В чем сходство между этими героями? (Они оба любили людей, были добры к людям, помогали в трудную минуту)

– Как по-вашему, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Постарайтесь сформулировать цель нашего урока.

III. Объявление темы и цели урока.

Слайд 3.

Сегодня на уроке мы поговорим об очень важном качестве человека – о любви. О любви ко всему живому и прежде всего о любви к людям. Исследуем, к кому и к чему проявлял это чувство главный герой повести А. Платонова и почему обязательно нужно верить в великую силу любви.

IV. Анализ произведения.

– Как зовут главного героя произведения?

(Зовут его Ефим, но люди называли его Юшка.)

– Найдите описание Юшки. Зачитайте.

(стр. 137.)

– На что обращает внимание автор?

(На глаза Юшки.)

– Почему особо выделяет глаза?

(У Юшки глаза наполнены влагой. Если глаза – зеркало души, то душа Юшки плачет. Именно душой мы любим и страдаем..)

– Где живёт любовь у Юшки?

(В сердце Юшки.)

(Появляется центральная часть опорной схемы.)

Слайд 4.

– Как проявляется герой через речь? Найдите в тексте и зачитайте.

Какое слово повторяет он чаще других?

(Часто повторяется слова «любовь» и «любить»)

– Какие взаимоотношения были с односельчанами у Юшки?

(1. Взрослые и дети выплёскивали на него свою злобу, постоянно обижали Юшку. Когда у них бывало злое горе или обида, когда они были пьяными, тогда их сердца наполнялись лютой яростью. Каждый вымещал на Юшке зло, зная, что он всё стерпит. В зле люди забывали на время своё горе.

2. Дети привыкли жить в атмосфере вражды. Взрослые обычно ругали их, а то и били. Юшка же был безответным, безобидным человеком. И это было непривычным и удивительным для детей.)

– Почему же Юшка верит, что дети его любят? Как об этом говорит автор?

(«Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.)

– Какие чувства вызывает отношение людей к Юшке у вас?

(Нельзя так относится к человеку.)

– Бывали ли в трудной жизни Юшки счастливые моменты?

(Да. Когда он был на природе.)

– Зачитайте этот эпизод.

– Значит Юшка любил родину, родную природу, всё живое.

Слайд 5.

Дополните схему «СЕРДЦЕ ЮШКИ» соответствующими составляющими.

Обратимся к эпизоду, когда Юшка «осерчал». Почему осерчал, а не разгневался?

V. Словарная работа.

(Запись в тетрадь)

  • Осерчать – то же, что сердится.
  • Разгневаться – прийти в состояние сильного гнева.

(Юшка отстаивает своё право на любовь, на жизнь)

– Когда мы узнаём полное имя Юшки? От кого? Почему?

(Появляется человек, который любил и ценил Юшку.)

– Хоронить Юшку пришли всем селом. Почему?

(Хотели искупить свою вину.)

– Напрасно ли прожил свою жизнь Юшка?

(Нет. Юшка назван стариком, а душа у него детская, чистая. Это праведник, человек, живущий по христианским заповедям. Его называли блажным, юродом, «божьим чучелом, терзали его и смеялись над ним. Но без таких «блажных» люди обходится не могут: «без Юшки всем стало плохо». «Не стоит село без праведника», - гласит пословица. Место Юшки, своего духовного отца, заняла новая праведница – девушка, которая выжила, выучилась, стала врачом благодаря самопожертвованию и любви чужого ей человека. Чужого по крови, но не по духу.)

VI. Вывод.

Таким образом, в сердце Юшки жила огромная любовь ко всему, что его окружало. И идея повести в том, что любовь порождает добро, а зло не может породить ничего. На доске у нас получилась жизненная формула Юшки.

Слайд 6. Схема.

Какова же жизненная формула Юшки? Запишите её в тетрадь.

(Нужно жить, храня в сердце любовь.)

VII. Физкультминутка.

– Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь к солнышку, как Юшка.

– Сядьте, закройте глаза, представьте Юшку, улыбнитесь ему:

  • радостно: «Приятная встреча!»
  • утешительно: «Всё будет хорошо!»
  • счастливо: «Какой успех!»
  • удивлённо: «Не может быть!».

VIII. Творческая работа (по группам).

– Давайте пофантазируем. Подумайте и нарисуйте, как будет выглядеть сердце Юшки. Подберите ассоциации. Может быть это будет цветок, звездочка или что-то другое. Обсудите в группе и поднимите тот цвет, в который вы бы окрасили сердце Юшки. Один из группы мотивирует ваш выбор.

(любовь к природе – зелёный; 1 гр.
любовь к родине – красный; 2 гр.
любовь к живому – жёлтый; 3 гр.
любовь к людям – оранжевый.) 4 гр.

Приступайте к работе и наполните сердце Юшки выбранными разными цветами. Главное в этой работе не красиво нарисовать, а постараться изобразить собственное представление.

IX. Защита творческих работ.

Слайд 7.

Д/з. А в вашем сердце живёт любовь к чему? (Постарайтесь изобразить ответ на этот вопрос в виде схемы, а затем с помощью красок.)

X. Итог урока.

Вывод по уроку.

– О чем мы говорили сегодня на уроке? К какому выводу вы пришли?

(Мы анализировали повесть А. Платонова «Юшка» и пришли к выводу, что нужно жить, храня в сердце любовь)

Оценки за работу на уроке.

– Пришло время оценить вашу работу на уроке. Слово консультантам. Итак, кто набрал наибольшее количество баллов, оценка 5, чуть менее 4, остальные заработали бонусы, которые будут учитываться на следующем уроке при опросе домашнего задания.

XI. Рефлексия.

(У вас на парте лежат три карточки разного цвета. Если вам понравился сегодняшний урок - приклейте карточку красного цвета, если оставил равнодушными – жёлтого, а если не понравился – зелёного.)

Приложение.