Царство бактерии

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с представителями царства бактерии, их строением, жизнедеятельностью и распространением на Земле.

Задачи урока:

  • образовательная: сформировать понятия бактерии, бациллы, спириллы, вибрионы, кокки; показать особенности строения и жизнедеятельности бактерий, позволяющие выделить их в отдельное царство;
  • развивающая: формировать умение делать выводы на основании полученной информации, навыки исследовательской деятельности и практической работы с микроскопом;
  • воспитательная: обосновать необходимость соблюдения правил личной гигиены.

Оборудование: компьютер, проектор, микроскопы, микропрепараты бактериальных клеток картофельной палочки, стакан с водой, пробирки с аквариумной водой и почвой.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, настраивает на хорошую плодотворную работу.

2. Актуализация знаний

Фронтальный опрос:

  • Каково строение растительной клетки?
  • Какие виды тканей имеются у растений?

Проблемная ситуация (в итоге учащиеся формулируют тему урока)

Слайд № 2. Сегодня у нас необычный урок – мы отправляемся в путешествие. Для этого вы поделитесь на три группы или команды и выберите капитана. Представьте, что мы – путешественники во времени. Я перевожу часы на машине времени на 3,5млрд. лет назад. Что мы можем увидеть в это время на Земле? Вода занимает большее пространство. Суша – каменистая равнина. В воздухе нет кислорода, зато есть аммиак, сероводород, метан и пары воды. Целью нашего перемещения являются поиски жизни.
Господа исследователи, где нам искать жизнь? (каждая группа высказывает свои предположения). Ответ: жизнь можно обнаружить в воде.
Зачерпнем немного океанической воды и вернемся в наше время. Та форма жизни, которая находится в этом стакане, – объект нашего сегодняшнего изучения. Догадались, о чем идет речь?
Ответ: это бактерии.

3.Изучение нового материала:

Слайд № 3. Тема урока – царство бактерии. Запись темы урока в тетради.
Сегодня на уроке мы познакомимся с представителями царства бактерии, их строением и жизнедеятельностью, узнаем, почему бактерий выделили в самостоятельное царство.
Бактерии – это первые организмы на нашей планете. Возникли они около 3,5млрд. лет назад.
– Где можно обнаружить бактерий? (учащиеся высказывает свои предположения)
Ответ: вода, воздух, почва, организмы.
Практически нет места на Земле, где бы не встречались бактерии.
Они живут во льдах Антарктиды при температуре – 83 Сo и в горячих источниках, температура которых может достигать + 90 Сo. Некоторые бактерии переносят очень высокую соленость среды, в частности, это единственные организмы, обнаруженные вМертвом море. В атмосфере они присутствуют в каплях воды, так в городах дождевая вода содержит гораздо больше бактерий, чем в сельской местности. Растения, животные и человек также заселены бактериями. Особенно много бактерий обитает в кишечнике человека и на коже рук.
– Но почему же мы ни видим бактерий на коже?
Бактерии — это живые организмы, настолько маленькие, что их можно рассмотреть только в микроскоп. Только представьте себе, что:
– в 1мл воды содержится 6тыс. бактерий (демонстрация пробирки с аквариумной водой),
– в 1г почвы – несколько млн. (демонстрация пробирки с почвой). Поэтому не забывайте мыть руки перед едой и после туалета.

Слайды №4-5. Видеофрагмент. Первым человеком, увидевшим микроорганизмы, был нидерландский натуралист, конструктор микроскопов – Антони ван Левенгук в 17 веке.

– Давайте и мы познакомимся с бактериями. Опыт мы с вами заложили на прошлой неделе. А теперь посмотрим на его результат.

Слайд № 6. Работа в группах с микроскопом. (см. Приложение)

Задание № 1 всем группам: Рассмотрите под микроскопом бактерии картофельной палочки. Определите форму бактерии, зарисуйте. Представителю от каждой группы необходимо будет рассказать о полученных результатах.
Раньше ученые относили бактерий к царству Растения, но сегодня их выделяют в самостоятельное царство, нам необходимо выяснить почему?

Слайд № 7. Прежде всего, давайте рассмотрим строение бактериальной клетки. Вы уже знаете строение растительной клетки, сейчас перед вами бактериальная клетка, какие части вам знакомы?
Ответ: оболочка, цитоплазма.

1) Оболочка бактерий состоит из 3 слоев, 1 слой – мембрана, 2 – клеточная стенка, 3 – внешняя оболочка, обычно слизистая капсула. Оболочка придает форму, защищает и проводит питательные вещества.

2) Цитоплазма – внутренняя среда клетки, осуществляет связь между органоидами и транспортирует вещества.

Слайд № 8. – Скажите, чего нет в бактериальной клетке по сравнению с клеткой растений?

Ответ: пластид, ядра.

– Действительно, в клетках бактерий нет этих органоидов.

3) В клетках бактерий нет оформленного ядра, но ядерное вещество имеется, будем называть его неоформленным ядром, у большинства бактерий оно распределено в цитоплазме.

4) Жгутик – вырост оболочки. Он обеспечивает передвижение. Некоторые бактерии не имеют жгутика.

Запись в тетради. Строение бактериальной клетки:

– Сделайте рисунок бактерии и подпишите названия частей бактериальной клетки.

Задание № 2 всем группам: почему бактерии не относятся к царству растений?

Ответ: бактериальная клетка отличается по строению от растительной, в ней отсутствуют пластиты, ядро и вакуоли, имеются дополнительная оболочка.

Слайд № 9. Задание № 3 всем группам: Используя слова на экране, составьте предложение, которое будет выводом о том, как устроены бактерии. Запишите свое предложение, и представитель от каждой группы прокомментирует ответ.

Ответ: бактерии – просто устроенные, одноклеточные организмы.

Слайд № 10. Бактерия в переводе означает – палочка, именно такую форму имеет большинство бактерий. Бактерии с палочковидной формой клетки называют бациллами.
Бактерии извилистой формы называются – спириллы.
Бактерии, имеющие форму в виде запятой, носят название вибрионов.
И последняя форма в виде шара, такие бактерии называют кокками.
Кроме этого, бактерии могут жить колониями. Например, стрептококки, живущие у нас ротовой полости и на зубах. Обратите внимание, у них нет жгутиков. Необходимо чистить зубы два раза в день по три минуты, не давая покоя этим вредным бактериям.
Таким образом, выделяют 4 основные формы бактериальных клеток.

Запись в тетради: формы бактерий. Зарисуйте и подпишите название.

Слайд № 11. Задание № 4 всем группам. Определите форму бактерии на фото под цифровым микроскопом.

Ответ: 1. Спириллы 2. Вибрионы 3. Кокки 4. Бациллы

– Продолжим наше исследование. Почему бактерии — одноклеточные, просто устроенные организмы — существуют в природе наряду с высокоорганизованными?

1) Благодаря ничтожным размерам бактерии легко проникают в трещины, щели, поры. 2) Образуют споры.

Слайд № 12. В неблагоприятных условиях цитоплазма бактериальной клетки сжимается и отходит от оболочки, образуя новую более плотную. Такую бактериальную клетку называют спорой. При наступлении благоприятных условий споры набухают, оболочки разрываются, и молодые сформировавшиеся клетки выходят наружу.

Слайд № 13. Споры очень стойки:выдерживают длительноевысушивание, кипячение в течениенескольких часов, сухое нагревание до140 С. Споры бактерии картофельной палочки, которую мы сегодня рассмотрели, попадая вместе с мукой или дрожжами в тесто, не погибают при выпечке хлеба и могут вызвать «тягучую», или «картофельную», болезнь хлеба. Если он долго полежит в теплом месте, то становится слизистым и тягучим, приобретает неприятный запах. Поэтому в жару хлеб необходимо хранить в прохладном месте, но не дольше 2 дней.

Запись в тетради: бактерии образуют споры в неблагоприятных условиях.

3) Большая скорость размножения.

Слайд № 14. Рассмотрите рисунок, определите, как размножаются бактерии?
Бактерии размножаются делением. У бактерий не существует мужских и женских особей. У самых быстрорастущих бактерий деление происходит через каждые 20 мин. Если бы существовали благоприятные условия и было достаточно пищи, бактерии размножались бы беспрерывно. Бактерии, вызывающие ангину, попав в организм, за сутки делятся несколько тысяч раз, вызывая боль в горле, озноб, слабость. Помните о том, что человек, болеющий ангиной, через воздух быстро заражает остальных, поэтому лучше остаться дома, пока не вылечитесь.

Запись в тетради: бактерии размножаются делением клетки надвое.

4) Разнообразные способы питания.

Слайд № 15. Питание осуществляется всей поверхностью клетки. Пожалуй, нет такого органического вещества, которое не подошло бы в пищу тем или иным бактериям. Большинство бактерий используют готовые органические вещества. Лишь некоторые из них создают органические вещества из неорганических. Например, цианобактерии могут питаться в процессе фотосинтеза, выделяя кислород в атмосферу. Бактерии, питающиеся готовыми органическими веществами можно поделить на две группы: сапротрофы и паразиты. К сапротрофам относятся бактерии гниения и брожения. Благодаря их жизнедеятельности происходит разложение опавших осенью листьев, трупов животных и человека.И все это превращается вперегной, удобряющий почву. Они своеобразные санитары нашей планеты.
Бактерии паразиты способны проникать в ткани растений, животных и человека, угнетая организм.Например, возбудитель туберкулёза – бактерия – палочка Коха. Палочка может жить в организме, не вызывая болезни. Но если человек плохо питается, курит, употребляет наркотики, его иммунитет ослабевает, и бактерия быстро размножается. Она поражает все органы человека, но чаще легкие.

Запись в тетради: зарисуйте схему питания бактерий.

4. Закрепление:

Слайд № 16. Ответьте на вопросы.

Задание группе № 1. Почему бактерии выделили в отдельное царство?
Задание группе № 2. Почему бактерии сохранились с древнейших времен до наших дней?
Задание группе № 3. При скорости размножения потомство от одной бактерии за 5 суток может образовать массу, способную заполнить все моря и океаны. Но этого не происходит. Как вы думаете, почему?

Слайд № 17. Д/З Подумайте над вопросом: возможна ли жизнь на нашей планете без бактерий?

5. Рефлексия:

– Что было сложным на уроке?
– Что вам особенно понравилось на уроке?
– Где вы можете применить полученные на уроке знания?

6. Подведение итога и комментирование оценок.

Список используемых источников:

Литература: Пасечник В.В. Учебник Биология 6 кл. Бактерии, грибы, растения.– М.: Дрофа, 2002.

Веб-страницы: