Игровые технологии на уроках и во внеурочное время

Разделы: Начальная школа


Игры на занятиях по математике

Давно установлено, что отдельные упражнения из занимательной математики, математические игры могут доставлять детям такое же удовольствие, как и элементы занимательного материала, связанные со спортом, литературой и другими областями науки, искусства. Надо только умело подбирать математические задания, чтобы они вызывали интерес у младших школьников, ибо возбудить интерес детей к математике – это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения математике. Для решения этой задачи полезно использовать минуты занимательной математики.
Минуты занимательной математики проводятся эпизодически.
Приведем примерные вопросы, задачи, задания, которые можно предлагать младшим школьникам в соответствующие периоды их обучения.
Дети любят необычные задачи в стихах. Поэтому в удобную для этого минуту учитель может начать беседу так:
- Ребята, вы знаете стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Багаж»?
Конечно, среди ребят найдутся такие, которые знают его на память. После этого предложить прочитать его хором. А затем сказать:

- Теперь послушайте задачу:

Дама  сдавала в багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картинку, корзину, картонку
И маленькую собачонку.
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок».

Ребята, считайте быстрей,
Сколько осталось вещей?

С интересом дети принимаются за отгадывание простых ребусов. При этом надо предлагать не какие угодно ребусы, а только те, которые имеют определенную связь с математикой: либо в его изображении встречаются математические знаки, либо в ответе содержится математический термин, либо имеет место первый и второй признаки одновременно.
Например, учитель говорит:

- Дети, отгадайте, какие слова здесь написаны с помощью букв и других знаков.

по 2 л

 

7 я

 

100 лб

Дети всегда с увлечением отгадывают загадки. Здесь также следует обратить внимание на то, что загадки должны иметь какие-то математические элементы. Например:

  1. Дом без окон и дверей,
    Как зеленый сундучок,
    В нем шесть кругленьких детей
    Называется…
    (Ответ: стручок.)
  2. Что за шустрый старичок
    Восемьдесят восемь ног
    Все по полю
    шаркают,
    За работой жаркою.
    (Ответ: веник.)
  3. Что это за семь братьев: годами равные,
    именами разные?
    (Ответ: дни недели.)

Полезно бывает предложить и задачи-шутки, например:

  1. На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни, поставив пустой стакан на стол. Сколько стаканов осталось?
  2. (Ответ: 3 стакана.)

  3. Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги?

   

При проведении минут занимательной математики можно предложить какое-либо упражнение со счетными палочками, например сначала сложить из палочек следующую фигуру (рис.1). Затем в этой фигуре надо переложить 4 палочки так, чтобы получились один большой квадрат и один малый (рис.2).

Логические упражнения, например:

  1. Из каких геометрических фигур составлена каждая картинка? Чем отличается одна картинка от другой?

  1. Из каких геометрических фигур составлены эти елочки? Чем отличается одна елочка от другой? В которой елочке больше треугольников и на сколько?

  1. Из скольких разных прямоугольников составлено это «окно»?

 

 

 

 

В минуты отдыха с детьми можно проводить игру «Концовки». Учитель говорит:
- Проведем игру «Концовки». В ней могут участвовать 3, 4 и более учеников. Они становятся в кружок. Я буду начинать предложение, а вы должны его правильно закончить. Заканчивать предложение должен тот, до кого я дотронусь рукой. Если «концовка» ученика окажется неправильной, то он выходит из круга. Оставшиеся в кругу стараются правильно закончить предложение. Выигрывают те, кто правильно давал «концовки» и остался в кругу.
Учитель:
- Начинаю предложение: «Если подоконник выше  стола, то стол…»
Ученик:
- «… то стол ниже подоконника».
Далее предложения могут быть следующими:
- Если Саша по росту равен Пете, то Петя … (по росту равен Саше). Если Катя стоит левее Тани, то Таня … (стоит правее Кати). Если у меня в правой руке счетных палочек на 2 больше, чем в левой, то в левой руке … (палочек на 2 меньше, чем в правой). Если сестра старше, чем брат, то брат … (моложе, чем сестра). Если карандаш короче линейки, то линейка … (длиннее карандаша).

В результате знакомства детей с элементами занимательной математики на уроках и во внеурочное время  может возникнуть у них и интерес к систематическому проведению групповых внеклассных занятий.
В I классе внеурочные групповые занятия по математике проводятся эпизодически. Во II, III, IV  классах эти занятия проводятся систематически, но не чаще одного-двух раз в месяц, так как к ним требуется большая подготовка

.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ-ШУТКИ,
ЗАДАЧИ-ЛОВУШКИ

  1. Сколько рогов у трех коров? (шесть)
  2. У девочки орехов больше трех, но меньше пяти. Сколько орехов у девочки? (четыре)
  3. В вазочке лежало пять конфет и три печенья. Съели все печенье и столько же конфет. В вазочке что-нибудь осталось? (две конфеты)
  4. У мамы в руках три цветка, она купила еще два. Сколько пальцев на двух руках мамы? (десять)
  5. У девочки живут две кошки и одна собака. Сколько лап у одной кошки? (четыре)
  6. У дедушки два правых тапочка и два левых. Сколько тапочек он обует на правую ногу? (один)
  7. Когда слону исполнится семь лет, что будет дальше? (ему пойдет восьмой год)
  8. Какой месяц самый короткий? (февраль – 28 дней, май – три буквы)
  9. У какой фигуры больше углов: у квадрата или у прямоугольника? (у них по четыре угла)
  10. Когда мы видим два, а говорим 14? (когда смотрим на часы)

Приложение