Марафонская битва

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Цель: проследить ход и значение Марафонской битвы.

Задачи.

1. Выявить причины нападения персов на греков.

2. Сравнить военную тактику греков и персов.

3. Показать героическую борьбу греков против персидской агрессии через картосхему.

4. Продолжить формировать умение составлять рассказ, анализировать исторические документы, делать не сложные выводы.

5. Выявить значение Марафонской битвы. Развивать у учащихся чувство патриотизма.

Оборудование: презентация, картосхема на магнитах, атрибуты воинов (лук со стрелами, копье и меч)

Раздаточный материал для учащихся: камешки белого и черного цвета, мозаика “Греческий и персидский воин” (Приложение 2), сравнительная таблица стран (Приложение 1)

Основные понятия: стратег, фаланга.

Персоналии: Мильтиад.

Хронология: 490г до н.э..

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

В начале 5 века до нашей эры неподалеку от Греции, на Восточных берегах Средиземного моря, образовалось огромное Персидское царство.

Работа с картой (учебник карта “Персидское царство, слайд 1)

- Каким цветом обозначена территория Персии?

- До какой реки доходили владения персов на востоке?

- До каких морей на западе?

- Какие моря служили границей на севере?

- Какой залив и море были южной границей Персидской державы?

- Сравним Грецию и Персию (работа с таблицей, заполнить ячейки, выполняется в парах и у доски) (Приложение 1)

- Посмотрите получившуюся таблицу, какие выводы можно сделать? Каковы шансы греков против персов? (Слайд 2)

- Почему персидского владыку называли “царь царей”? (Слайд 3)

3. Сообщение темы и цели урока. (Слайд 4)

- Сегодня мы поговорим о том, как грекам удалось противостоять персидской державе.

Тема урока - “ Марафонская битва”.

Цель урока – ознакомимся с ходом и значением Марафонской битвы.

4. Изучение нового материала.

- к началу 5 века до н.э. персидский царь Дарий I покоряет побережье полуострова Малая Азия и некоторые государства Балканского полуострова.

- Почему персы стремились к завоеванию Греции? (Новые земли, богатства)

- Так же греческие колонии в Малой Азии продолжали борьбу. В 500 г.  до н.э. вспыхнуло восстание в Милете. На помощь Милету пришли Афины. Восстание продолжалось 6 лет. Персы расправились с восставшими. Милет был разрушен до основания, а население продано в рабство. Но известно, что Дарий приказал своим советникам каждый день напоминать ему: “Владыка, помни об афинянах!”.

- Дарий I хотел угрозами подчинить греков себе. В городах Греции появились персидские послы. Они нагло заявляли…

- Что же требовали послы прочитает… (Ученик выступает в роли персидского посла)

“Наш владыка царь царей, великий царь Дарий, владыка всех людей от восхода до заката, требует от вас земли и воды”.

- Что означали эти требования? (Признать власть персов)

- Выступим в роли греков и проголосуем, а как это делали в Афинах? (При помощи черных и белых камешков)

- Поднимите белый камень “за” или черный – “против”.

- Наше решение совпало с решением греков. Когда персидские послы прибыли в Афины, те в гневе убили их, столкнув со скалы. А спартанцы бросили послов в колодец со словами: “Здесь вы найдете достаточно земли и воды!”. (Слайд 5)

- Как вы думайте, к чему привели действия афинян и спартанцев?

- Дарий был зол. Он решил наказать греков. Снарядив в поход большое войско, огромный флот кораблей направился от побережья Малой Азии к берегам Греции, разоряя на пути все острова. (Слайд 6)

Шел 490-й год до нашей эры, Афины были охвачены тревогой и смятением. Гонец из прибрежного селения принес в город страшную весть.

- Что сообщил гонец афинянам прочитает…

“В Марафонской бухте высадились персы. Готовьтесь к обороне”. (Приложение 2)

- Город Марафон располагался 42 км от Афин. (Слайд 7, 8)

Работа с датой.

- В каком году персы напали на греков? (490 г. до н.э.)

- Сколько лет назад это случилось? (2012 + 490 = 2502 года)

- Сколько лет прошло от первых Олимпийских игр до Марафонской битвы? (776 – 490 = 286 лет)

- Афиняне должны были избрать для своего войска стратега. Стратег по-гречески военачальник. (Слайд 9)

- Имя стратега греков вы узнаете, соединив буквы по стрелочкам. (Слайд 10)

- Кто же стал стратегом греков?

- Мильтиад – афинский полководец, был вассалом Дария, служил в персидском войске и знал многие военные приемы персов. (Слайд 11)

- Все способные носить оружие встали в строй. В Афинах остались женщины, дети и старики. Десятитысячное пешее войско двинулось по горным дорогам навстречу врагу. Через несколько часов пути греки достигли холмов, окружавших Марафонскую равнину. С этих холмов они увидели вытащенные на берег корабли и вражеский лагерь. Временами слышалось ржание коней и звуки речи чужеземцев. (Слайд 12)

Мильтиад не стал спускаться на равнину, та как численность персов превосходила греков. Мильтиад преградил путь врага в Афины, а на берегу моря поставил разведчиков.

Целых семь дней стояли друг против друга оба войска. Персидский царь никак не мог выманить афинян на равнину. Тогда он решился на опасный шаг, он приказал коннице сесть на корабли с тем, чтобы обогнуть Аттику и захватить Афины.

- Почему персы считали, что им легко удастся осуществить план? (В Афинах остались дети, женщины и старики)

- Но едва рассвело, разведчики подали солнечными зайчиками от щитов Мильтиады знак. Он отважился на сражение. Греки немедленно спустились на равнину и построились фалангой.

- ФАЛАНГА – это тесные, сомкнутые ряды воинов. (Слайд 13)

- Поближе познакомимся с обмундированием воинов. На столах конверты с мозаикой, соберите ее (Приложение 2). В конверте №1 какой воин, в конверте №2? Чем отличается обмундирование воинов? (Слайд 14)

Работа с картосхемой.

- Чтобы лучше представить ход Марафонской битвы научимся работать с картосхемой. Это умение пригодится при дальнейшем изучении истории, так как история включает в себя множество битв и сражений, которые изображают в виде картосхем.

Войска персов обозначим красным цветом, войска греков – синим. Нам нужны военачальники (выходят двое учащихся, выбирают себе оружие). Как вы думаете кто из ребят греческий военачальник, а кто персидский? (Ребята пробуют командовать войсками, передвигая картосхему)

- Как же греками командовал Мильтиад. Греческая фаланга была равной по длине боевой линии персов. Но в центре у персов находились более сильные воины, служа ранее в персидском войске, Мильтиад знал об этом, поэтому сосредоточил главные силы по краям. (Слайд 15)

По команде афиняне бросились в атаку, началась Марафонская битва. Персам удалось прорвать боевую линию греков в центре, но края фаланги устояли. Вообразив, что победа у них в руках, персы бросились в глубь к греческому лагерю, тогда стоявшие по краям греческие воины сомкнули ряды и напали на персов сзади. В ожесточенной схватке афиняне обратили врагов в бегство, гоня их к морю. Часть персидских кораблей была захвачена и потоплена, а на оставшихся персы уплыли. (Слайд 16)

- Современный художник представил себе Марафонскую битву вот так. (Слайд 17)

- Как вы думаете почему грекам удалось одержать победу над могущественной Персидской державой.

1. Сражались за независимость своего государства. Мужество и силу им предавала мысль о том, что они сражаются за Родину, за жизнь и свободу своих матерей, жен и детей.

2. Продумана тактика боя. Не зря Мильтиад был выбран стратегом.

- Значение Марафонской битвы было велико. Отныне персы перестали считаться непобедимыми. Если прежде борьба с могущественной Персией казалась безнадежной, то теперь победа воодушевила всю Грецию.

- Еще не успели перевязать раненых, как Мильтиад приказал самому быстроногому из воинов: “Сообщи в Афины о великой победе. Торопись, ибо наши матери и жены не знают покоя!”

Юноша без отдыха и остановок бежал 42 км. (Слайд 18)В Афинах гонца окружила взволнованная толпа. “Радуйтесь, мы победили!” - чуть слышно произнес юноша и пал мертвым. Сердце воина не выдержало огромного напряжения. (Слайд 19)

- Знаете ли вы, какое спортивное состязание проводится в наши дни в память о подвиге афинского юноши? (Марафонский бег в 42 км). (Слайд 20)

- За подвиг юноше воздвигли скульптуру. Все погибшие в Марафонской битве были захоронены в одном месте – кургане. Он сохранился до наших дней. (Слайд 21)

“Доблести этих мужей освещает бессмертная слава.

Здесь поразили они гордые персов войска.

Пешими поднялись против Азии конницы сильной,

Чтобы Эллады земли рабского дня не узнать”

5. Закрепление изученного материала

- Почему персы стремились к новым завоеваниям?

- В каком году персы напали на греков?

- По какой причине афиняне на должность стратега выбрали Мильтиада?

- В чем было преимущество персидской армии над греческой?

- Что помогло грекам одержать победу в Марафонской битве?

- Какое значение Марафонская битва имела для греков? Для персов?

6. Домашнее задание. (Слайд 22)

Написать сочинение от лица греческого или персидского воина.

7. Рефлексия

- На столах перед вами два кораблика (Приложение 3). Если вы сегодня все поняли и в течение урока остались на плаву, поднимите плывущий кораблик. Если что-то было не понятно и ваш кораблик, затонул как корабли Дария, поднимите тонущий корабль.

- Мне с вами было комфортно и приятно работать, я весь урок “оставалась на плаву”! (Слайд 23)