Урок по теме "Предлог"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Задачи урока.

Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний.

Прозвенел и смолк звонок, (Слайд 1. Презентация)
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись.
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!

Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.

Девизом нашей работы будут следующие слова. (Слайд 3)

Начнём урок с загадки. (Слайд 4)

Где можно найти, что обозначает слово дорога? (В толковом словаре)

Узнаем, как в словаре даётся объяснение этого слова. (Слайд 5, 6)

Какими близкими по значению словами можно заменить слово?

Как называются эти слова? (Синонимы - путь, тропинка). (Слайд 7)

2. Объявление темы и цели урока.

А мы идём с вами по дороге знаний.

- Прочитайте предложение, назовите пропущенные орфограммы и объясните их правописание. (Слайд 8)

- Назовите вопросы к словам.

- К каким словам нельзя поставить вопросы?

- Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Объявление темы урока и постановка целей.

Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: "Общее понятие о предлоге". (Слайд 9)

3. Работа над новым материалом. Определите местоположение зверей, (Слайд 10)

- Где сидит белка?

- Где спрятался заяц?

- Около чего лежит лиса?

- Перед чем идёт медведь?

- Какие слова помогли узнать местоположение зверей?

Это предлоги, (Слайд 11, 12)

Чистописание. (Слайд 13)

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.

- А если бы не было предлогов, то мы бы понять смысл предложения? Запишите любое предложение, подчеркните предлог. (Слайд 14)

Предлог - это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются. (Слайд 15)

- А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

Составление предложений с предлогами. (Слайды 15-19)

Вывод. (Слайд 20)

- Какую роль предлоги выполняют в русском языке?

Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.

Ещё об одной особенности предлогов мне скажите, выполнив задание.

*Физминутка (Слайд 21)

Нахождение предлогов. (Слайд 22)

- Прочитайте предложения. Может быть, кто-то догадался, почему одинаковые по звучанию слоги пишутся по-разному?

- А хотите узнать?

Ответьте на вопросы.

  • Перед какими частями речи стоят предлоги?
  • Перед какой частью речи предлогов нет?
  • Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.

Почему предлоги пишутся раздельно? (Слайд 23, 24)

Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами, нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

Запишите одно предложение, подчеркните предлог.

Вывод. (Слайд 25)

4. Закрепление изученного.

Отработка навыка употребления предлога в речи. Найдите предлоги. (Слайд 26)

Предлоги вы знаете, значит можете самостоятельно выполнять задания. Проверка. Молодцы (Слайд 27) Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи. Списать текст, раскрывая скобки.

- Почему написали раздельно? (Между предлогом и словом можно вставить подходящие по смыслу слова). (Слайд 28)

Пришла весна (в) лес. Набухли почки (на) деревьях. Оживает (под) снегом молодая травка.

Самостоятельная работа и взаимопроверка. Тест-опрос. (Слайд 29)

У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.

Выбери верное утверждение.

А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.

Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

Перед какой частью речи не бывает предлогов?

А. Перед именем существительным.

Б. Перед именем прилагательным.

В. Перед глаголом.

Как пишутся слова: (с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?

А. Раздельно. Б. Слитно.

Укажите номера, в которых допущена ошибка.

А. По танцевал Б. За школой В. На писать

В каких предложениях есть предлоги?

А. У берлоги вырос холмик желтой глины.

Б. Летят на землю белые хлопья снега.

В. Потускнела зелень елок.

Взаимопроверка. (Слайд 30). 1-2 ошибка - “4”, 3 ошибки - “3”.

Рефлексия. (Слайд 31)

5. Итог урока. (Слайд 32)

6. Домашнее задание. (Слайд 33)

Написать рассказ о животных, используя предлоги.