Интеллектуальная игра "Новогодний серпантин"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель игры: поднять престиж знаний, способствовать интеллектуальному развитию личности, выявить новые таланты.

Задачи интеллектуальной игры:

1) совершенствование умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация),

2) развитие образного и логического мышления,

3) развитие речевых навыков (умение обосновать свои убеждения, строить простейшие умозаключения),

4) формирование умений интеллектуального планирования и прогнозирования (осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их на соответствие заданным правилам и алгоритмам, проявлять умения принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени).

Актуальность новогодней игры.

Разве есть какой-то другой праздник, который любят практически все независимо от возраста и места жительства? Новый год празднуют не только в России, но и во всем мире. Большинство людей занято подготовкой к празднику и все решают где, как и с кем праздновать. Новогодние игры с Дедом Морозом и Снегурочкой – это одно из самых долгожданных и веселых событий для всех, а для детей особенно. В серии интеллектуальных игр, новогодние игры занимают одно из важных мест.

Поэтому, я считаю, что на данный момент эта тема очень актуальна.

 “Любимый праздник дарит
волшебство, любовь и
окрыление надеждой”.

Ф.М. Тютчев.

ИКТ на образовательном мероприятии: использование ИКТ на данном мероприятии делает его ярким и содержательным. Идет воздействие на два важнейших органа (слух и зрение), что облегчает процесс восприятия. Электронный вариант игры способствует развитию внимания, памяти, сосредоточенности, наблюдательности, мышления. Применение презентации во время урока обеспечивает его динамичность, наглядность, более высокий уровень и объём информации по сравнению с традиционными методами.

План образовательного мероприятия-игры:

1) организационный этап (1 мин.);

2) операционный этап (35 мин.);

3) аналитический этап (4 мин.).

Практическая ценность игры.

Данная работа может быть применена на внеклассных мероприятиях.

Игровая деятельность учащихся внутри школы или класса способствует выявлению одаренных детей, путей организаций работ с ними.

Помогает создавать команды школьников для участия в различных интеллектуальных городских играх.

Способствует формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Создает в детской душе глубокие и прочные социальные связи.

Условия игры.

В игре принимают участие 3 команды.

Игра включает три тура.

Право первого хода получает та команда, которая первой отгадает зашифрованное слово. Команды отгадывают слово, по очереди, называя буквы.

1 тур – “Традиции”. Разминка команд.

По итогам первого тура устанавливается очередность участия команд в выборе игрового поля во втором туре. Команды отвечают на вопросы письменно и сдают свои ответы помощникам ведущего. За каждый правильный ответ начисляется один балл.

2 тур – “Снежный ком”. Открывается игровое табло. Команды, выбирая поочередно игровые поля, согласно набранным баллам, отвечают на предложенные вопросы. За каждый правильный ответ начисляется один балл.

3 тур – “Новогодний сюрприз” - финал. Команды, согласно набранным баллам, открывают свой новогодний мешочек с сюрпризом. За правильный ответ команда получает пять баллов.

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Содержание игры

Номер слайда Деятельность учителя Деятельность ученика
1 1. Организационный этап (1 мин.)

Цель: контролирует готовность учащихся к мероприятию, приветствует их и определяет настрой ребят.

Цель: контролируют свою готовность к игре, демонстрируют готовность к мероприятию, приветствуют ведущего.
  Мотивационный этап (2 мин.)

Цель: обеспечение мотивационной готовности, положительного эмоционального настроя.

“Новый год слетает с неба?
Или из лесу идёт?
Или из сугроба снега
К нам приходит новый год?
Он, наверно, жил снежинкой
На какой-нибудь звезде
Или прятался пушинкой
У Мороза в бороде?
Спать залез он в холодильник
Или к белочке в дупло...
Или в старенький будильник
Он забрался под стекло?
Но всегда бывает чудо:
На часах двенадцать бьёт...
И неведомо откуда
К нам приходит Новый год!” (Усачёв Андрей).

Появился этот праздник давно – более, чем 2 тысячи пятьсот лет назад. Родился он в Месопотамии. Правда, отмечали его тогда не 1 января, как мы с вами привыкли, а в марте.
Чуть позже этот праздник от вавилонян перешел к иудеям (древним евреям), а уже от них – к грекам и к народам Западной Европы. В 46 году до нашей эры римский император Юлий Цезарь перенёс празднование Нового года на 1 января. Постепенно и другие народы мира стали его отмечать в этот день. Так и пришел к нам этот замечательный праздник, с ёлочными украшениями, огнями, подарками и дедом Морозом.

Цель: осознание того, почему и для чего им нужно изучить данную тему.

Дают ответы на вопрос.

2 Операционный этап (35 мин.)

Цель учителя: формирует у учеников мотив достижения успеха,  объясняет правила игры

В игре принимают участие 3 команды.

Игра включает три тура.

Право первого хода получает та команда, которая первой отгадает зашифрованное слово. Команды отгадывают слово, по очереди, называя буквы.

1 тур. Разминка команд.

По итогам первого тура устанавливается очередность участия команд в выборе игрового поля во втором туре. Команды отвечают на вопросы письменно и сдают свои ответы помощникам ведущего. За каждый правильный ответ начисляется один балл.

2 тур. “Снежный ком”.

Открывается игровое табло. Команды, выбирая поочередно игровые поля, согласно набранным баллам, отвечают на предложенные вопросы. За каждый правильный ответ начисляется один балл.

3 тур. “Новогодний сюрприз” - финал. Команды, согласно набранным баллам, открывают свой новогодний мешочек с сюрпризом. За правильный ответ команда получает пять баллов.

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Цель учащихся: на данном этапе происходит демонстрация того, что учащиеся уже знают и умеют, то есть с создания “ситуации успеха”. Каждый ученик в индивидуальном порядке выполняет конкретно-практическую задачу и дает констатирующую оценку своих достижений. Таким образом, учащиеся убеждаются в своем успехе и показывают его другим.

Учащиеся делятся на команды заранее.

3 Вопрос: в Австралии вместо елки используют дерево, цветущее красными цветами.

Как оно называется?

Команды отгадывают слово, по очереди, называя буквы.

Ответ: метросидерос.

4 1 тур. Разминка команд.

По итогам первого тура устанавливается очередность участия команд в выборе игрового поля во втором туре.

1) в этой стране в первую новогоднюю ночь принято водить по улицам слонов

2) в какой стране к новогоднему столу подают куриную лапшу (бун) — длинную вермишель в качестве символа долголетия?

3) в какой стране есть традиция в момент, когда часы бьют 12, каждый должен съесть 12 виноградин?

4) в этой стране в знак особого внимания к хозяевам гости приносят в качестве новогоднего подарка толстое полено.

Команды отвечают на вопросы письменно и сдают свои ответы помощникам ведущего. За каждый правильный ответ начисляется один балл.

Ответы:

1) Гвинея

2) Вьетнам

3) Испания

4) Франция

5 1) у какого новогоднего дедушки длинная шуба красного цвета, шапка-боярка, окладистая белая борода и длинный посох в руках и очень добрая улыбка?

2) у этого Деда Мороза белая борода, красная шапочка с помпончиком, яркие плавки на загорелом теле, солнцезащитные очки и доска для серфа. Откуда он?

3) в какой стране раздает подарки не сам местный Дед Мороз Боббо Натале, а фея Бефана с красным колпачком и в хрустальных башмачках?

4) В этой стране Новый год совпадает с праздником скотоводства. Дед Мороз приходит к детям в одежде скотовода, с лисьей шапкой на голове, длинным кнутом в руках, огнивом и табакеркой на боку. О какой стране речь?

Ответы:

1) Россия.

2) Австралия.

3) Италия.

4) Монголия.

6 Найти кадры из фильмов: “12 месяцев”, “Морозко”, “Новые приключения Маши и Вити”, “Дед Мороз и лето”. 1) “Дед Мороз и лето”.

2) “Новые приключения Маши и Вити”.

3) “Морозко”.

4) “12 месяцев”.

7 2 тур. “Снежный ком”.

Открывается игровое табло. Команды, выбирая поочередно игровые поля, согласно набранным баллам, отвечают на предложенные вопросы. За каждый правильный ответ начисляется один балл.

 
8 Вопросы:

1. В Японии о приходе Нового года возвещают 108 ударов в колокол, в России новогоднюю полночь отбивают куранты. А как возвещают о приходе Нового года в Великобритании?

Ответы:

1. Лондонские часы Биг-Бен.

9 2. Продолжительность жизни деревьев чрезвычайно разнообразна. Тополь живет 150 – 200 лет, береза до 250, баобаб до 5000 лет. Сколько лет живет ель, если избежит участи стать новогодним деревом? 2. Ель живет 300-400 лет. Елочки-долгожители могут жить до 500 лет.
10 3. Дело было в январе,
Стояла елка на горе,
И возле этой елки
Бродили злые волки.

Назовите автора строк.

3. А.Л. Барто.
11 4. Родиной американского Санта-Клауса (Деда Мороза) считается Лапландия, резиденция белорусского Деда Мороза находится в Беловежской пуще. Какой город объявлен географической родиной российского Деда Мороза? 4. Великий Устюг.

 

 

 

12 5. Существует такое многообразие снежинок, что обычно считается, что не бывает двух одинаковых. Самая крупная снежинка имела диаметр около 38 см. Сколько лучиков у снежинки? 5. Шесть
13 6. Скорость распространения звука в каучуке- 50, в воздухе - 330, в воде - 1450, а в стали - 5000 метров в секунду. Когда быстрее распространяются звуки: зимой или летом? 6. Летом звуки распространяются быстрее, чем зимой, так как зимой воздух более плотен и, следовательно, скорость звука меньше.
14 7. Северный полюс лежит на ледяных полях Северного Ледовитого океана, Южный полюс находится на высоте 2800 м над уровнем моря на ледниковом покрове Антарктиды. Где холоднее — на Северном или Южном полюсе? 7. На Южном полюсе.
15 8. Месяц Март получил свое название в честь римского бога Марса. Месяц май назван в честь римской богини весны Майи. Июнь – назван в честь богини Юноны.Какой месяц по предложению Марка Антония увековечил память о Юлии Цезаре? 8. Июль.
16 9. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой веревкой. Что символизировал этот новогодний обычай? 9. Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться.
17 3 тур. “Новогодний сюрприз” - финал.

В допетровской Руси традиционным новогодним угощением праздничного застолья были яблоки. Почему?

Команды, согласно набранным баллам, открывают свой новогодний мешочек с сюрпризом. За правильный ответ команда получает пять баллов.

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Ответ: до календарной реформы Петра I Новый год отмечали 1 сентября — в то время, когда собирали яблоки.

18 На своей варежке вы увидели две снежинки разной формы. Одна — более простой, а другая — формы сложного ажурного узора. Можно ли по внешнему виду этих снежинок определить, какая из них упала с большей, а какая — с меньшей высоты? Ответ: да. Чем сложнее форма снежинки, тем с большей высоты она падала, так как ее кружение в воздухе сопровождалось процессом кристаллизации — присоединения к ней новых частиц влаги, которые и обеспечили дополнительную изысканность ее формы.
19 Счёт года с 1 января был введён в Риме Юлием Цезарем в 45 году до н.э., но 15 октября 1582 года появился другой календарь, которым мы сейчас и пользуемся.

Как называется календарь, по которому мы живём, в настоящее время, считая дни, месяцы, годы?

Ответ: Григорианский.
  Аналитический этап (2 мин.)

Цель: подведение итогов, награждение победителей.

“Говорят, под Новый год
Что ни пожелается –
Всё всегда произойдет,
Всё всегда сбывается.
Могут даже у ребят
Сбыться все желания,
Нужно только, говорят,
Приложить старания.
Не лениться, не зевать
И иметь терпение,
И ученье не считать
За своё мучение.
Говорят, под Новый год
Что ни пожелается –
Всё всегда произойдет,
Всё всегда сбывается” (С. Михалков).

Цель: осознание значимости своей деятельности на уроке, высказывают свое мнение о проведенной игре, самооценка деятельности на уроке.